Путь России – вперёд, к социализму! | На повестке дня человечества — социализм | Программа КПРФ

Вернуться   Форум сторонников КПРФ : KPRF.ORG : Политический форум : Выборы в России > Форумы Коммунистической Партии > Планируем новый российский социализм

Планируем новый российский социализм Программные документы КПРФ о будущем социализме

Результаты опроса: Почему коммунист Ленин является автором капиталистического НЭПа?
НЭП – это ошибка коммуниста Ленина 0 0%
НЭП- необходимое, временное отступление 24 53.33%
НЭП- этап в построении социализма 7 15.56%
НЭП- это сам социализм 8 17.78%
НЭП -это капитализм 3 6.67%
Другое 2 4.44%
НЭП -это переходный период к социализму 3 6.67%
Опрос с выбором нескольких вариантов ответа. Голосовавшие: 45. Вы ещё не участвовали в этом опросе

Закрытая тема
 
Опции темы
Старый 17.11.2013, 21:43   #41
Леонид Санталов
Местный
 
Аватар для Леонид Санталов
 
Регистрация: 18.08.2008
Адрес: Архангельск
Сообщений: 2,589
Репутация: 106
По умолчанию Тождество и различие логических структур капитализма и социализма

МИБ
1. Возможно, этот взгляд на капитализм поможет увидеть и категориальную структуру социализма.

лас
Прежде всего, спасибо за фундаментальную аналогию, есть от чего оттолкнуться
Только категориальная структура социализма в формации и в революции, я думаю иная. Если взять родовое понятие ОБЩЕСТВО, то возможно тождество. Возможно, сравнивать однопорядковые явления Тождество в логике, различие определяется формой общества (или формации, или революции)

МИБ
2.Начало логического движения есть простое непосредственное, или, иначе, абсолютное бесконечное, или, еще иначе, целое. Есть то, что несет в себе в свернутом логическом виде всю систему определений предмета, как желудь несет в себе всю систему определений дуба, например.

лас
Согласен, так Гегель определил начало своей логики, как единство чистого бытия и чистого ничто. Это диктуется принципом восхождения от абстрактного к конкретному.

МИБ
3. Просматриваем словарь экономики и понимаем, что на роль желудя лучше всего подходит категория «товар». Это и будет моделью абсолютного бесконечного.

ЛАС
Для капитализма согласен, что товар, та «клеточка, « из которой вырастает весь организм капитализма, и его «замыкание на себя» «Т-Д-Т». Это характеристика по сути всего общества, так как базис определяет надстройку.
Социализм намного сложнее капитализма, так как это общество революции, переходное общество между формациями, снимает в своей «определенности» (Гегель) и капитализм и коммунизм. Нет единого способа производства, как утверждает М.В.Попов (коммунистический способ производства). В базисе должна быть ленинская многоукладность с позиции современной социальной структуры. А надстройка - коммунистическая власть, основное средство изменения старого базиса.
Исходная клеточка в капитализме, понятна и верно определена, базис ведущую роль играет в формации. Исходная клеточка социализма сложнее, так как ведущим элементом становится надстройка, причем не, просто надстройка, а надстройка как средство снятия многоукладности. Клеточка социализма есть дробь: власть/многоукладность. По сути этот и есть клеточка коммунистической революции, если исходить из понятия. Данная структурная клеточка определяется законом забегания революции, открытым классиками марксизма (Ленин 53,206)

Последний раз редактировалось Леонид Санталов; 17.11.2013 в 21:52.
Леонид Санталов вне форума  
Старый 17.11.2013, 21:50   #42
Леонид Санталов
Местный
 
Аватар для Леонид Санталов
 
Регистрация: 18.08.2008
Адрес: Архангельск
Сообщений: 2,589
Репутация: 106
По умолчанию Тождество и различие логических структур капитализма и социализма (продолжение)

МИБ
4. Далее, абсолютное бесконечное отрицает себя в пару относительных конечных. В логике им соответствуют категории «бытие» и «ничто». Ищем в словаре экономики подобные конечные категории, на которые разлагается понятие товар. Лучше всего подходят на эту роль относительные конечные категории «абстрактная меновая стоимость» и «абстрактная потребительная стоимость».
лас
Согласен, сущность товара в капитализме и его основное противоречие сводится к единству и противоречивости данных конечных категорий.

