Заблокирован
Регистрация: 02.06.2010
Сообщений: 1,435
Репутация: 10
|
Цитата:
Сообщение от В. Иванова
Вы что же специально занимались съёмками, чтобы потом, через 10-летия оправдывать развал страны?
|
Нет, эта фотография с сайта savok.name - "Патриотического сайта, посвящённого стране, в которой мы родились - Союза Советских социалистических республик". Со странички, посвящённой истории "Детского мира".
Цитата:
Сообщение от В. Иванова
У людей вполне приличный и главное не измученный вид. В хорошем настроении стоят в очереди, сразу видно, что это их любимое занятие.
|
Я рад, что Вам понравилось. Действительно, чем бы занимались советские люди, если бы родная партия и любимое правительство лишили их любимого занятия - стоять в очереди! Спасибо партии за это!
Вот ещё простой и безыскусный рассказ о заботе партии о советских людях. Взято с ярославского сайта "Родной город".
Цитата:
Колбасная электричка
Четверть века назад многие ярославцы ездили в столицу за продуктами.
Столица за наши деньги щедро одаривала нас батонами вареной колбасы, пошехонским сыром и даже "вечнозелеными" бананами.
Набегавшись по магазинам Москвы, покупатели из провинции устраивали привал.
Уставшие, но довольные, они наслаждались фруктово-ягодным мороженым по 6 копеек. Благо в столице его продавали на каждом углу!
(Фотография из семейного альбома ярославны Жени КОРАБЛЕВОЙ).
"Длинная, зеленая, пахнет колбасой"
Этот анекдот-загадку про "колбасную" ярославскую электричку знало, наверное, все население Советского Союза. Мы же были ее частыми пассажирами.
Электричка на столицу отправлялась в 7.05 утра с Ярославля-Главного. Но если даже приезжал на вокзал с первым автобусом или троллейбусом, все равно приходилось стоять в очереди. Перед отходом электрички, впрочем, билет можно было купить без очереди.
Для продуктовых вояжей в столицу обычно выбиралось субботнее утро. Встав пораньше, я бодро вышагивал на вокзальную площадь. Здесь уже стояло несколько десятков ярославцев. С большими пустыми сумками. С особой завистью я смотрел на тех, у кого баулы были на колесиках. Тогда такие сумки только входили в моду и были страшным дефицитом. Их покупали в Москве, а чаще привозили из Прибалтики.
Билет до Ярославского вокзала стоил 4 рубля 10 копеек (в то время – государственная цена почти двух килограммов говядины 1-й категории). Средний ярославский инженер или учитель тогда получал рублей сто – сто двадцать. В столичный вояж брали рублей по 30 – 50. Многовато. Но и продуктами запасались на месяц.
Четыре часа с местечком на деревянной лавке считалось комфортом. Гораздо хуже, если всю дорогу приходилось стоять. При поездках в столицу такое случалось редко. Зато обратно…
Электричка исправно довозила до Ярославского вокзала. И дальше все с пустыми сумками и рюкзаками ныряли в метро. Проезд в подземке стоил всего-то медный пятачок. В столичные вояжи всегда старались ездить вдвоем. Во-первых, так больше увезешь, а во-вторых, в магазине один сразу вставал в очередь, а второй шел в ее начало – смотреть, что дают.
Итак, протрясясь в подземке с полчаса, я с товарищем вылезал на свет божий в самом центре, на площади Ногина. Сейчас это станция метро "Китай-город". И далее – по магазинам и магазинчикам. Выбираешь улицу, и начинается продуктовый чес. Я выбирал улицу Герцена.
Первый пункт – мясо
Ассортимент мясных магазинов удивлял и раздражал меня. Мясо продавалось как на базаре в Ярославле. Но больше всего восхищали большие картонные плакаты, рассказывающие о том, как правильно разделывать тушу коровы или тушу свиньи. Не знаю, зачем эта информация была нужна покупателям. Но она была.
Умение выбирать мясо всегда было сродни искусству. А тем гражданам, кто ездил за этим продуктом в Москву, приходилось доводить его до степени "высшего пилотажа". Дело в том, что тамошние магазинные мясники были настоящими асами по части визуальных эффектов: они умели разрубить тушу так, что внутри безупречного на вид куска пряталась огромная кость. Причем это обычно обнаруживалось только по приезде домой.
