Ваше желание рассматривать Китай в этой теме с точки зрения достоинств или ошибок социализма, извините, но кроме улыбки ничего не вызывает!
Китай уже давно не является ни социалистическим и тем более коммунистическим. Для того, чтобы он встал на путь построения даже социализма там необходима революция по типу нашей Великой Октябрьской!
http://gatchinka.ru/Default.aspx?ID=5083&tabid=63
Является ли Китай коммунистическим?
Владимир Леонов 25 июля 2012 17:47

Китайскому экономическому чуду не перестает удивляться весь мир. Причём, рост могущества Китая вызывает противоречивый интерес, поскольку он совершается под красными знамёнами с компартией у власти, которая провозгласила «построение рыночной социалистической экономики».
Для любого человека, мало-мальски знакомого с теорией хозяйствования -
http://proza.ru/2011/03/16/1646, совершенно ясно, что «социалистической рыночной экономики» не бывает.
Мы уже говорили (
http://gatchinka.ru/Default.aspx?tabid=63&ID=2001), что внутри хозяйства, подчинённого общенародному собственнику (при социализме), не может существовать рынка (он существует только между собственниками). В социалистической экономике (при общенародном собственнике) не может быть никаких денежных расчётов между предприятиями, никаких рыночных отношений, точно так же, как они отсутствуют внутри любой собственности при капитализме.
В соцгосударстве не может быть никаких налогов на предприятия общенародной собственности, на зарплату трудящихся на этих предприятиях, не может быть никаких прибылей и убытков. Соцпредприятия не могут торговать друг с другом (торговать внутри собственности нельзя), они не могут быть нерентабельны, не могут быть банкротом!
И, тем не менее, предприятия в СССР как будто торговали, платили налоги, получали прибыли и т.д. И социализм при этом пока крепчал. Но когда в СССР в результате реформы 60-ых годов была предпринята попытка действительно построить некое подобие рынка, дав некоторую самостоятельность директорам предприятий (при существующем номинально общенародном собственнике), это, в конце концов, и привело к гибели социализма в СССР.
Но, несмотря на то, что «рыночной социалистической экономики» не бывает, пока Китай ещё процветает, каким-то образом удерживая рынок под контролем коммунистической партии. Более того, он превзошёл Японию и стал второй самой крупной экономикой мира после США. А также стал крупнейшим экспортёром мира.
При этом в 2010 году Китай занял второе место в мире (после США) по числу миллиардеров (130 человек). К тому же за год их состояние выросло в три раза.
При этом массы населения пребывают в нищете и подвергаются чудовищной эксплуатации (сам видел, когда несколько дней провел в Пекине летом 2005 года, возвращаясь из поездки в Северную Корею). Это происходит в результате политики «Обогащения», которой открыто следует КПК последние 30 лет.
Согласно официальным данным за период от 2004 до 2010 г. количество частных предприятий в Китае выросло на 81% и составило почти 4 миллиона предприятий.
Стремление Китая взять под контроль максимальное количество природных ресурсов также впечатляет. Сегодня практически во всех африканских странах отмечается заметное экономическое присутствие Китая, который получает треть своего импорта с месторождений Африки. В обмен на доступ к природным ресурсам африканских стран Китай инвестирует в построение дорог, портов, в промышленную инфраструктуру, а также в инфраструктуру, необходимую для воспроизводства рабочей силы (школы, больницы, жильё).
Помимо Африки Пекин ищет сырьё и в менее отдалённых местах, в том числе на Ближнем Востоке и в России. Китай смог получить значительный доступ к природным ресурсам Сибири. В августе 2010 г. он запустил нефтепровод, соединяющий Китай с месторождениями Восточной Сибири. Поначалу Китай будет импортировать из России 15 млн. тонн нефти в год, с перспективой удвоения объёма.
Китай смог направить в свою сторону часть каспийского природного газа, построив газопровод с пропускной способностью 30 млрд. кубометров, проходящий через Туркменистан.
Одновременно он ведёт переговоры с российским «Газпромом» о построении двух новых газопроводов с суммарной пропускной способностью 63 млрд. кубометров в год. Это равносильно количеству объёмов газа, которые будут пропускаться через «Южный поток» из России в Южную Европу.
Значительным поставщиком нефти для Китая является Венесуэла. Эта нефть перевозится в Китай через Панамский канал, принадлежащий китайскому бизнесмену.
За последнее время Китай сделал значительные шаги в направлении роста своей военной мощи. Его военный потенциал занимает второе место в мире.
Китай после 80-ых годов в значительной степени связал свою экономику с капиталистическими государствами. Китайское руководство не только не отрицает этого факта, но и превозносит его. Китай активно участвует в мировом капиталистическом распределении в качестве крупной «фабрики» дешёвой рабочей силы, преподнося большую прибыль капиталистам, имеющим возможность инвестировать экономику Китая.
Китай уже сросся с мировой империалистической системой. И ведёт себя так же, как и страны, составляющие эту систему. Его реализуемые цели ничуть не отличаются: создание наилучших условий для китайского капитала и его накопления. В этом Китай коренным образом отличается от СССР, который выполнял функцию «противовеса» империалистической системе.