В социализме сложнее. Структурная клеточка социализма как абсолютное бесконечное, в унарном делении делится на два конечных понятия: на тезис- структуру, где дробь: социалистическую надстройку (коммунистическая власть) / социалистический уклад (после национализации) – базис новой власти. Социалистическая структура развивается по логике формации (Маркс)
И антитезис, второе конечное: коммунистическая власть / другие уклады с разными формами частной собственности. Данная часть структуры развивается по логике революции, политика пока опережает экономику (Ленин)
Развитие укладов с частной собственностью до уровня монополии, является критерием национализации и переходу в социалистический уклад, экономика начинает соответствовать политике. Главная задача во всех укладов – включить трудящихся в реальные отношения собственности, на основе основного экономического закона социализма.
Леонид Санталов вне форума  
Старый 17.11.2013, 21:59   #43
Леонид Санталов
Местный
 
Аватар для Леонид Санталов
 
Регистрация: 18.08.2008
Адрес: Архангельск
Сообщений: 2,589
Репутация: 106
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от thinker Посмотреть сообщение
__А Вы обойдите и деревья (хоть раз ослушайтесь Гегеля), и завалы из понятий ради понятий, и надуманную их классификацию, и ненужную паутину виртуальных связей между этими понятиями и Вы увидите всё более целостным, не заслонённым сухими листьями и паутиной, потому что человеку нужно не заимствованное у отошедших (хоть и великих) теней научно-философское мировоззрение, а, прежде всего, здравый смысл.
Здравый смысл - это не мировоззрение марксизма. Ответил cherry* " О кончине капитализма" См. Начало.Я как понимаю, на данном форуме, это раздел "теория", объект диалектический- общество, метод диалектика. "Здравый смысл" -это хорошо в быту, но здесь другое.
Добавлю. Маркс, Ленин ,Гегель... - святое, размышляют на сущностном, глубинном уровне. Всё что касается сущности - компромиссов не терпит. Исходить нужно во всем в марксизме не из вдравого смысла (Кургинян, Кара -Мурза),а из ПОНЯТИЙ. пример Маркса , у него понятие "Капитала" разработано на основе диалектики Гегеля, получился большой объем по содержанию.

Последний раз редактировалось Леонид Санталов; 17.11.2013 в 22:15.
Леонид Санталов вне форума  
Старый 18.11.2013, 09:38   #44
МИБ
Местный
 
Регистрация: 28.06.2007
Сообщений: 2,154
Репутация: 128
По умолчанию Место и роль социализма в коммунистическом движении в свете теории отчуждения

Привет, ребята!

Логика, в том числе и диалектическая, придает материалу форму. Нет материала - никакая логика не поможет. Как пишет Гегель, диалектической переработке подлежит только предварительно подготовленный наукой материал. И Маркс строил свою систему, опираясь на научные данные предшественников
-экономистов. Я предлагаю пока не заморчиваться логикой, а посмотреть на эмпирию, данную нам в научной форме. Что мы сегодня знаеи о социализме?

Подчеркну: мы не можем дать сколь-нибудь оправданной дефиниции социализма без рассмотрения той научной базы, из которой такая, хотя бы предварительная, дефиниция может быть получена. В противном случае мы увязнем в спорах о мнениях.

Здесь мы вступаем в область не только установленных фактов, но и в область их научной интерпретации, нередко спорной. Тем не менее, предварительное обсуждение тлго, "что дано, что доказать", на мой взгляд, необходимо.

