|
Преимущества и недостатки СССР Что вам нравилось и не нравилось в СССР? |
![]() |
|
Опции темы |
![]() |
#11 | |
Модератор
Регистрация: 23.03.2011
Адрес: Столица нашей Родины
Сообщений: 6,367
Репутация: 1106
|
![]() Цитата:
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
#12 |
Заблокирован
Регистрация: 10.11.2011
Адрес: Волгоград
Сообщений: 866
Репутация: -41
|
![]()
А я знаю . Кроме официалиного постановления[IMG]http://www.********.com/images/smilies/smotri.gif[/IMG] ЦК КПРФ (ну или слов лично тов .Зюганова) здесь ничто другое в качестве доказательства не принимается .
|
![]() |
![]() |
![]() |
#13 | |
Заблокирован
Регистрация: 10.11.2011
Адрес: Волгоград
Сообщений: 866
Репутация: -41
|
![]() Цитата:
http://www.sbelan.ru/node/46792 Дедовщина в советской армии Армия 1991 С.А.Белановский, С.Н.Марзеева Данное исследование было проведено авторами в 1988 году методом неформализованного интервью с 30 солдатами-срочниками, демобилизованными в том же году. Цель исследования состояла в изучении «дедовских» отношений в Советской армии. Результаты исследования, включавшие в себя данную аналитическую статью и тексты интервью, были опубликованы в 1991 г. в виде сборника под названием «Дедовщина в армии» (издающая организация Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, тираж 1000 экземпляров). Уставная статусная система - это идеальный порядок, который должен существовать в армии согласно ее Уставу. Две другие системы являются неформальными, т.е. формируются «снизу» и не предусмотрены Уставом. Это дедовская и земляческая системы. Хотя обе они являются неуставными, кардинально различаются по принципам своей организации и по их влиянию на функционирование воинских подразделений. Все три системы могут находиться между собой в разных взаимоотношениях: конкурировать, конфликтовать или дополнять друг друга. От конкретной ситуации в социальной и политической жизни общества зависит, какая из систем в армии выходит на первый план, оттесняя другие. 1.3. Земляческая статусная система Наряду с рассмотренными выше, в армии существует еще одна статусная система - земляческая. Зачатки ее возникают практически во всех воинских частях, включая и однородные по своему национальному составу, а также те, где доминирует уставной порядок. В однородных по национальному составу воинских подразделениях (они бывают только славянскими с незначительными вкраплениями солдат других национальностей) в земляческие группы объединяются люди, приехавшие из одного города или региона, иными словами, земляки. Группировки такого рода обеспечивают своим членам психологическую поддержку. Землячества могут образовываться и по другим признакам, как то: «городские», «сельские», «студенты» и т.д. В «славянских» подразделениях землячества не образуют консолидированных групп, способных противостоять дедовскому и уставному порядкам. Максимум, на что способна сильная земляческая группа - это перевести своего земляка в следующий статус несколько раньше срока. Во многих частях земляческие группировки являются настолько слабыми и мало оформленными, что их влияние практически незаметно. Ситуация с землячествами резко меняется в многонациональных частях. Землячества среди славян становятся в этом случае незаметным явлением, а на первый план выдвигаются землячества, образованные по национальному признаку. 5. Землячества и национальные конфликты в армии 5.1. Деформация дедовского порядка при появлении землячеств До конца 60-х годов Советская Армия была преимущественно славянской. Появление в ней заметных вкраплений неславянских национальностей произошло в 70-е годы. На протяжении последующих лет удельный вес не-славян в армии быстро возрастал. Это происходило по общеизвестным демографическим причинам: у славян наблюдалось снижение рождаемости и, кроме того, они больше пострадали в результате войны, демографическое «эхо» которой в первую очередь отразилось именно на славянской популяции советских народов (в Средней Азии демографическое «эхо» войны практически не заметно). Столкнувшись с проблемой снижения удельного веса славян в составе призывного контингента, военные плановики отреагировали на нее приблизительно следующей концепцией. Войска, входящие в состав первого уровня приоритетов, были оставлены чисто славянскими по своему составу. На втором и третьем уровне приоритетов военными плановиками был, по-видимому, установлен определенный допустимый процент национальных вкраплений с тем, чтобы их численность не превышала некоторую "критическую массу", необходимую для создания землячеств. Весь прочий неславянский призывной контингент (наряду с криминогенным славянским контингентом) «сбрасывался» в войска четвертой группы приоритетов, в которых национальные и уголовные группировки сформировались еще в начале 70-х годов. По мере дальнейшего роста удельного веса не-славян в составе призывников в четвертом уровне приоритетов возникло "переполнение", в результате которого неславянские призывные кадры стали во все большем количестве попадать в третий уровень приоритетов, где на рубеже 80-х и 90-х годов также начала возникать ситуация "переполнения", угрожающая в обозримом будущем нарушением национальной однородности войск второго уровня приоритетов. Появление в