Китай также стремится добиться политического союза с капиталистическими государствами в рамках международных организаций, таких как ООН, ВТО и т.п.
Следует напомнить о некоторых событиях прошлого. Пока существовал СССР, внешняя политика Китая против Советского Союза координировалась с политикой США. Эта позиция поначалу была представлена в качестве критики КПК в адрес оппортунистического поворота КПСС на 20 съезде. А в последующем Китай избрал стратегию, приведшую на деле к враждебности по отношению к международной коммунистической системе и к СССР. А также к координации с США, во вред интересам мирового революционного движения.
Например, отрицательная позиция Китая в отношении интернациональной помощи, представленной СССР Народной Революционной Власти Афганистана. Другой характерный пример – отношение Китая к борющемуся народу Вьетнама на протяжении его национально-освободительной борьбы. Китай отверг предложения СССР организовать совместную поддержку Вьетнама. Пекин отказался закрыть воздушное пространство Вьетнама для американских налётчиков, отказался предоставить аэропорты на юге своей страны для размещения советских военных самолётов, которые могли бы защитить Вьетнам. Китайские власти препятствовали перевозке военных материалов и специалистов из СССР в Народную Республику Вьетнам.
Впоследствии, спустя несколько лет после освобождения Вьетнама, Китай совершил вооружённое нападение на эту страну в феврале 1979 г. Этому предшествовал визит китайского вице-президента Дэн Сяопина в Вашингтон. Оттуда он указал на необходимость «преподать кровавый урок Вьетнаму». Его поддержали американские политики, пообещавшие предоставить оружие. После 30-ти дневных боёв китайское 600 тысячное войско, напавшее на Вьетнам, понесло потери в 60 тысяч убитых солдат, и вынуждено было отступить.
И таких примеров можно приводить ещё много.
Известно, что в тот период между США и Китаем были частые контакты на многих уровнях.
Сегодня в Китае развиваются и господствуют капиталистические производственные отношения, и его позиция в международных вопросах практически не отличается от позиции империалистических государств. Существующие противоречия с США исходят из «дележа добычи». Между ними существует полное согласие по вопросам, касающимся урезания прав трудящихся на благо рыночной экономики, а также против государств, действия которых ставят под сомнение «монополию» лидирующих империалистических держав.
Примером тому является отношение Китая к ядерной программе Ирана. Второй пример – позиция Китая по вопросу Косово: он не придерживался последовательной решительной позиции против натовской агрессии на Балканах. Третий – поддержка в октябре 2010 года антинародной политики правительства Греции. И т.д.
В 2009 г. в Китае вышла в свет книга «Китай сердится», только за первые 3 месяца было продано почти миллион экземпляров. В книге оценивается положение Китая в мире. Даётся следующая оценка: «Мы больше всех подходим для руководства миром» поскольку Китай использует мировые ресурсы наиболее продуктивным образом по сравнению с любой страной, следовательно, он должен взять в свои руки вожжи правления миром.
В указанной книге говорится «о необходимости обеспечения жизненного пространства» для Китая с негласным указанием на территории Сибири, которые должны обрабатываться «великим китайским народом».
Разумеется, подобная книга не могла быть издана в современном Китае без санкции КПК. Для сомневающихся приводим цитату из «Жэнминь Жибао» - органа ЦК КПК: «В конечном счёте Китай, по-видимому, готовится подвергнуть российский Дальний Восток своему фундаментальному влиянию, но таким способом, чтобы при этом не вызвать у Москвы беспокойства. Сила этого влияния будет основана не на масштабном наплыве китайских переселенцев, а на непредвиденной заранее «китаизации» россиян.… В один прекрасный день возникнет серьёзный кризис, и перед лицом ослабевающего политического и военного влияния Москвы эти россияне, возможно, предпочтут сделать выбор в пользу Пекина, а не собственного правительства. При таком гипотетическом варианте российский дальневосточный регион, возможно, станет провинцией Китая».
В последние годы Китай развивает партнёрство и координацию с государствами, стремящимися к повышению своей международной роли, создаёт союзы на региональном уровне. Но направлены ли эти партнерства и союзы против «монополярного» мира США? Точнее, высшего положения США в международной империалистической системе.
После свержения советской власти и развала СССР обострилась межимпериалистическая конкуренция, в которой в силу своей мощи руководящую роль играли США. Одновременно в связи с неравномерностью капиталистического развития наряду с США, ЕС и Японией появляются новые растущие империалистические державы. Они стремятся отвоевать часть сырья, путей его транспортировки и рынков. В период экономического кризиса эта неравномерность ускоряет изменение баланса капиталистических сил. Однако это не делает наш мир ни более безопасным, ни более мирным.
Сегодня государства, пытающиеся повысить свою роль на международном уровне, не способны играть роль, принадлежащую в прошлом СССР, поскольку их мотивом является лишь дополнительная прибыль для собственных монополий. Это относится и к Китаю и не может быть отменено использованием красного флага и словом «коммунистическая» в названии правящей партии.
