Путь России – вперёд, к социализму! | На повестке дня человечества — социализм | Программа КПРФ

Вернуться   Форум сторонников КПРФ : KPRF.ORG : Политический форум : Выборы в России > Форумы Коммунистической Партии > Планируем новый российский социализм

Планируем новый российский социализм Программные документы КПРФ о будущем социализме

Ответ
 
Опции темы
Старый 09.04.2020, 14:06   #1
Shiyan
Местный
 
Регистрация: 15.10.2009
Адрес: Россия
Сообщений: 1,297
Репутация: 790
По умолчанию Человеческий разум - источник многих сегодняшних проблем

Решил разместить на форуме статью "Человеческий разум - источник многих сегодняшних проблем" опубликованную в 2010 году в одном из научно-популярных журналов.
Статья, написанная в 1998 году, не потеряла своей актуальности и сегодня. Думаю многим форумчанам, ведущим дискуссию на форуме, будет интересно и полезно ее прочитать.
(о глубинных причинах возникновения конфликтов между людьми...)
Считаю материал важным для ознакомления. Время для прочтения займет минут 30...40.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАЗУМ - ИСТОЧНИК МНОГИХ СЕГОДНЯШНИХ ПРОБЛЕМ.

"Люди всячески стремятся обогатить свою память, свои познания, упражняются в красноречии, но они почти никогда не заботятся о культуре мышления. Они стремятся рас-суждать логически, не заботясь о том, чтобы правильно мыслить. Они смешивают эти ве-щи".
Антуан де Сент-Экзюпери.
Неизбежным спутником человечества на всем протяжении истории были войны. И сегодня в наши, казалось бы, просвещенные времена они все с той же неотвратимостью происходят на планете, принося людям душевные страдания, материальные разрушения, физическую гибель.
В чём же основные, г л у б и н н ы е причины возникновения конфлик-тов? Ведь они так часто происходят не только на межгосударственном, но и на межличностном уровне, на уровне отношений человека с окружающей его природой. И сможет ли человечество, хотя бы в будущем, отказаться от проведения "больших" и "малых" войн, как от одного из способов их разре-шения?
Одни убеждены, что агрессивность, с которой порой один человек от-носится к другому, "заложена" в нём изначально, как и у животных, самой природой и человечество бессильно в своём стремлении раз и навсегда по-кончить с войнами. Другие, отрицая подобное, утверждают: хотя человеку и присущи некоторые черты, определяющие допустимость сравнения его по-ведения с поведением животных, в нём есть "нечто", возвышающее его над всем животным миром, придающее его облику человеческую сущность. На-личие в человеке этого "нечто", считают они, даёт основание полагать, что человечество способно научиться устранять причины возникновения воору-жённых конфликтов и сможет предотвратить угрозу самоуничтожения в бу-дущем.
Подобные рассуждения относятся к области предположений и отра-жают наши, далеко ещё неясные, представления о себе, об окружающем нас мире живых существ.
Причина этому не только в трудностях постижения разумом человека тайн живой природы. Важно понять, что в наши времена, так же как и в предшествующие, ещё очень велика зависимость науки от власть имущих, от тех, в чьих руках в действительности находится политическая и экономиче-ская власть, кому предоставлено право владеть и распоряжаться огромными денежными средствами, имея, о науке, как правило, смутное представление.
Но времена меняются, и сегодня становится совершенно очевидно, что этот сложившийся порядок надо менять. Слишком много сложнейших, тре-бующих безотлагательного решения проблем встаёт перед человечеством на современном этапе развития. Подход к решению этих проблем требует глубокого критического пересмотра всей сложившейся системы базовых ценностей, изменений в мировоззрении, в формах человеческого общежития.
