|
Общение на разные темы Разговор на отвлечённые темы (слабо модерируемый раздел) |
![]() |
|
Опции темы |
![]() |
#31 |
Местный
Регистрация: 28.06.2007
Сообщений: 4,604
Репутация: 1262
|
![]()
Владимир Тендряков
Тысяча первый раз о нравственности Публикация и подготовка текста Н. Г. Асмоловой. Послесловие Геннадия Николаева Продолжение.............. Проклятый вопрос, который вы и мы повторяем на разные голоса, поставлен историей, а она столь же ваша, как и наша. Вы и мы живем в одном времени, на одной планете. И смешно думать, что природа подготовила специальные законы бытия для вас и специальные для нас, они едины. Вам и нам придется обращаться к одним истокам, решать одни фундаментальные задачи. То, что откроете вы для себя, окажется важным для нас, как и наши открытия — для вас. Открытия ради становления нравственности на Земле. Нравственность может быть только всеобщей — ваша и наша, неделимая. С начала христианства нравственные положения становятся всечеловеческими. Подошло время всечеловеческими усилиями осуществить их... Мы проследили последовательную цепь отношений: личность — структура общества — производительные силы — собственность — наемный труд — нравственность. Как ни коротка эта последовательность (до изначальности не достает!), она все же, надеюсь, поможет разобраться в запутанных вопросах нашего бытия... А наше время, несмотря на все конфликты и “малые войны”, вплотную подошло к тому, о чем страстно мечтало изнемогающее от вражды и насилий человечество. Со времени появления первого раба начался трудный и мрачный период истории. Надеемся и верим, он кончается сейчас, в наши дни! И только по слепоте и недомыслию можно вещать о зловещем будущем, о близком конце. Никогда еще род людской не был столь энергичен и деятелен, никогда еще разум не проявлял себя столь мощно. Мы на умирающих не похожи! ...Кончится общественный антагонизм, но наивно рассчитывать, что вместе с ним исчезнут и частные случаи антагонизма одного лица с другим. Противоречия среди людей были, есть и всегда будут, в том числе и сугубо острые, до вражды, до ненавистничества. Жизнь останется жизнью со светлыми и темными сторонами. Но вот тогда-то и обретут небывалое влияние нравственные учителя, вроде Толстого и Достоевского. Те, кто способен с предельной чуткостью уловить ущербность поведения, некорректность отношений, в обыденном поступке разглядеть фатальные последствия, дать целительные советы. Сейчас бессильны благоразумные советы — приходится преодолевать не столько косность своего человеческого духа, сколько косность сложившихся условий. Самый искусный садовник не в состоянии на неблагоприятной почве заставить растение цвести и плодоносить. Ни Толстой, ни Достоевский, равно как и другие великие законодатели нравственности, не могли добиться расцветания добрых отношений. Те семена, которые они бросали, дадут всходы, как только условия станут способствовать прорастанию. И новые сеятели по обновленной почве начнут уверенно сеять разумное, доброе, вечное... 1969—1973, 1984 Публикация и подготовка текста Н. Г. Асмоловой Далее будет всего две страницы: НРАВСТВЕННОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ТЕНДРЯКОВА
__________________
Достоевский считал, что атеизм - болезнь жидовская, что он противен русскому народу. |
![]() |
![]() |
![]() |
#32 |
Местный
Регистрация: 28.06.2007
Сообщений: 4,604
Репутация: 1262
|
![]()
Геннадий Николаев.
НРАВСТВЕННОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ТЕНДРЯКОВА "..........Вот оно, первое ключевое слово — исследование! Да, в Тендрякове, теперь уже ясно, всегда жил исследователь — человека, жизни, его прошлого, настоящего и будущего. Вот второе ключевое слово — будущее! В будущее Тендряков был устремлен всегда, от первой своей научно-фантастической повести “Путешествие длиной в век” до последнего романа “Покушение на миражи” и потаенной публицистики, составившей том “Неизданного”, в который вошли документальная проза (“Пара гнедых”, “Хлеб для собаки”, “Параня”, “Донна Анна”, “Охота”, “На блаженном острове коммунизма”, “Люди или нелюди”, “Революция! Революция! Революция!”), публицистика (“Метаморфозы собственности”, “Нравственность и религия”, “Личность и коммунизм”) и драматургия. “...Жизнь не только догоняет вымысел, а порой перегоняет его. Однако это вовсе не значит, что сказка в скором времени исчезнет совсем, заменится трезвой былью. Просто она из недоступного, из области божественного перекочевывает в наше будущее... Безнадежность перестала быть уделом сказки. И уж если сказка перекочевала в будущее, то к ней должны быть иные требования. Наше будущее, несмотря на свою фантастичность, реально. Поэтому и современная сказка должна нести реалистические черты. Мало того, к будущему нельзя относиться безответственно, несерьезно. Описывать будущее как некий розовый рай, населенный блаженными, — значит, обманывать самих себя. Наверняка среди грядущих поколений будут конфликты и противоречия, о которых сейчас мы лишь смутно можем догадываться”, — писал Тендряков в предисловии к своей первой сказке. Будущее — это не только ключевое слово, но и ключ ко всему творчеству писателя Тендрякова, камертон к пониманию его “пламенного” романтизма, всегда присутствовавшего внутри “беспощадного реализма, адресованного грядущему веку”. Будущее — каким содержанием оно будет наполнено: нравственным или безнравственным? Что должны сделать мы, ныне живущие, чтобы в будущее не проникли “трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей”, чтобы “люди, принявшие их в себя”, не становились “тотчас бесноватыми и сумасшедшими” (Достоевский. “Преступление и наказание”, сон Раскольникова)? Нравственность — третье ключевое слово. Именно с ней, нравственностью, в конце концов, связан весь цикл поисковых работ Тендрякова в последние два десятка лет. И фундаментальное его исследование, предлагаемое читателю, является той “суммой технологий”, которая, по сути, дала такие могучие отростки, как “Личность и коммунизм” (1968, опубл. в “Звезде”, № 8, 1989), “Нравственность и религия” (1965—1967, попытка публикации в “Звезде” в 1977 г. не удалась), “Метаморфозы собственности” (1969—1973, опубл. в “Звезде”, № 3—4, 1990), “Социальное колесо будущего” (1984). (О Тендрякове и об истории его взаимоотношений с редакцией “Звезды” см. в моих публикациях: “Тендряков на Байкале” (№ 11, 1993) и “Освобождение „Звезды”” (№ 1, 2001). Устремленность в будущее, попытка прорваться сквозь неведомое усилием интеллекта ради улучшения жизни людей, ради человека, который (в это Тендряков страстно верил!) поднимется из нынешнего состояния наемного полураба до Личности, способной к осознанному и коллективному продвижению всей человеческой цивилизации, независимо от расовых, национальных, религиозных, политических и прочих особенностей, за ту заветную черту, где кончается средневековье и начинается эра “Человека, преодолевшего себя” (мысль Гете: “Закон, связывающий все живое, не распространяется на человека, преодолевшего себя”, то бишь “свинцовые инстинкты”, по Толстому). “...ищи бессмертия не одного человека, а всего человечества...” — устами своего героя из фантастической повести “Путешествие длиной в век” провозглашал Тендряков. Однако было бы неверно называть Тендрякова фантастом, фантазером, утопистом — он никогда не отрывался от нашей грешной земли, всю жизнь был на острие проблем, не преукрашивал, не витийствовал, не писал угодное власть предержащим. Зы: Совет почитайте :“Личность и коммунизм”
__________________
Достоевский считал, что атеизм - болезнь жидовская, что он противен русскому народу. Последний раз редактировалось Kuznez; 18.11.2007 в 11:56. |
![]() |
![]() |
![]() |
#33 |
Местный
Регистрация: 28.06.2007
Сообщений: 4,604
Репутация: 1262
|
![]()
"Агузарова Жанна - Верю я@
Верю я: ночь пройдет, сгинет страх. Верю я: день придет, весь в лучах. Он пропоет мне новую песню о главном, Он не пройдет, нет, лучистый, зовущий и славный, Мой белый день! Сколько зим ночь была, сколько лет? Будет жизнь, сгинет мгла, будет свет! Он пропоет мне новую песню о главном, Он не пройдет, нет, лучистый, зовущий и славный, Мой белый день! Я войду в радость дня, "блудный сын". И скажу: "Вот и я, здравствуй, мир!" Он пропоет мне новую песню о главном, Он не пройдет, нет, лучистый, зовущий и славный. Мой чудный мир!
__________________
Достоевский считал, что атеизм - болезнь жидовская, что он противен русскому народу. |
![]() |
![]() |
![]() |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Марксизм и национальный вопрос | марксист | Политэкономический ликбез | 89 | 04.10.2015 16:33 |
Вопрос президенту. | otgpu | Общение на разные темы | 1 | 17.10.2007 20:47 |
КПРФ и Русский вопрос | Сергей Строев | Планируем новый российский социализм | 5 | 15.05.2007 20:36 |