|
Политэкономический ликбез Изучение первоисточников основоположников научного коммунизма |
![]() |
|
Опции темы |
![]() |
#41 | ||
Местный
Регистрация: 11.04.2013
Сообщений: 751
Репутация: 365
|
![]() Цитата:
Я так не считаю. А думать, считать, проявлять гибкость мышления и поведения, к тому же, чтоб оно во благо шло, - разве это не здорово! Цитата:
Вообще-то, как по мне, зря это вы ограничиваете ответ на него узкой, внеэкономической сферой. Это в наши времена можно легко отделить экономику от моралей и искусств. А в те, благословенные времена, все было спутано, как в битве под Полтавой! Ну, если все же, следовать Вашим установкам, то, думаю, мне будет легко ответить на него, вспомнив "Законы" Моисея. вот, он пытаясь внести справедливость в жизнь своего народа, вместе с тем, стремясь устроить эту жизнь теократически (в соответствии с волениями Яхве), и создает свод своих положений (законов), которые, кстати, весьма коммунистичны, по крайней мере, для своего времени, и их-то Христос и хотел восстановить. Так вот, Моисей так положил, что в новой общине-государстве еврейской, поскольку все равны перед Богом, да не будет рабов, чтоб ни один иудей не мог обращать в рабство другого. Там, правда, были кой-какие оговорки, но мы не будем углубляться . Мораль того, о чем я хочу сказать в том, что для народа, живущего общинно (коленно), неприемлемо, чтоб кого-нибудь из общины обижали, обделяли. Здесь все были братья (тотем), все были родня, свои. Между тем, все остальные, не принадлежащие к тотему, из других общин, - это чужие. Чужой - не свой. А потому с ним можно и нужно обходиться как не своим. вот, его даже можно и съесть. Но еще лучше, - благо, орудия труда это уже позволяют, - не съесть его, а поработить, заставить работать на пользу своей общины, семьи и т.п. Вот, так, потихонечку начинает приходить рабство. Но, поскольку рано или поздно общины объединяются, рядом начинают жить другие общины, территория разукрупняется, возникают институты (например, государство), чтобы всем этим заправлять-управлять, в этих условиях кровное родство, "свойность" - все это - как-то уходит назад, становится не важным. Важность приобретают правовые отношения, отношения, для всех общин пригодные. Так, возникает право, сказал, политика, где-то и философия, между прочим. А вместе со всем этим и нормальность эксплуатировать, порабощать человека из чужого села, даже из своего, поскольку, кто его знает, родственник он мне, или нет. С заменой общины на общество (сообщество общин), собственно и открывается возможность во всех своих соседях видеть другого, чужого. а потому оказыввается возможным при нагоде и порабощать соотечественника, извлекать из него барыши и т.п. Вот, примерно так мне кажется, причем. на вскидку... Если что не так, - добавьте, уточните, ладно? |
||
![]() |
![]() |
![]() |
#42 | |||||
Местный
Регистрация: 26.06.2010
Адрес: город-герой Новороссийск
Сообщений: 15,485
Репутация: 7039
|
![]() Цитата:
![]() Цитата:
![]() Цитата:
Цитата:
![]() Цитата:
![]()
__________________
"Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!" |
|||||
![]() |
![]() |
![]() |
#43 |
Местный
Регистрация: 11.04.2013
Сообщений: 751
Репутация: 365
|
![]()
Хотел предложить Вам, друзья, еще одну задачку (их у меня много), но решил, все же, продолжить начатое прежде.