Люди должны знать, что вследствие гигантских социальных и техноло-гических изменений, происшедших на нашей планете за последнее столетие, механизм окружающей нас жизни уже не функционирует нормально и угро-за самоуничтожения реально встаёт перед человечеством. Надо понять, что именно сегодня, как никогда раньше, нам необходимо уделять внимание науке, развитию тех её направлений, которые занимаются изучением чело-века, его разума. Ведь именно человеческий разум (негармоничное его раз-витие) является источником многих сегодняшних проблем, а если это так, то только лишь понимание его природы и путей развития даст нам возмож-ность решать эти проблемы, научит нас вести себя разумно в настоящей и будущем, достойно нося имя Homo sapiens - человек разумный.
В 1981 году американскому учёному Роджерому Сперри и его сотруд-никам была присуждена Нобелевская премия за открытие в области иссле-дований мозга человека. В последующие годы в нашей печати достаточно часто упоминалось об этом открытии. Печатались статьи в научно - популяр-ных журналах, издавались книги отечественных и зарубежных авторов. В вы-ступлениях ученых "перестроечных" лет, с высоких трибун, говорилось о тех новых возможностях в изучении мозга (интеллекта) человека, появляющихся у нашей науки в связи с созданием в стране института мозга человека; о грядущих достижениях в этой области знаний, которые должны послужить перестройке (газета "Труд" № 7, от 08.01.89 г., стр.3). Хочется думать, что и сама идея перестройки у руководства бывшего Союза, провозгласившего курс на преобразования, ассоциировалась в сознании, прежде всего, с идеей изменения человеческих отношений, их совершенствования на основе современных представлений о человеке.
Многим тогда казалось, что наступает время эпохальных перемен, что человечество в своём интеллектуальном развитии достигло такого уровня, на котором становится понятна необходимость проведения серьёзных изменений, касающихся форм общественного устройства
Почему же с тех пор существенных, направленных в сторону прогресса, изменений ни у нас, ни на Западе не произошло?
Причины различны. "Перестройка" в нашей стране закончилась неуда-чей. Люди обманулись, променяв разумное начало на "некое", ведущее к "процветанию", западного (заокеанского) образца. Проблемы переустройст-ва нашего общества, таким образом, во многом стали похожими на пробле-мы переустройства общества западного типа. Основным же препятствием на пути переустройства общества западного типа является сопротивление опре-делённых групп людей, имеющих вполне понятные причины желать сохра-нения существующего положения. (Изменения могут затронуть тех, кто нахо-дится на вершине иерархической лестницы; в результате этих изменений они могут опуститься на несколько ступенек в низ, что представляется для них нежелательным).
В чём же суть и значение открытия Р.Сперри?
Было доказано, что ДВА ПОЛУШАРИЯ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА, обладая яв-ной асимметрией, ОБЕСПЕЧИВАЮТ ДВЕ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ СОЗНАНИЯ. Выяснилось, что одно полушарие иначе обрабатывает информацию, принимает решения, иначе "думает" чем другое полушарие. По-разному формируется эмоциональная жизнь в каждом из полушарий, и даже процесс обучения происходит неодинаково.
Исследования указали на то, что левое полушарие "говорящее", ско-рее, аналитическое. В нём находят своё отражение процессы, лежащие в ос-нове речи, письма, счёта, логического мышления. Своё сознание может вы-разить с помощью речи. Обрабатывает информацию абстрактно, отвлечённо, по мере её поступления - последовательно.
Правое полушарие - "немое" (как бы бессловесное). По принятому на-званию способа постижения мира, его можно назвать - интуитивное. Оно да-ёт целостную картину явлений внешнего мира, воспринимая его, прежде всего, образно - наглядно, оценивая пространственно-временные отноше-ния. Конкретное мышление, художественное, чувственное восприятие, по-нимание музыки основывается на процессах, происходящих в этом полуша-рии. Своё сознание на понятийном уровне, с помощью речи, выразить не может. Обрабатывает информацию сразу с несколькими входами - парал-лельно.