Способ борьбы с подлогом был прост. Пропустив вперед себя в очереди двух-трех торопливых граждан, дождаться, пока начнут рубить новую порцию кусков, запомнить каждый "в лицо" и не выпускать из виду до самых весов. Набив сумку мясом, которого должно было хватить на варку супов в течение месяца (до сих пор помню, какие тяжелые были эти баулы), отправлялись дальше.
Пельменная на Лермонтовской
После посещения молочного магазина, где, если очень повезет, можно было купить глазированные творожные сырки, постояв всего-то полчаса в очереди, мы делали привал с перекусом в маленькой забегаловке на Лермонтовской (ст. метро "Красные ворота").
Подавали там пельмени с уксусом или с маслом да ячменный кофе с молоком и черным хлебом. Зато стоило это совсем небольших денег. И еще всегда там было бутылочное пиво. Все удовольствие – порция пельменей с уксусом и бутылочка пива с кафешной наценкой в 5 копеек – обходилось в полтора рубля. За такие деньги столько счастья – почти даром.
"Чародейка" – это шик
А дальше снова в путь. Важное преимущество моего маршрута состояло в том, что по нему, близко друг от друга, располагались магазины, кажется, всех видов, какие только были в Москве. И в одном-двух из них, как правило, нас ждала встреча с настоящим дефицитом. В рыбном, например, мне один раз удалось купить целую кету. Дефицитная красная рыбина жила в моем холодильнике чуть ли не полгода. И уменьшалась маленькими порциями только на праздники.
В колбасном обязательно покупал батон вареной колбасы. Это было обязательной частью продовольственного вояжа каждого ярославца. И я не отставал от сограждан. Наличие говяжьей тушенки, "горбуши в собственном соку", рижских шпрот и сгущенки тоже радовало – эти консервы приобретались в продуктовый запас.
В кондитерском частенько можно было купить любимые конфеты – "Гулливер", "Артистка" или "Мишка косолапый". Да что там конфеты! Некоторые умудрялись притащить из Москвы торты "Сказка" в хлипкой коробочке. А уж "Чародейку" в фирменной картонной таре довезти за двести километров тогда было раз плюнуть. Лишь бы найти…
В огромных очередях, выстраивающихся чуть ли не в каждой торговой точке в пределах Садового кольца, наверное, тогда не было ни одного москвича.
Около четырех часов вечера мы с товарищем ныряли снова в метро и ехали на вокзал. Сумки наши были полны, и мы были счастливы, что выполнили свой семейно-гражданский долг. Теперь все мысли были об одном – занять местечко на деревянной лавке. А это было ох как непросто...
Продуктовый вояж по столичным магазинам закончен. Неподъемные сумки заполнены различной едой. Семейно-гражданский долг выполнен. Дело за малым - рассовать мешки с продуктами.
Выпей фанты и поезжай спокойно
Путь обратно из Москвы в Ярославль. Это не просто дорога. Это целая песня. О земном счастье и дорожном блаженстве.
С 1985-го у ярославцев появилась традиция: по прибытии на вокзал, перед отъездом домой, для полноты ощущений непременно надо было выпить оранжевого лакомства - фанты. Побывать в Москве и не выпить фанты?! Бумажный стаканчик оранжевой газировки стоил 20 копеек. Деньги большие. И вместе с тем мало кто ограничивался одним стаканчиком. Как правило, брали пару. Удовольствие стоило дороже, чем пачка "Родопи" или "Стюардессы". Некоторые умудрялись фантой наполнять свои термосы. Везли детям. Например, мне всегда в дорогу маленькая дочь наказывала, чтобы я ей непременно привез фанты и еще вкусных "сасачек" (так она называла карамель "Театральную").
Битва на перроне
Еще до объявления о прибытии электрички ярославцы выстраивались вдоль перрона. Каждый, в том числе и мы с товарищем, мечтал, что двери вагона распахнутся напротив него. Такое, конечно, случалось, но далеко не всегда.
Как только прибывшая электричка распахивала двери, все в едином порыве устремлялись в вагон. Но строгие проводницы тщательно проверяли билеты. А сумки оттягивали руки, мешали эти билеты достать.Сзади напирал народ. Главное было - поскорей устроиться. Распихать все сумки по полкам и под кресла, чтобы еще и ноги было куда поставить, и в проходе, чтобы люди не по сумкам шагали.