Да, я там попытался-таки решить соотношение этики и религии. в попытках ушел в дебри и застрял окончательно, скатившись к атеизму. Что же, это тоже неплохо. по крайней мере, этим экскурсом мы, хотя бы двух рябчиков прихватили. Установили, что атеизм (хороший) он тоже религия, и как таковой, как и религия в целом, связан с этикой. И второе, мы вынесли, вывод о том, что,как ни крути, но от религии этику трудно оторвать, если вообще, невозможно... И, тем не менее, мы нацелились этот "отрыв" совершить. Кстати, в существующих учебниках он-таки, осуществлен, вроде. Но мы с некоторых пор учебников не читаем. попробуем-ка, самотушки добраться до вершины. Действительно. К вершине всегда ведут множество троп. Если представить, что мудрость - тоже некоторая вершина, то и для взбирательства на нее, надо полагать, имеется не одна тропка... Не будем уточнять, что понимать под мудростью. с нас достаточно признать, что во многом она выражает этику. Ведь человека называют мудрецом, аксакалом не потому, что он знает квантовые штучки и про разбегание галактик. Его так называют прежде всего, поскольку он учит как жить, что делать, как выйти из соответствующей халепы, куда плыть, где смысл искать, как не следует жить и т.п. Конечно, мудрец знает и относительно того, что есть жистянка, как она устроена. во всяком случае, наиболее общие представления, идеи, знания на этот счет у него всенепременнейше сложились. собственно, опираясь на них, он и учит молодежь, что и как быть. Это - мудрец. Он таков, поскольку приобщен к мудрости. Мудрость же - сама жистянка в ее наиболее важном и значимом, наиболее общие законы, связи и отношения вокруг. Это, наконец, то, что непременно как некоторое всеобщее начало светится, присутствует в люббой вещи, сколь бы малой она ни была. Коль скоро мудрости нет, вещь ничего не значит, просто исчезает. Вот, если, скажем, отнять из этой клавиатуры, по которой я стучу, наиболее важное и значимое, непреходящее, так либо иначе имеющееся и в остальном вокруг, эта клавиатура перестанет быть собой, прекратится. что же это, всеобщее и непреходящее в вещах? А очень многое! Например, форма, содержание, качество, движение, суть, необходимость, мера и т.д. и т.д. Любая философская категория (тем более онтологическая), выступая вместе с тем, категорией мудрости, выражает последнюю, представляет ее в вещах. Удалите из моей клавиатуры форму, качество, явление... Да какую угодно категорию как форму всеобщей связи, как носителя мудрости, - она (клавиатура) перестанет быть. Невозможно, чтоб она была без формы, также - без качества, без меры.... Без движения. пространства, времени, причины, возможности.... Итак, мудрость есть, причем, реально, во всем вокруг и внутри нас. И вот, постижением (приобщением) этой самой мудрости, умудряться, становиться мудрецами и заняты люди. Философ - любитель мудрости (Платон). Но мудрость постигает не только философ. Как известно, наиболее четко выраженные формы, коими выступает мудрость, которые всего полней ее обнажают являются такие вещи, как красота. благо (добро) и истина. сосредотачиваясь на этих вещах, собственно, и возникают, существуют три наиболее общие, емкие формы постижения, выражения мудрости, три тропы, ведущие к мудрости, - да, философия, искусство, религия. Это так называемые три сестрицы, передающие мудрость, ведущие к ней. В них мудрость выступает наиболее полно. В принципе, можно полагать даже, что, поскольку истина, благо и красота являют одно и то же, они во многом и совпадают. Но верно и то, что при всем своем совпадении они также весьма различны. Не всегда прекрасное истинно, не всегда истина несет добро (благо). Но оставим эти штучки, и перейдем к формам освоения действительности (мудрости), которые к ним стремятся, - искусство, религию, философию. Эти формы приобщения человека к мудрости (жизни в ее наиболее общей данности), как известно образуют своеобразную мнемоническую данность: их обычно изображают в виде ромашки, различным образом тасуя. "Ромашка" эта означает их совпадение и различия. Мы сейчас не будем на всем этом останавливаться. Укажем лишь, что различия непременно имеются.