Посредством нервных волокон, связывающих полушария, их сознания постоянно влияют друг на друга, и связь эта носит, по утверждению Р.Сперри, не "помогающий", а "тормозящий" характер, вследствие их "общей несовместимости" (когда одно из них угнетено, функции другого резко обостряются).
Установлено, что единое сознание, состоящее из двух качественно раз-личных форм сознания, является сугубо человеческим свойством мозга.
Впервые узнающие об этом удивительном открытии и обнаружившие интерес к нему, много любопытной информации могут получить, познако-мившись с соответствующей литературой. Изложенного же выше должно быть достаточно для того, чтобы, отдавая должное усилиям учёных, не вни-кая в подробности проведенных ими исследований, после некоторых раз-мышлений, понять и по достоинству оценить их результаты.
Выводы, которые они позволяют сделать, поистине ошеломляющие!
По масштабу влияния, которое они способны оказать на наше созна-ние, их можно сравнить лишь с великими открытиями прошлого, а, учитывая специфику области проводимых исследований, предположить ещё большую их значимость.
Прежде всего, они позволяют нам по-новому взглянуть на самих себя, лучше узнать себя, понять свою природу и на основе этих новых научных знаний "о себе" во многом изменить наше мировоззрение - сблизить пози-ции в философских, научных, политических, нравственных и эстетических взглядах.
Они дают возможность постижения таких истин, усвоение которых по-может нам научиться с минимальными потерями разрешать возникающие в жизни противоречия, позволяя ступать всем на новый уровень развития от-ношений.
"Познай самого себя" и ты познаешь весь мир - не настало ли время в должной мере оценить мудрость высказывания древнегреческого мыслите-ля?
Человечеством накоплен огромный интуитивный опыт, позволяющий предполагать наличие в человеке "двух умов в одном теле". Многие учёные, писатели, поэты, философы прошлого, в своём творчестве, прямо или кос-венно подтверждали такой опыт. Теперь подобные предположения, особен-но, для аналитически мыслящих людей, всегда с раздражением относившихся к самой идее существования интуитивных знаний, не кажутся столь абсурдными. Утверждение учёных, что левое и правое полушария мозга человека представляют собой два различных уровня сознания, подразумевают такое наличие "двух Я" в каждом из нас, нормально существующих и дополняющих друг друга.
Насколько их влияние друг на друга является соперничеством, а на-сколько сотрудничеством пусть определяют учёные. Ясно, что ФУНКЦИИ РАЗДЕЛЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА ИМЕЮТ ЖИЗНЕННО ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, НО НЕ МЕНЕЕ ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОНИ ИМЕЮТ И ДЛЯ ОБЩЕСТВА. ОПРЕДЕЛЯЯ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ "СВЯЗЕЙ", ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, ОНИ ОКАЗЫВАЮТ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА ХАРАКТЕР ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ, НА ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ.
Было установлено, что в поведении, людей всегда, явно проявляются признаки доминирования левого полушария над правым у одних, и правого над левым у других. И это так. Многие в своей сознательной жизни почти полностью рациональны, но много и таких, кто почти полностью интуитивен. Каждая из этих групп, которым условно можно дать соответствующие назва-ния "логиков" и "интуитов", очень мало ценят познавательные достоинства другой (особенно "логики"), высмеивают друг друга и выражения типа "бес-толочь" и "тупица", употребляемые при обмене мнениями между ними, можно считать ещё вполне вежливыми.
Объяснять причину возникновения подобных взаимоотношений не-достатками воспитания, образования людей, негативным влиянием той сре-ды, в которой формировался их разум, значит, попадать в сети традицион-ных взглядов и представлений о человеке, вносящих в наше сознание боль-ше путаницы, нежели упорядоченности и ясности, а поэтому ещё больше нас разделяющих.
Открытие нейрофизиологов, о котором идёт речь, в совокупности с до-водами, приведёнными ниже, внося определённую ясность в понимание природы нашего разума, позволяют найти объяснение этому явлению; спо-собствуют пониманию глубинных, скрытых внешней стороной процессов, происходящих в сфере общения - в мире человеческих отношений, оказы-вающих такое огромное влияние на нашу жизнь, по сути, во многом опреде-ляющих историю общественного развития.