К тому же сами «развивающиеся» страны находятся в жёсткой конкурентной борьбе между собой. Здесь взаимная зависимость и партнёрство сопряжены с конкуренцией и созданием противоборствующих «осей».
А те, кто считают, что Китай нарушает «монополярность» США, забывают об официальной поддержке Китаем в 2001 году так называемой «войны против терроризма» и резолюции 1373/2001 Совета Безопасности, которая признала законной империалистическую агрессию под предлогом «борьбы с терроризмом».
Разумеется, международное коммунистическое движение выступило совершенно с других позиций, отметив на Международной Встрече Коммунистических и Рабочих партий в 2002 г.: «События 11 сентября стали поводом для проведения беспрецедентного нападения на свободы и права народов под предлогом борьбы с терроризмом. Империалисты относят к террористам каждое движение сопротивления, борющееся против капиталистической глобализации и антинародных решений, принимаемых международными институтами (МВФ, Всемирный банк, ВТО и т.д.), а также антиимпериалистические, общественные и национально-освободительные движения, борьбу против диктаторских и фашистских режимов».
Китай постоянно позиционирует себя в качестве лидера и представителя развивающихся стран. При этом по уровню развития он значительно превосходит многие развивающиеся страны, например, Африки и Азии. Но во имя преодоления «отсталости» Китай формирует «патриотические цели», при помощи которых проводится попытка подчинения рабочего движения, компартий, других радикальных сил в этих странах. Их призывают на время забыть о классовой борьбе и необходимости построения другого общества и посвятить себя «усилению международного положения своей страны».
Часто стремление добиться «национального развития» сочетается с выборочным «антиимпериализмом», направленным против США, а иногда против некоторых мощных западноевропейских стран. К этому направлению относится и теория о так называемом «золотом миллиарде» (о 30-ти самых «развитых странах», входящих в состав ОЭСР), в которой основным критерием является потребление на душу населения в каждой стране.
Однако деление на развитые и развивающиеся страны, разделение мира на «Север и Юг», идея «золотого миллиарда» на деле является отказом от пролетарского интернационализма и приводит к «единству» трудового народа с буржуазией его страны, стремящейся улучшить своё положение в мировой капиталистической системе.
Поэтому позиция Китая (стремящегося выступать в качестве лидера «развивающихся» стран) служит дезориентацией и запутыванием международного коммунистического движения. Этому способствует тот факт, что Китай является большой страной, где у власти находится партия, называемая себя «коммунистической».
Компартия Китая представляет постепенное усиление капиталистических отношений в Китае как участие в глобализации: «В мире, который всё больше подвержен процессу глобализации, Китай не может развиваться отдельно от мира, а мир не может пренебречь Китаем в процессе достижения достатка».
Но может ли «участие Китая» в мировом рынке быть воспринято в качестве неизбежного обмена товарами между различными экономиками? Конечно, нет, поскольку, прежде всего, речь идёт об экспорте капитала, который накоплен в Китае в рамках капиталистических производственных отношений. Поэтому невозможно сравнение с торговым обменом СССР с капиталистическими экономиками.
Известно, что построение социализма в СССР было в первую очередь основано на обобществлении концентрированных средств производства, то есть в передаче их общенародному собственнику со всеми вытекающими последствиями (централизованное планирование, государственная монополия на внешнюю торговлю и т.д.). Сталин говорил о необходимости «так спланировать хозяйство, и это есть первая задача, чтобы обеспечить самостоятельность народного хозяйства страны, чтобы хозяйство не превращалось в придаток капиталистических стран. Надо всё иметь в своих руках, не стать придатком капиталистического хозяйства».
Поэтому СССР никогда «не зависел» от мирового капиталистического рынка, несмотря на наличие экономических отношений с капиталистическими странами. Тот же Сталин подчёркивал взаимную экономическую зависимость торговых отношений с капиталистическими странами, и отмечал, что взаимная зависимость это одно, а интеграция (сращивание) экономики страны в мировой капиталистический рынок - совсем другое.
Положение в Китае совершенно отличается от положения в СССР даже периода НЭП. В Китае во многих отраслях практически нет общенародного собственника: почти всё хозяйство, встроенное в мировой рынок, осуществляется частными структурами, в том числе и иностранными. По имеющейся информации частный сектор отвечает за 70% ВВП. Местное законодательство, особенно в экономической и торговой сфере, в том числе благодаря механизмам ВТО (в которое вступил Китай) полностью соответствует нормам мировой капиталистической экономики.
Сегодня господство капиталистических экономических отношений в Китае является фактом. Это не может не привести в ближайшее время к ещё большему приспособлению к ним политической системы и господствующей идеологии, надстройки в целом. Вместе с тем обострение классовых противоречий может привести к появлению в КНР революционного рабочего движения и созданию собственной партийной организации, выступающей против буржуазной власти.
В следующей статье мы рассмотрим, что в результате такой политики КПК происходит сейчас внутри Китая, и какой политики отношений с Китаем должна придерживаться Россия.
Продолжение следует.