А что главней всего, каждая сестрица настолько емка, настолько далеко идуща, что выступает фундаментальной, отправной точкой в отношениях человека к действительности. Именно из них строится соответствующее мировоззрение. когда говорят о типах мировоззрения, то, как раз, имеют в виду, что они производны от того, чем образованы. В случае, когда перед нами художественное, мифоллогическое, чувственно-телесное мировидение, мировоззрение, - это значит, что в основе этих разновидностей лежит искусство. Кстати, искусство может лежать и в основе соответствующей этики, этики от искусства. Вы, вероятно, часто встречали на улице ситуацию, когда мать одергивает своего ребенка: "Прекрати. Это не красиво". Или наоборот: "делай так - это красиво,эстетично...". Как часто мы выражаем свои чувства удовольствия или неудовольствия, пользуясь лишь средствами эстетики, искусства... Все это, как и многое другое, говорит, что наше миропереживание, отношение к вещам не поднялось выше эстетического. Пусть это примитивно, пусть это первая форма отношения к действительности... Как знать, к тому же: ведь что первое - оно же и последнее! Просто многие люди не поднимаются до этого самого последнего: где-то кишка не позволяет. Но... Можно вести речь об искусственном отношении к действительности, которое, между прочим, замечательно выражено у Германа Гессе, и это отношение еще нужно освоить, взобраться на него. Но тут, правда, возможны и сильнейшие падения (Нероны, Свидригайловы, сладострастники, Кьеркегоровские картинки...). В основе разного рода религиозных отношений к действительности, когда человек принимает вещи в координатной плоскости "добро-зло", а высшей целью движения выступает благо (добро), перед нами мировоззрения, выводящиеся из религии, религиозного отношения к действительности. Наконец, можно вести речь о философских мировоззрениях, которые бытаютсябазироваться на собственно философском отношении человека к действительности. Вообще-то зря это я не попытался разобраться в отличиях названных форм друг от друга. Собственно, я полагал, что это всем нам известно и любой, при желании, сможет найти материал в учебниках. А потому... А потому, не стану-таки вести разговоры об этих отличиях, полагая их известность, и сразу же брякну следующее. Ведь и этику можно строить, отталкиваясь от философского подхода к действительности, как это делается в случаях с религией и искусством. Больше того. Если мы вспомним, наш разговор о существе этического с самого начала-то исходил именно из посылки, что этическое вытекает из философских оснований, из философского взгляда на действительность. Во всяком случае, мы выше говорили как о философской этике, этике, которая выведена из философии, связана с ней неразрывно, так и об этике, которая отрелигиозна. стало быть, есть этика, отфилософичная, и она заведомо должна быть внерелигиозной. во всяком случае, - отличаться от религиозной этики настолько и постольку насколько и поскольку философия отлична от религии. Итак есть этика, связанная с философией. и она-то должна рассматриваться нами как внерелигиозная этика. вот, установив это, мы дальше, сможем сопоставляя эту этику с религиозной, определиться относительно того, возможна ли этика вне религии. Больше того, мы определимся и с тем, какая философия всего более подходит для полнокровного выражения этики. То есть какая философия не преподносит этику оскопленной, выражает ее всеобъемлюще. Главное - онтологично, в связи с бытием и даже - перекликается с этикой религиозной. С Вашего позволения, друзья, этими вопросами можно будет заняться в дальнейшем... |
![]() |
![]() |
![]() |
#44 |
Местный
Регистрация: 24.04.2007
Адрес: Казахстан
Сообщений: 1,469
Репутация: 528
|
![]()
sgaliev,
Написано много, тогда как функциональный смысл Этики и её развития - является расширение границ человеческой общности. - И всё! |
![]() |
![]() |
![]() |
#45 |
Местный
Регистрация: 11.04.2013
Сообщений: 751
Репутация: 365
|
![]()
[QUOTE=Галочка;720407][URL=
Больше реалист...но мечтать не вредно. ![]() [/quote] Да, это хорошо! Это те, кто с музами трудится, кому последние помогают. Платон полагал, что именно люди мусических искусств настоящие поэты, поскольку им Боги помогают через своих гонцов-посредников (муз). ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
#46 | |
Местный
Регистрация: 26.06.2010
Адрес: город-герой Новороссийск
Сообщений: 15,485
Репутация: 7039
|
![]() Цитата:
Оказывается,художественное вдохновение - это своего рода безумие, один из четырех видов одержимости... ![]() Вот тебе раз....)) Нашла в интернете. Мусические и немусические искусства Греки верили в божественное происхождение искусства. Состояние, в котором осуществлялось художественное творчество, называлось - божественное воодушевление. Художественное вдохновение - это своего рода безумие, один из четырех видов одержимости, наряду с вакхической, идущей от Диониса; провидческой - от Аполлона и любовной - от Афродиты и Эроса. Искусство есть волшебная сила, идущая от богов к поэтам, а потом к зрителям, слушателям и читателям. Божественные существа, вызывающие художественное творчество, именовались музами. Это были дочери Зевса и Мнемосины (богини памяти). Традиция выделяет девять муз: Каллиопу - музу эпической поэзии; Эрато - любовной поэзии; Терпсихору - танца; Полигимнию - гимнов в честь богов и героев, а также ораторского искусства; Эвтерпу - лирической песни; Мельпомену - трагедии; Талию - комедии; Клио - истории; Уранию - астрономии как искусства постигать гармонию небесных сфер. Предводителем муз считался Аполлон. Искусства, которым покровительствуют музы, у греков назывались мусическими. Позже для их обозначения был употреблен собирательный термин «музыка». Древнейшими видами мусического искусства были, скорее всего, гимны и эпос. Они постепенно складывались на основе устного народного творчества и даже в самых поздних своих формах сохраняли теснейшую связь с мифологией. Гимны, вероятно, являлись частью религиозных мистерий. Наиболее известны 34 гимна, приписываемых Гомеру, но составленных, по авторитетному мнению специалистов, на несколько столетий позже эпических поэм «Илиада» (прибл. VIII в. до н.э.) и «Одиссея» (прибл. VII в. до н.э.). Эпическая поэзия формировалась из отдельных песен, исполняемых странствующими аэдами и рапсодами. На базе ионийского наречия они создали искусственный литературный язык. Выделяют две разновидности эпоса: героический и дидактический (поучительный). Первый повествовал о военных подвигах героев - полубожественных вождей древних племен. Как показали раскопки Г. Шлимана, героические поэмы Гомера основывались на реальных событиях. Эпическая поэзия как бы связывает в один клубок события человеческой истории и мир богов. Дидактические поэмы, например «Труды и дни» Гесиода, рисуют картины быта, мирного труда эллинов, формулируют правила на все случаи жизни. К музам Полигимнии, Эрато и Эвтерпе восходит эллинская лирика. В VI в. до н.э. в Дельфах были учреждены Пифийские состязания поэтов и музыкантов. Кифареды соревновались в исполнении гимнов под звуки струнной кифары; авлоды - в пении под звуки авлосов (духовых инструментов типа гобоя). Подобные агоны производились также на Истмийских играх в честь Посейдона и Немейских - в честь Зевса. В эпоху эллинизма был составлен список самых великих лириков Эллады. Число поэтов соответствовало числу муз: Пиндар, Симо-нид, Бакхилид, Алкей, Сапфо, Алкман, Стесихор, Ивик и Анакреонт. Важнейшие из мусических искусств - трагедия и комедия - возникли из дионисийских мистерий. Термин «трагедия» происходи тот слова «козел» и означает «козлиная песня». Название, вероятно, объясняется тем, что первоначально участники трагического представления, изображая сатиров, козлоподобных спутников бога Диониса, были одеты в козлиные шкуры.| Становление театрального действа начиналось с отделения участников религиозного ритуала от зрителей. Слово «театр» означало «место для зрелищ». Зрители обычно располагались на склоне холма, а действующие лица - у его подножия на специальной круглой площадке («орхестре»), где находился жертвенник Диониса. Позднейшие театры в целом сохранили это устройство. Цель трагедии располагалась в сфере внутренней цивилизации. Ею был катарсис - очищение человеческой души от пороков и вредных страстей через переживание чувства страха и сострадания. В трагедиях изображались гибель и страдания героев, их отважные, но тщетные попытки бороться с судьбой. Как правило, использовались мифологические, гораздо реже исторические сюжеты. Величайшими греческими драматургами являются уже названные Эсхил («Прометей прикованный», «Семеро против Фив» и др.) и Софокл («Царь Эдип», «Антигона» и т.