Зная о том, что свойства нервной системы всех организмов, живущих на Земле, в том числе млекопитающих и человека, в основном определяются "заложенной" в неё генетической информацией, и, что генетические изменения происходят крайне медленно; учитывая тот факт, что структура живой природы, в отличие от неживой, асимметрична; а так же факт разделения функций полушарий коры головного мозга человека, являющийся, по мнению Р.Сперри, следствием, "их общей несовместимости", можно с уверенностью утверждать, что предрасположенность к доминированию левого или правого полушария у человека предопределена изначально наследственной информацией. Человек как бы "запрограммирован" быть в большей или меньшей степени "логиком" или "интуитом" и золотой середины здесь быть не может. Это и подтверждают факты научных наблюдений.
Надо сразу подчеркнуть - очень важно не переоценить значение деле-ния людей на группы (тем более находить в этом повод к оправданию на-ционалистических идеологий). У подавляющего большинства из нас "рацио-нальный" и "интуитивный" подходы к жизни существуют одновременно. Оба образа мышления, которыми эти подходы сопровождаются, весьма различны; но надо хорошо понимать, что, взаимодействуя между собой, они дополняют друг друга, способствуя, таким образом, выживанию, как отдельного человека, так и всего человечества в целом.
Представляется, что у идеального человека не должно наблюдаться признаков доминирования какого-либо из полушарий. Для гармоничного развития его сознания в левое и правое полушария природой изначально должны быть "заложены" в равной степени одинаковые способности к раз-витию ("своих" типов памяти до максимально возможного для него как вида уровня). Но по недостаточно хорошо ещё пока изученным нами общим зако-нам, определяющим развитие структур живой природы, этого не происхо-дит. В действительности у каждого человека можно найти достаточное коли-чество признаков, указывающих на его принадлежность к той или иной груп-пе "логиков" или "интуитов" (Любой наблюдательный человек, тем более психолог или художник, сможет сделать это по чисто внешним признакам.)
Внутри каждой группы люди отличаются друг от друга по степени да-рования. Среди "логиков" так же, как и среди "интуитов", есть свои гении, и есть люди, обладающие в большей или меньшей степени выраженными способностями к левополушарному мышлению у "логиков" и правополушарному у "интуитов".
Точнее, всех нас можно разделить на три основных типа:
- есть "логики", обладающие выдающимися способностями к левопо-лушарному мышлению, но с слабо выраженными к правополушарному;
- есть "интуиты", обладающие выдающимися способностями к право-полушарному мышлению, но с слабо выраженными к левополушарному;
- и есть люди, наделённые теми и другими способностями примерно в равной степени одинаково - "центристы". Различия между их способностями к творческому мышлению лишь "качественные", определяемые генетически заложенными возможностями их нервной системы к развитию (во многом определяющие уровень развития). Среди них есть люди с выдающимися способностями (гениальные), есть менее способные и есть просто с обыкно-венными средними, выше или ниже выраженными, способностями.
Некоторых, в зависимости от их принадлежности к той или иной группе и степени одарённости, можно "вписать" в промежутки между перечислен-ными типами. Все вместе взятые мы и образуем ту сложную совокупность людей, именуемую человеческим обществом.
Человек, как известно, обладает "открытой", не полностью генетически запрограммированной нервной системой, сохраняющей в определённой степени пластичность (гибкость) и изменчивость на протяжении всей жизни. Наше поведение, таким образом, определяется не только "заложенной" генетической информацией, но и внегенетической, приобретаемой нами за время жизни. Поэтому, безусловно, воспитание, образование, окружающая среда, формируя сознание, оказывает на нас очень большое влияние. Но для того, чтобы лучше понимать людей, суть причин, побуждающих их совершать определённые поступки в тех или иных ситуациях, необходимо знать о некоторых особенностях взаимодействия полушарий нашего мозга, во многом решающим образом определяющих наше поведение (особенно в критических ситуациях).