Лично я, прежде всего и перво-наперво, обратил бы внимание на факт отчуждения индивида от его общечеловеческой, родовой сущности. Мы имеем сегодня дискретное общество, состоящее из атомов, отчужденных друг от друга экономически, политически и технологически. Задача коммунизма - организовать процесс снятия слоев отчуждения. В результате, как достигнутая цель коммунистического движения, мне представляется общество со снятой дискретностью, общество "непрерывное", являющее себя как единый монолитный природный процесс, конкурирующий с другими процессами природы за ресурсы своего питания и развития в будущее.

В этой модели социализм представляется не подформацией коммунизма, а подпроцессом революционого преобразования производительных сил и производственных отношений. Задача, цель, функция социализма - упразднение экономического отчуждения, упразднение производственных отношений капитализма.

Подчеркиваю: не уничтожение, а упразднение. Производственные капиталистические отношения должны стать предметом труда при социализме. А поскольку предметы труда входят в состав производительных сил, капиталистические производственные отношения присваиваются обществом в качестве его производительной силы. Или, иначе, производственные отношения частной собственности на средства производства присваиаются обществом в превращенной форме общественной собственности

Проблема, в общем-то, понятна в этом ракурсе: как организовать упразднение капиталистических производственных отношений? Эта проблема должна быть решена социализмом. От выбора способа ее решения, возможно, зависит и категориальная структра социалистического общества.
МИБ вне форума  
Старый 18.11.2013, 10:28   #45
МИБ
Местный
 
Регистрация: 28.06.2007
Сообщений: 2,154
Репутация: 128
По умолчанию Парадокс Рикардо и снятие политэкономии

Еще раз. В чем категориальная разница между уничтожением отношений частной собственности на средства производства и их упразднением? Уничтожение, "зряшное отрицание", отбрасывает общество в докапиталистическую, феодальную формацию, откуда путь только к капитализму или к рабовладению. Сегодня в России мы видим именно уничтожение отношений частной собственности на средства производства (слава ВТО!), скатывание страны в средневековье без развитой экономики, без образования, без здравоохранения...

С упразднением частной собственности на средства производства - сложнее. Ломать - не строить. А вот строить...

Здесь, как мне кажется, полезно иметь в виду два обстоятельства (для начала - пока два).

1. Рикардо пишет о противоречии между призводством стоимости и производством потребительной стоимоси (полезности). Маркс приводит соответствующий фрагмент в "Нищете философии". Суть в том, что экономика не может одинаково эффективно производить и стоимость и полезность. Либо мы ориентируем экономику на производство частной прибыли, жертвуя в значительной мере общественной полезностью производства, либо мы ориентируем экономику на общественно-полезное производство, проигрывая в получении значительной частной прибыли. В капиталистической системе доминирует производство частной стоимости. Поэтому там хорошо работает теория трудовой стоимости с ее социальной дифференцируемостью (ТТС). При социализме же доминирует производство общественной полезности. Поэтому здесь более подходит описние в терминах теории предельной полезности (ТПП), но не на атомарном, субъективном уровне, а на уровне объективной интегральной полезности общества в целом. Учитывается полезность экономического производства для трех экономических субъектов: прошлого общества, текущего общества и будущего общества.

2. Таким образом, стоимость, как мера труда, в социализме заменяется полезностью, как мерой труда. Наемный труд переходит в заемный труд. Человек перестает быть объектом экономических отношений, а становится их субъектом. Власть экономических отношений между людьми упраздняется. Экономика освобождается от частных экономических интересов.

А это означает, что при социализме есть наука управления экономикой, но нет никакой политэкономии. Политэкономия социализма - сапоги всмятку. Если между членами общства сняты экономические отношения, то снимается и наука, исследующая эти отношения.
МИБ вне форума  
Старый 18.11.2013, 12:16   #46
Леонид Санталов
Местный
 
Аватар для Леонид Санталов
 
Регистрация: 18.08.2008
Адрес: Архангельск
Сообщений: 2,589
Репутация: 106
По умолчанию Тождество и различие логических структур капитализма и социализма (продолжение)

Повторюсь.
МИБ
5.Категории «бытие» и «ничто» – конечны. Однако, каждая из них конечна не по своей внутренней природе, а потому, что ее ограничивает другая категория. Причина конечности «бытия» не в нем самом, а в «ничто». Так же и причина конечности «ничто» не в нем самом, а в «бытии». Каждое имеет свое определение конечного не в силу своей собственной природы, а благодаря исключительно другому моменту. Определения как «бытия», так и «ничто» лежат за их пределами, в «ничто» – для «бытия», и в «бытии» – для «ничто».