д.), а также Еврипид («Медея», «Вакханки» и пр.). Хотя тексты хоров порою были достаточно эзотеричными, требующими особых знаний, в целом трагедия отвечала помыслам и чувствам рядового гражданина, а потому служила мощнейшим объединяющим и воспитательным фактором. Состязания актеров и сочинителей трагедий устраивались ежегодно. Победителей и побежденных определяли 100 судей, избираемых от каждой филы по жребию. Афинским гражданам выдавались деньги из государственной казны на посещение театра. Подготовка к состязанию называлась литургией и считалась важным государственным делом, выполняемым наиболее богатыми гражданами по назначению правителя. Вакхическому культу обязана своим происхождением и комедия. Она возникла из неофициальных сельских праздников в честь Диониса, во время которых проводились фаллефории - торжественные шествия жителей, несущих искусственный фаллос как символ плодородия. Термин «комедия» образован из слов «подвыпившая толпа» и «песнь», что вместе переводится как «песня пьяной толпы». Участники торжественного шествия распевали хвалебную песнь в честь бога Фалета и обменивались шуточными выпадами. Центральную часть комедии составлял агон - словесный поединок между актерами по какой-либо злободневной проблеме. Хор из 24 участников принимал сторону одного из сражающихся и присоединялся к осуждению противоположной стороны разнузданным танцем - кордаксом. Постепенно значение актеров возрастало, а хор полностью исчез. Сложился традиционный набор комедийных ролей: болтливый повар, хвастливый воин, хитрая гетера, бессовестный сводник, жадный парасит (нахлебник, зарабатывающий угощение, развлекая своими шутками хозяина стола и его гостей), ловкий раб, который вертит хозяином по своему усмотрению, и т.п. Некоторые видные граждане, в том числе и правители, высмеивались неприкрыто, под их настоящими именами. Лучшим комедиографом классической эпохи был Аристофан. Его комедии - «Облака», «Птицы», «Лягушки», «Лисистрата» и др. - пользовались большой популярностью. Новая аттическая комедия прославилась шедеврами Менандра «Третейский суд», «Отрезанная коса» и т.д. Обособление трагедии и комедии происходило параллельно дифференциации высоких и низких сторон религиозного культа. Наряду с мусическими искусствами, которые были временными или синтетическими, в античной Греции развивались немусические искусства: архитектура, скульптура и живопись. Покровителями их считались боги Афина, Гефест, Гермес. Самыми значительными архитектурными сооружениями были храмы - земные жилища богов. Вначале это были просто беседки из деревьев, расположенные в священных рощах на отведенных богам участках - теменосах, где устраивались жертвенные алтари. Потом появились стены из дерева и глины. В VII-VI вв. до н.э. возводят храмы из камня. Внутрь, где в полутемном помещении находились статуи богов, допускались только жрецы. Фасадом храмы всегда были обращены к востоку. Перед ними находилась площадь с алтарем, предназначенным для жертвоприношений. Храмы строились на возвышенности в форме прямоугольника, перекрытого двухскатной крышей. Наиболее распространенный тип - периптер («оперенный»), т.е. окруженный со всех сторон колоннами. Выражая идею божественного совершенства, храмы имели математически выверенные пропорции. Основным модулем служила колонна. Соотношение длины и ширины храма задавалось числом колонн, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга: если число колонн на фасаде принять за п, то в боковой части их должно быть2n+1. Соотношение между горизонталями и вертикалями в храме регулировалось ордерной системой, возникшей еще в VI в. до н.э. Ордер - канонический способ оформления несущих и несомых конструкций здания: колонн и антаблемента. К дорическому («мужскому) ордеру в качестве своеобразной бинарной оппозиции был со временем добавлен ионический («женский»). Главным признаком, позволяющим различать эти ордера, выступает капитель - верхняя часть колонны. В дорическом ордере она имела форму прямоугольной доски (абака) с полукруглой подушкой (эхином). Ионическая капитель украшена волютами (завитками как характерным элементом женской прически). Колонна дорического ордера символизировала мужество, силу. Она соответствовала идеальным пропорциям мужского тела: диаметр колонны относился к высоте как 1 : 6 (у идеального мужчины таким должно быть соотношение