Доминирующее полушарие, обладая лучшими, в сравнении с другим, генетически заложенными способностями к развитию, как бы "тяготея" над ним, мешает ему включаться в процесс мышления, тем самым "тормозя", замедляя развитие. Люди должны знать и помнить об этом. Ведь именно взаимодействием обоих полушарий (составляющих единого сознания) и оп-ределяется наше поведение. Чем значительнее разница в их потенциалах, тем заметнее в нашем поведении проявление признаков доминирования левого или правого полушарий.
В детском, юношеском возрасте родители, педагоги заботятся о гармоничном развитии сознания подрастающего человека. Но с приобретением самостоятельности, по различным причинам, в основном зависящим от самого человека, этот процесс во многом приостанавливается (Нам гораздо приятнее делать то, что легче всего даётся). Приобретённая когда-то информация об окружающем нас мире (мысли и связанные с ними чувства), без систематического подкрепления повторениями, связями с новой со временем забывается. Причём ускользают из памяти в первую очередь, мелкие детали, оттенки, тонкости воспринимаемого, так много определяющие в его оценке значимости для нас. Остаются более абстрактные образы, понятия, ещё более с отдалением времени беднеющие. Меняется наше представление о мире, занижается оценка значимости, соответствующим образом влияя на наше сегодняшнее поведение. С учётом вышеупомянутых особенностей взаимодействия полушарий понятно, что процесс забывания приобретённой информации будет происходить значительно быстрее в "угнетённом" полушарии и, если не принимать мер к восполнению "утраченного" сознание человека может приобрести уродливые формы - с чрезмерно развитыми одними его составляющими и деградировавшими, отставшими от развития другими.
Вероятно, с таким сознанием человеку будет нелегко жить среди лю-дей. В одном случае ему просто не выжить в современном обществе - "ин-туиту". В другом: он будет для него потенциально опасен - "логик".
Мы должны осознавать необходимость гармоничного (не уродливого) развития своего сознания и не только в детском, юношеском, но и в зрелом возрасте, уже самостоятельно, несмотря на профессиональную занятость, вечную нехватку времени и усталость, повышая общий уровень развития сознания, стремиться поддерживать его в состоянии гармоничного равнове-сия.
Природа наделила нас способностью постигать мир и разум подсказы-вает, что мы должны использовать этот дар, прежде всего, для познания се-бя, раскрытия своих задатков. Надо знать, что с целью выравнивания потен-циалов обоих полушарий мозга, человек может повлиять на развитие своего "угнетённого" полушария. Для этого необходимо, проявляя волевые усилия, уделять больше времени научению именно этого полушария, продвигаясь вперед "по обширному полю человеческого знания" (даже самые элемен-тарные потенции нашего мозга могут реализоваться лишь благодаря обуче-нию). И помнить, что генетические установки в нас весьма устойчивы. Доми-нирующее полушарие всегда будет лучше проявлять свои способности к научению, влиять на внимание. Раскрытие же задатков "угнетённого" может потребовать затрат значительно больших, по сравнению с ним, усилий.
Факты, подтверждающие деление людей на группы с признаками до-минирования левого или правого полушарий мозга, просматриваются через всё историческое прошлое человечества, обнаруживая непрекращающееся противоборство двух начал нашего сознания. Особенно отчётливо они видны в проявлении противостояния между различными противоположными по духу, взглядам, убеждениям верованиями, философскими учениями, политическими партиями, движениями. Философствуя на бытовом уровне, народ сам разделил всех на простаков и обманщиков, альтруистов и мизантропов, мыслителей и художников, физиков и лириков и др. Противоборство между рациональным и интуитивным отражается в самом восприятии нами значения слов "левый" и "правый" (в политике, быту). А ожесточённая борьба добра со злом, изображаемая в древних мифах, народных сказках и трагедиях, не является ли отражением противоборства тех же двух начал нашего сознания, находящих, как правило, понимание и примирение в каждом из нас (благодаря существованию "прямой связи" внутри нас и желанию выжить); и столь явно выраженное непонимание, доходящее порой до проявления признаков вражды и лютой ненависти, "вне нас", по отношению к сознанию другого человека, противоположного типа (прямая связь отсутствует).