Дефиниция есть негация. Определение есть отрицание (Спиноза, Гегель, Маркс).

Такое отношение логического взаимоопределения называют отношением логической взаимообусловленности.

Именно это логическое отношение мы наблюдаем в товаре между его моментами абстрактной меновой и абстрактной потребительной стоимостями. Товар имеет стоимость, потому что он полезен. Полезность же товара порождена трудом, стоимостью. И стоимость, и полезность не существуют в себе, а существуют в другом. Товар обладает стоимостью не потому, что в нем заключен труд, а потому, что он полезен. Полезен же он не потому, что он таков от природы, а потому что полезность этого предмета создана трудом.

Итак, абстрактная вначале, неопределенная категория «абстрактный товар» посредством операции абсолютного отрицания полагает себя в двух своих конечных, взаимообусловленных моментах: «абстрактной меновой стоимости» и «абстрактной потребительной стоимости». Каждый момент еще не положен в себе этим отношением, каждый момент положен лишь внешним образом, через свое другое, каждый есть другое. И в этом они совершенно тождественны. Нет никакого способа хоть как-то определить один вне другого. Они полностью тождественны с точки зрения логики (хотя, интуитивно различаются, но интуиция здесь – плохой помощник).

И ничего больше в этом соотношении нет. Абстрактное тождество абстрактных противоположностей.

Эта логическая взаимообусловленность, связывающая моменты абстрактного товара, образует, в свою очередь, нечто целое. Но целое уже не как неопределенная категория абстрактного товара, а как целое вместе с различием переходящих друг в друга моментов. Бесконечное статичное понятие «товар» изменило свою форму, превратилось в живое логическое движение своих моментов, стало динамическим целым, становлением. Процесс становления товара, как единства стоимости и потребительной стоимости, следует тоже как-то назвать, подобрав соответствующее слово в словаре экономики. Такое слово – труд.

ЛАС
Да, Михаил, я со своим анализом социализма забежал вперёд. Смутило меня то, что вместо «чистого бытия» и «чистого ничто», были озвучены категории «бытия» и «ничто». Хотя смущало и другое, если речь, как я подумал неправильно, о наличном бытии, то категория «ничто» там называется «небытие» (комментарий в одном из примечаний Гегеля). Действительно в определении ОПРЕДЕЛЁННОСТЬ, утверждается, что «небытие, принятое в бытие так, что
конкретное целое имеет форму бытия, называется определенностью наличного бытия».
Надо поработать над становлением социализма в сфере чистого бытия. Я эту ступеньку проскочил, прыгнул в наличное бытие, а первое вынес за пределы наличного бытия. Хотя предыстория социализма понятна. Но закон забегания революции (о чем вспоминал) определяет структурную клеточку социализма. Итак, процесс «становления» социализма пропустил (оставил в уме). После этого речь может идти о становлении бесклассовой формации. В национальных рамках это прехождение многоукладности (революционный процесс) и возникновение моноукладность, снятие экономических классов и других классовых явлений. В мировом масштабе это прехождение очередей коммунистической революции – снятие классов стран и возникновение единой мировой монополии – коммунизма.
Это в сжатой форме. Что ж придётся возвратиться к началу.
Леонид Санталов вне форума  
Старый 18.11.2013, 12:32   #47
Леонид Санталов
Местный
 
Аватар для Леонид Санталов
 
Регистрация: 18.08.2008
Адрес: Архангельск
Сообщений: 2,589
Репутация: 106
По умолчанию Отчуждение

Цитата:
Сообщение от МИБ Посмотреть сообщение
Привет, ребята!