воинских частях крупных и проявляющих стремление к консолидации национальных вкраплений резко меняет внутриармейскую социальную структуру. Дедовская статусная система сначала деформируется, а затем сламывается земляческой. Важно при этом, что если на основе дедовщины в армии удается создать жестокий, но стабильно работающий социальный порядок, то ведущие перманентную войну друг с другом национальные землячества не могут создать такого порядка, превращая армию из оплота стабильности в обществе в источник потенциальных конфликтов, в том числе и вооруженных. Деформация дедовского порядка при возникновении землячеств происходит примерно по следующей схеме. До тех пор, пока численно славянский состав в части является превосходящим, дедовской порядок сохраняется в ней в виде основного или доминирующего. Этим, по-видимому, объясняется тот удивляющий самих опрошенных факт, что славяне в армии не образуют национальных землячеств. Можно предположить, что, оказавшись в меньшинстве, славяне предприняли бы попытку консолидации. К сожалению, в нашей небольшой выборке не оказалось случая, когда славяне в части составили бы компактное меньшинство, поэтому свойства славянских землячеств остались для нас невыясненными. Усилия национальных землячеств первоначально направлены на то, чтобы частично или полностью выйти из-под дедовского контроля и тем самым ослабить для себя дедовской гнет. Отношения внутри землячеств остаются иерархическими, т.е. молодые подчиняются старшим, однако, эти отношения значительно смягчены по сравнению с дедовской иерархией славян. «Старики» из национальных землячеств в меру возможностей стараются защитить соотечественников от посягательств на них со стороны славянских дедов. В описываемом случае находящиеся в меньшинстве землячества деформируют дедовской порядок, но не разрушают его. «Старики» - не славянских национальностей сохраняют свой дедовской статус, т.е. не вступают в конфликт с «дедами»- славянами и признаются равными им по статусу. Парадоксальное следствие такой системы отношений заключается в том, что молодые военнослужащие, принадлежащие к «господствующим» славянским нациям, зачастую оказываются в более тяжелом положении, поскольку их некому защитить. До сих пор мы говорили о национальных землячествах вообще, не дифференцируя их по конкретным национальностям. Однако, как показывают опросы, различные национальности ведут себя в армии совершенно по-разному, что ставит проблему возможности существования эффективной многонациональной армии вообще. В армии, в экстремальных условиях, указанные различия проявляются очень резко и показывают, какая громадная разница существуют между типами национальных культур и формируемыми этими культурами типами человеческих характеров. В зависимости от способа поведения все национальные группировки, за исключением славян, могут быть разделены на три группы: «кавказцы», «среднеазиаты» и «прочие». «Кавказцы». В их число входят народы Кавказа и Закавказья. Хотя по числу они обычно значительно уступают славянам и среднеазиатам, их агрессивное поведение зачастую делает их очень влиятельной силой даже при относительно небольшой численности группировок. Их активность и агрессия направлены далее не столько на защиту от дедовских отношений, сколько на захват доминирующего положения в казарме. Если им это удается, они отличаются большой жестокостью и агрессивностью. Кавказские землячества часто выходят за пределы части и образуют межполковые объединения. «Среднеазиаты». В эту группу включаются коренные национальности четырех среднеазиатских республик: узбеки, туркмены, таджики, казахи. Наиболее многочисленными являются узбеки. Единых «среднеазиатских» землячеств эти народы не образуют. Вполне вероятно, что действия и способы адаптации землячеств этих народов следует изучать раздельно, но ограниченность выборки не позволяет сделать такого анализа. Вместе с тем в поведении этих народов есть, по-видимому, и что-то общее, поскольку опрошенные нами славяне слабо отличают их друг от друга и объединяют общей пренебрежительной кличкой «чурки» или «тупые». Если кавказцы в целях адаптации к армейским условиям опираются на свою агрессивность, то среднеазиаты демонстрируют неумение работать с техникой, а также незнание русского языка. Отчасти такое поведение может быть обусловлено низким уровнем их образования, низким потенциалом здоровья, действительно плохим знанием русского языка. Однако в не меньшей степени, как это подчеркивает большинство опрошенных, такой стиль поведения является вполне сознательной тактикой уклонения от армейских обязанностей. Как сказал по этому поводу один из опрошенных солдат, в первый год службы среднеазиаты ничего не делают потому, что они «не понимают», а во второй год - потому, что им, как старослужащим, уже «не положено». Хотя в типичном случае удельный вес среднеазиатов в казармах намного больше, чем кавказцев, их влияние, как правило, значительно ниже. Поведение среднеазиатских землячеств в значительной мере определяется их численностью и удельным весом. При относительно небольшой численности (5-10 человек на роту) они обычно занимают подчиненное положение. Зачастую в такой ситуации они вместе с «летунами» и «отверженными» образуют наиболее униженную