По-видимому, основная доля "вины" за создание ситуации противо-борства лежит на левом полушарии нашего мозга. Предвзятость наивного "рационального" сознания человека, его самодовольство и амбициозность, проявляющиеся в отношениях с таким же "рациональным", а тем более с "несовместимым" с ним "интуитивным" сознанием другого человека, рож-дают не понимание, недоверие, настороженность с его стороны, приводят к раздражению и столкновениям между ними.
"Логики" считают, что главное в человеке это словесные и аналитиче-ские способности. По их мнению, умение мыслить существует потому, что человек умеет говорить. (Способности воспринимать, воображать простран-ственные взаимоотношения между предметами, трёхмерную геометрию у них выражены слабее; бывает, что люди с чрезвычайно выраженными ана-литическими способностями почти полностью лишены таких возможностей.)
"Интуиты", отдавая должное способностям легко воспроизводить ин-формацию в словесной форме, придерживаются иной точки зрения. По их мнению, слова языка, в устной или письменной форме, не играют никакой роли в механизме мышления. Элементами мысли, считают они, являются некие сущности - знаки, образы, которые можно, по желанию, воспроизводить, комбинировать между собой, а слова и другие знаки, наиболее точно выражающие мысли, приходится изыскивать лишь на втором этапе. (У них слабее выражены способности говорить грамматически правильно, запоминать слова, тексты.)
"Интуиты" способны ярко вообразить будущее, а "логики" хотят его вычислить, поэтому приходят к разным результатам и спорят. Чем больше разница в потенциалах между левым и правым полушариями их мозга, тем значительнее расхождение в представлениях ими прошлого, настоящего и будущего, вероятнее возникновение ситуаций непонимания, приводящих со временем к раздражению, грубости и срыву в отношениях. Постепенно кон-фликт обостряется и переходит в разряд трудноразрешимых.
Ситуация часто усугубляется тем, что "интуиту" сложнее выражать свои мысли в словесной форме. "Логик" же, свободнее владея языком, усматри-вает в этом своё интеллектуальное превосходство, теряя постепенно интерес к его доводам. Пренебрежение мнением, остроты, колкости отпускаемые "логиком" в адрес противоположной стороны, естественно не остаются ею незамеченными и воспринимаются в лучшем случае с досадой, в худшем, как оскорбление.
"Логики" обычно хорошо понимают друг друга. В их отношениях менее расчётливый находится в зависимости от жёсткого, более расчётливого, обладающего лучшей языковой способностью. Конфликты между ними происходят, как правило, в случае угрозы их собственной жизни или, когда их личные интересы, лежащие чаще всего в сфере материального, пересекаются настолько, что возникает необходимость их отстаивать.
Взаимоотношения "интуитов" отличаются уравновешенностью и взаи-мопониманием сторон. Серьёзные конфликты между ними менее всего ве-роятны и, если случаются, то в основном по вине левого "рационального" полушария (В определённых ситуациях два начала нашего сознания могут проявлять себя в значительно большей или меньшей степени). Между ними может произойти ссора, размолвка, о которой будут сожалеть оба, испыты-вая одновременно чувство вины, досады и обиды. Но ненадолго. При последующих контактах ситуация, как правило, налаживается.
И "логики" и "интуиты" правы и неправы в своих представлениях о ме-ханизме мышления. Мозг человека - единый орган и невозможно предста-вить его работу без взаимодействия всех составляющих его областей.