Логика, в том числе и диалектическая, придает материалу форму. Нет материала - никакая логика не поможет. Как пишет Гегель, диалектической переработке подлежит только предварительно подготовленный наукой материал. И Маркс строил свою систему, опираясь на научные данные предшественников
-экономистов. Я предлагаю пока не заморчиваться логикой, а посмотреть на эмпирию, данную нам в научной форме. Что мы сегодня знаеи о социализме?
...
Согласен . это сфера категории становления социализма. Естественно необходимо это учесть, да и учитывается. Только не проявлено в категории.
Леонид Санталов вне форума  
Старый 18.11.2013, 12:37   #48
Леонид Санталов
Местный
 
Аватар для Леонид Санталов
 
Регистрация: 18.08.2008
Адрес: Архангельск
Сообщений: 2,589
Репутация: 106
По умолчанию Парадокс Рикардо/Смита

Цитата:
Сообщение от МИБ Посмотреть сообщение
Еще раз. В чем категориальная разница между уничтожением отношений частной собственности на средства производства и их упразднением? Уничтожение, "зряшное отрицание", отбрасывает общество в докапиталистическую, феодальную формацию, откуда путь только к капитализму или к рабовладению. Сегодня в России мы видим именно уничтожение отношений частной собственности на средства производства (слава ВТО!), скатывание страны в средневековье без развитой экономики, без образования, без здравоохранения...

...
Согласен это как раз наполняет содержание переходной структуры социализма. Всё зависит от того как понимать революцию. Как границу, как скачок, который растянут во времени. Поэтому весь парадокс Рикарда ( я его знал как парадокс А.Смита) в полном объеме вписывается в социализм.
Леонид Санталов вне форума  
Старый 18.11.2013, 14:09   #49
МИБ
Местный
 
Регистрация: 28.06.2007
Сообщений: 2,154
Репутация: 128
По умолчанию К диалектике полезности

Маркс пишет в «Критике Готской программы»:

Цитата:
В обществе, основанном на началах коллективизма, на общем владении средствами производства, производители не обменивают своих продуктов; столь же мало труд, затраченный на производство продуктов, проявляется здесь как стоимость этих продуктов, как некое присущее им вещественное свойство, потому что теперь, в противоположность капиталистическому обществу, индивидуальный труд уже не окольным путем, а непосредственно существует как составная часть совокупного труда. Выражение “трудовой доход”, неприемлемое и в настоящее время из-за своей двусмысленности, теряет таким образом всякий смысл
Злесь мы улавливаем повторение фундаментальной мыслм Маркса о том, что продукт труда обретает форму стоимости после того, как он признан полезностью. Стоимость продукта труда, как общественное отношение, возникает исторически позднее производства полезности продукта. Поэтому, при срциализме, снимая форму стоимости с товара, как продукта труда, мы оказываемся исключительно перед порожденной трудом полезностью. Как я понимаю, полезность играет в материальном базисе социализма ту же роль, что и товар при капитализме. Но все четыре тома "Капитала", описывающие "окольный путь" индивидуального труда нам мало что дают в понимании строения материальной базы социализма. Мы производим только полезность, и эта полезность является нам в двух ипостасях: индивидуальная полезность и родовая полезность (Маркс, в следующем абзаце после приведенной цитаты, говорит о личной и общественной собственности вместо полезности).

Здесь разворачивается диалектика индивидуальной и родовой полезности, выливающаяся в производство, как становление полезности. В свою очередь, производство распадается на произодство средств текущего потребления и средств родового потребления. Что, в свою очередь, порождает обмен между сферой развития и сферой текущего потребления. И т.д.

Ну, возможно, как-то так.

Последний раз редактировалось МИБ; 18.11.2013 в 18:03.
МИБ вне форума  
Старый 18.11.2013, 19:47   #50
Леонид Санталов
Местный
 
Аватар для Леонид Санталов
 
Регистрация: 18.08.2008
Адрес: Архангельск
Сообщений: 2,589
Репутация: 106
По умолчанию

О ДИАЛЕКТИКЕ ПОЛЕЗНОСТИ

Цитата:
Сообщение от МИБ Посмотреть сообщение
Маркс пишет в «Критике Готской программы»:

В обществе, основанном на началах коллективизма, на общем владении средствами производства, ..., индивидуальный труд уже не окольным путем, а непосредственно существует как составная часть совокупного труда. ...