Совершив марш-бросок по столичным магазинам и купив "все, что давали", можно было с чувством выполненного долга сесть на лавочку и развернуть припасенный "тормозок"... Вершина блаженства
И вот место занято. Состав трогается. Начинается обратный отсчет до Ярославля. Последние 4 часа и несколько минут.
Эти часы были лучшим временем дня. В течение минут 10 - 15 все пассажиры "дальнего следования" распихивали свои сумки и рюкзаки по верхним полкам и под сиденьями. Из каждой сумки доставалось все необходимое на дорогу: большой шмат колбасы, кусок сыра, четвертушка или полбуханки еще пахнущего Москвой бородинского хлеба. И в вагоне начинался коллективный жор. К этому пиршеству у многих пассажиров в запасе была бутылка-другая "Лучистого" или "Кавказа". Кто посолидней - предпочитал водку. Стоила она тогда 5 рублей 30 копеек за пол-литра. Но в районе Ярославского вокзала купить именно водку было очень сложно. А вот с вином проблем не было. У некоторых были проблемы со стаканом. Большинство же граненый брали из дома в дорогу. И с радостью делились им с соседями.
Уже к Александрову напряжение сходило. Лица ярославцев становились хоть и уставшими, но уже умиротворенными и даже счастливыми. Активное поедание в электричке колбасы и сыра было чем-то вроде доброй традиции. И эта трапеза под звон граненых стаканов продолжалась чуть ли не до самого Ярославля. Люди активно знакомились с соседями по вагону, болтали о жизни, о политике. Говорили, что самое главное - чтобы не было войны.
"Мужчина, ваше мясо течет?"
Самое интересное начиналось после Ростова. К этой станции и зимой, и летом в душных вагонах замороженное мясо оттаивало и начинало течь. С верхних металлических полок начинал кровоточить дефицит. И дамочки, сидевшие у окошек, нередко вдруг вскрикивали на весь состав: "Мужчина, ваше мясо течет?" Однажды вот так предательски потек мой импортный гусь.
В 24 года, первый раз за всю жизнь, в родной столице я увидел, что гуси продаются не только на рынке, но и в обыкновенном магазине. Да какие гуси - импортные, с цветными наклейками. Потрошеные. Мраморно-желтого цвета. И цена - 2 рубля 20 копеек за кило. Конечно, я соблазнился. "Такая удача бывает только раз в жизни", - подумал я. И купил гуся. Килограмма на четыре оказался гусь. Героически дотащил его до вокзала. А он, предатель, во время дороги потек. Да как потек - дамочке на плащ. Это мне повезло, что в московский продуктовый вояж одевались попроще. Не в парадное. Вначале попутчица долго ругалась. А когда узнала, что это не мясо, а гусь, попросила показать гуся и рассказать, где в Москве таких продают. Что мною и было сделано.
С тех пор мы с товарищем всегда сумки с мясом ставили под сиденья. А когда забирали в Ярославле, на их месте всегда оставалась кровавая лужица из-под оттаявшего мяса.
Тамбур на 20 курильщиков
Нынешнее поколение, избалованное "экспрессами", даже предположить не может, каким замечательным местом был тамбур "колбасных" электричек. В него набивалось в течение поездки человек 15 - 20, и все дружно закуривали "Приму" за 14 копеек или "Астру" за 25. Да, были пижоны, которые дымили тридцатикопеечной "Явой".
Курящая женщина в электричке в те времена была большой редкостью. Поэтому тамбурное пространство было чисто мужской средой. Здесь можно было услышать последние откровенные анекдоты о жизни и любви.
В некоторых пассажирах к Ростову "сидело" уже грамм 200 - 300. Но никаких потасовок в продовольственных электричках не было. Наоборот, все люди были как братья. Все пассажиры с пониманием и каким-то особым уважением относились друг к другу. Все, возвращаясь из продуктового рейса, были проникнуты одним чувством - чувством выполненного долга. И у всех в глазах была гордость не только за себя. Но и за соседа. Наверное, за всех ярославцев в электричке.
Прошло еще несколько лет, и Москва "села" на талоны. А потом пришли рыночные реформы.
"Колбасной" ярославскую электричку перестали называть. И только наша молодость да десяток старых добрых анекдотов хранят о ней память.
|
http://www.yar.rodgor.ru/gazeta/12/molodi/241/
http://www.yar.rodgor.ru/gazeta/13/molodi/266/
|