между длиной ступни и ростом). Колонна ионического ордера считалась олицетворением женственности и имела пропорции 1 : 8 (с аналогичным телесным соотношением). В дорическом ордере вместо колонн иногда использовались мужские статуи - атланты; в ионическом - женские, кариатиды. Позднее появился третий ордер - коринфский (по названию города Коринф). В этом ордере еще более усилена идея женственности. Капитель оформлена в виде листьев растения аканф («медвежья лапа»). Кроме храмов в античной Греции строились дворцы, театры, ипподромы, булевтерии, гимнасии и др. Самые величественные из них располагались в акрополе («верхнем городе»), окруженном мощными стенами. Греческая скульптура, рассматриваемая некоторыми учеными (О. Шпенглер, А.Ф. Лосев и др.) как наиболее типичное эллинское искусство, начиналась с изображений богов и героев. Огромное значение для ее развития имела идея о том, что олимпийские боги своею красотой намного превосходят человека. На протяжении веков она побуждала к поиску и воплощению телесного совершенства. В эпоху классики появилась скульптура, которая представляла собой математически рассчитанные идеальные пропорции мужского тела («Дорифор» Поликлета). Выдающиеся мастера Фидий, Мирон и др. научились воспроизводить красоту человеческих движений. Решению сложных задач способствовало использование бронзы наряду с хрупким мрамором. Но вплоть до эпохи эллинизма греческая скульптура сохраняет верность изображению типа, а не индивидуальности. Узнать, кого изображает та или иная статуя, можно только благодаря символическим атрибутам и сведениям о том, кому посвящен храм.http://studbooks.net/839765/religiov...skie_iskusstva
__________________
"Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!" |
|
![]() |
![]() |
![]() |
#47 |
Местный
Регистрация: 11.04.2013
Сообщений: 751
Репутация: 365
|
![]()
Что же, можно и с этим согласиться. Вот, только к чему расширять человеческувю общность? Или тут надо уточниться Вам?. Разве недостаточно сказать о расширении человека? Правда, и этого будет мало, поскольку, как уже Вы сами выше говорили, нужно человека брать широко: как связанного с макрокосмом! Это хорошая идея - нужно ее не потерять.
|
![]() |
![]() |
![]() |
#48 |
Местный
Регистрация: 03.03.2013
Сообщений: 402
Репутация: 169
|
![]()
Если все-таки упомянуть и о метафизике в том числе, то можно привести какой-нибудь пример, связанный с индивидуальностями, как Христос: Имеется утверждение о том, что сколько бы Христос (или его бессмертные Братья) не проходил сквозь леса, полными волками и медведями, то они никогда не имели бы от них вреда. С другой стороны, от многих хороших людей остались бы только кости, если бы они решили пройти через тайгу без внешней защиты. Такое явление не может обойтись без той самой метафизики.
|
![]() |
![]() |
![]() |
#49 |
Местный
Регистрация: 11.04.2013
Сообщений: 751
Репутация: 365
|
![]()
Взаимно, Солнышко! Я с удовольствием прочитал статью о мусических искусст вах. Прежде, как-то давным-давно, еще студентом читал Давыдова (или даже Бородая) на эту тему. А потом - как-то так случилось, что, размышляя о практике, творчестве, опять пришлось повстречаться, но уже как-то внешне, без вникания...
Да?! ![]() ![]() один из четырех видов одержимости... ![]() [/quote] Бедняжка! ![]() ![]() Вот тебе раз....)) [/quote] То-то же! 3:-) Ну, ничё! Прорвемся, не так ли? ![]() На |
![]() |
![]() |
![]() |
#50 | |
Местный
Регистрация: 19.02.2010
Адрес: Республика Коми
Сообщений: 7,277
Репутация: 1767
|
![]() Цитата:
В вашем ответе много академизма, а точнее западноевропейского академизма. Похоже вы все еще находитесь в плену западноевропейской философии, а в ней много схоластики. А это значит, что с одной стороны идет преувеличении незначительных деталей, а с другой стороны приуменьшение основных черт. |
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Что такое Этика? | Иноземцев | Политэкономический ликбез | 13 | 26.10.2017 11:30 |
Религия и Этика | Иноземцев | Общение на разные темы | 12 | 08.07.2017 12:02 |
Метафизика и Этика | Иноземцев | Политэкономический ликбез | 32 | 02.02.2017 11:54 |
Этика на теперь. (Проект). | Иноземцев | Политэкономический ликбез | 3 | 22.08.2016 23:28 |
Этика и Идеология. | Иноземцев | Политэкономический ликбез | 3 | 28.11.2013 10:33 |