МИБ
... Как я понимаю, полезность играет в материальном базисе социализма ту же роль, что и товар при капитализме. .
ЛАС

Так и вспомнил. Чапая, отвечающего на вопрос, а Вы за какой Интернационал? А Ленин, за какой? Шутка.

Михаил, согласен на 100%, что это так и будет в социализме в собственном смысле, которому посвящаются все лекции профессора М.В.Попова, особенно яркая и убедительная лекция про основной закон социализма «Закон потребительной стоимости» В социализме, где действительно от классов останутся какие - то ещё следы. Возможно различия между умственным и физическим, между городом и деревней и т.д.
Слои отчуждения по Платонову – это явный перебор, когда закон отделяется даже от права – это полная фигня. Так как изначально все классовые явления возникали ОДНОВРЕМЕННО. Поэтому я за другой «Интернационал», т.е. за социализм в известном смысле. Когда Ленин попробовал в военном коммунизме первую модель, и она не пошла, сказал, что мы ошиблись с единой фабрикой. Поэтому ушёл в НЭП и многоукладность. И данная логика (единой фабрики) осталась только в социалистическом укладе, правда он основной. Думать надо как в первой модели социализма (в известном смысле) примерить противоположные модели стоимости (трудовой и полезности). Это есть в основном законе социализма как переходного общества.
Маркс пишет о социализме, который возникает в условиях классического, а не монополистического капитализма. «В обществе, основанном на началах коллективизма, на общем владении средствами производства». Что такое собственность, как не историческая форма присвоения и отчуждения благ? Общественная собственность, по сути, не есть собственность, так как исчезает отчуждение. До этого надо ещё доработаться, так как Ленинская теория революции иная, происходит в стране среднего развития капитализма. Это предполагает доразвить капитализм (по Марксу) в рамках социализма, т.е. предполагает многоукладность. Если вернуть эпоху Маркса, и революция пошла по Марксу, в высокоразвитой стране, а не по Ленину, то мысли Попова ближе были к истине. Притом меня поражает, по Попову коммунистическая революция завершилась с космической скоростью от 1917 года до середины 30-х годов. ... это полная авантюра, анархизм какой то, классы СТРАН, ВООБЩЕ ИГНОРИРУЮТСЯ. По сути, выбрасывание принципа историзма. Или я не правильно понял, что есть коммунистическая революция по Попову?
Михаил пойми меня правильно, меня в обратном пока никто ещё не убедил, даже такие продвинутые в марксизме люди, как М.В.Попов. Если бы мои аргументы хромали, то революция в России пошла не по Ленину, а по Марксу. Не случайно, КПРФ предложило исследовать проблему «слабого звена» в революции.

PS
Если по модели социализма с Поповым (закон потребительной стоимости) тождество, то в чем различие? Понятно, что логика без компаса, не учитывается бесконечное понятие и весь алгоритм вывода у Попова непонятный, случайный, но в итоге одна модель социализма, социализма как формации. В чем же я заблуждаюсь?

Последний раз редактировалось Леонид Санталов; 18.11.2013 в 20:02.
Леонид Санталов вне форума  
Закрытая тема


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Социализм - это... Кулагин Владимир Планируем новый российский социализм 109 21.06.2023 18:55
Натур-Социализм - это природный социализм Евгений Шнуровский Открытые письма, обращения и манифесты 96 13.05.2014 12:19
Деспотический социализм и Новый социализм Jung Планируем новый российский социализм 12 24.07.2010 23:35
Будущее — социализм! Kuznez Планируем новый российский социализм 138 14.03.2010 16:47


Текущее время: 14:42. Часовой пояс GMT +3.

Яндекс.Метрика
Powered by vBulletin® Version 3.8.7 Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
2006-2023 © KPRF.ORG