социальную страту. При численности около 20% и выше среднеазиаты образуют землячество, не стремящееся к доминированию, но способное противостоять дедовскому порядку в целях самообороны. Доминирующее положение они занимают, лишь оказавшись в абсолютном численном большинстве, и в этом случае способны проявлять большую жестокость. Расположение воинской части на территории республик Кавказа или Средней Азии, как правило, усиливает тенденцию к господству землячества представителей соответствующей республики (они у себя дома). Обычно эти землячества игнорируют отношения дедовщины. Возникший в последние годы национальный конфликт между армянами и азербайджанцами в наших интервью, к сожалению, не был прослежен, и мы располагаем лишь отрывочными сообщениями. «Прочие». Представители всех прочих национальностей, попав в армию, как правило, не обладают критической массой, необходимой для создания землячеств, и присутствуют в армейской среде лишь в виде дисперсного рассеяния. К числу таких национальностей относятся евреи, татары, молдаване, цыгане, прибалтийские нации. Сведения о поведении и социальном статусе этих национальных меньшинств отрывочны и не позволяют делать каких-либо систематических выводов. Немногочисленные по своему удельному весу евреи, насколько можно судить, в армейских условиях не стремятся выделиться из славян и не выделяются славянами в особую группу. В странах Запада несколько раз появлялись сообщения об издевательствах в армии над военнослужащими евреями, однако остается неясным, играла ли здесь какую-то роль их национальная принадлежность, или же это были эксцессы «обычной» дедовщины. Немногочисленные свидетельства о поведении в армии представителей прибалтийских национальностей свидетельствуют о том, что эти люди «ведут себя достойно». Сведения о представителях других национальностей необходимо собирать отдельно. Говоря о национальных землячествах, мы до сих пор описывали в основном промежуточный вариант, при котором эти землячества набрали необходимую критическую массу для того, чтобы сформироваться и деформировать дедовской порядок, но еще не набрали достаточной силы, чтобы его сломать, установив на его обломках принципиально иную статусную систему. Судя по материалам интервью, указанный промежуточный вариант сделался в середине 80-х годов типичным для родов и видов войск, образующих третий уровень приоритетов. Правда, в войсках четвертого (низшего) уровня приоритетов национальные вкрапления более велики по своей численности. На первый взгляд они кажутся удобным объектом для экстраполяции тенденций силы и влиятельности землячеств. Однако следует иметь в виду, что эта группа войск является весьма специфическим объектом, в котором конкурируют и взаимодействуют не две, а три статусных системы: дедовская, земляческая и "блатная", привнесенная в эти войска из мест заключения. 5.2. Прогнозируемый рост силы национальных землячеств За последние годы в советском обществе произошли, и в обозримой перспективе будут происходить определенные изменения, которые станут способствовать дальнейшему росту влияния национальных землячеств и разрушению в армии дедовского порядка. Существует два вида таких изменений. Первый - это динамика рождаемости славянских и наиболее влиятельных в армии неславянских народов. Удельный вес славян в армии неуклонно сокращается. По существующим демографическим прогнозам, к 2000 г. доля «мусульманских» народов в армии может достичь 50%. Учитывая, что группа войск первого уровня приоритетов будет, по-видимому, при любых условиях оставлена славянской, в значительном большинстве частей всех остальных уровней приоритетов славяне составят национальное меньшинство. Такая ситуация к настоящему времени стала достаточно частой в войсках четвертого уровня приоритетов, и уже в первой половине 90-х годов она все чаще начнет возникать в войсках третьего уровня приоритетов. Второй вид изменений, который будет способствовать консолидации землячеств и усилению конфронтации между ними - это усиление национальных конфликтов в советском обществе в целом, которые индуцируют и усиление конфронтации внутри армии. Рост численности национальных землячеств и их идеологическая консолидация превращает армию из источника стабильности в обществе в потенциальный очаг межнациональной напряженности, которая может принимать острые конфликтные формы, в том числе и с применением оружия. Последний раз редактировалось Ищущи.; 12.02.2013 в 00:20. |
|
![]() |
![]() |
![]() |
#14 |
Местный
Регистрация: 20.05.2010
Сообщений: 17,221
Репутация: 4033
|
![]()
Афганский моджахед о Советской армии.
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Первые 20 шагов нового президента Зюганова | Admin | Агитация за КПРФ | 166 | 13.08.2011 01:09 |
Армия - советская и "ельцинско-путинская" | Владимир Шмелев | Угрозы России и братским народам | 270 | 15.07.2010 16:18 |
Мораторий на рост продуктовых цен продлят до инаугурации нового президента | Admin | Новости Российской политики и экономики | 1 | 02.02.2008 19:21 |
Продовольствие минус армия | Sергей | Преимущества и недостатки СССР | 24 | 20.11.2007 20:21 |
Созвать очередной Всероссийский Съезд Советов | А.Лексей | Планируем новый российский социализм | 0 | 30.05.2007 21:21 |