По-видимому, человек мыслит, зрительными образами и (словесными) понятиями, одновременно используя приобретенную в основном с помощью зрения (90 %) и языкового общения с другими людьми информацию о внешнем мире. Но мышление "логиков" отличается от мышления "интуитов". "Логики" (люди с преобладанием словесно-логического типа памяти над наглядно-образным) мыслят в большей степени доминирующим левым полушарием мозга - обеднёнными зрительными образами и выраженными в словесной (знаковой) форме понятиями (с помощью действий над словами, "внутренней речи"); а "интуиты" (люди с преобладанием наглядно - образного типа памяти над словесно-логическим) доминирующим правым - абстрактными и более конкретными (комплексами) образами ("в несловесное мышление"), используя слова (знаки) и более упрощённые (словесные) понятия чаще всего в качестве сопровождения и фиксации хода образной мысли.
Сами же мысли рождаются из мотивирующей сферы нашего единого сознания, охватывающей наши влечения, потребности, интересы и эмоции; формирующейся взаимодействием сознаний обоих полушарий мозга, опре-деляющей силу и направленность этих мыслей.
В экономически развитых так называемых странах западной демокра-тии, влияние которых сегодня так широко распространяется на многие стра-ны мира, высшие посты в государственном управлении, как правило, зани-мают люди с заметно выраженным аналитическим (рассудочным) складом ума - "логики". Их приход во властные структуры во многом предопределён результатом действующей в этих странах (удовлетворяя интересы, прежде всего, экономически господствующих слоев общества), всем известной сво-им "несовершенством", системы выборов политической власти, обеспечи-вающей преимущества в достижении успеха на выборах более расчетливым, прагматичным людям.
За многолетнее пребывание у власти "логики" распространили своё влияние на все сферы жизни общества. Внося в сознание людей (осознанно и неосознанно) сомнение в истинности веками сложившихся понятий и пред-ставлений о морали и добродетели, они изменили, в соответствии со своими левополушарными представлениями, их жизнь.
С развитием средств массовой информации влияние левополушарного "компонента" сознания власть имущих значительно возросло.
"Логики" - рядовые граждане - воспринимают происходящие в жизни изменения как данность, по возможности, приспосабливаясь к ним или ис-пользуя их в своих целях, мало задумываясь о том, каковы могут быть их по-следствия для нашего будущего.
"Интуитам", воспринимающим мир как единое целое, находящееся в одной "Великой связи", соединяющей наше прошлое, настоящее и будущее, происшедшие за последние 30-40 лет изменения в духовной жизни общест-ва, представляются катастрофическими. Всё чаще многое из того, что еже-дневно заполняет нашу жизнь, входит в противоречие с внутренней приро-дой их разума. По их мнению, люди стали слишком рациональны, исчезает романтика жизни, теплота из человеческих отношений. Современная лите-ратура, театр, кино музыка, телевидение, пресса - в большей степени раз-дражают, нежели способствуют удовлетворению потребности их души. Для них "все прогрессы реакционны, если рушится человек". Часто испытывае-мые ими чувства одиночества, обиды, смешанные с осознанием своей не-способности что-либо изменить в "этом мире", при отсутствии желания при-спосабливаться, а точнее, осознание неприемлемости для них (по принципи-альным соображениям) этого варианта, заставляют страдать, приводят к разочарованию жизнью, к глубокой депрессии. (Приспособиться - значит идти против чего-то для них бесконечно дорогого, которое находится в опасности и может погибнуть, которое необходимо оберегать; против того, что люди не должны, не вправе терять.)
Таким образом "рациональный" ум "одерживает победу" над умом "интуитивным". Не сильные и умные побеждают слабых, а прагматичные и неумолимые "логики" берут верх над "интуитами".
По-видимому, в разные исторические времена влияние "рационально-го" или "интуитивного" начал нашего сознания на общественное сознание различно. Не является ли результат, длительного по времени и значительно превосходящего, в сравнении с другим, по степени, влияния одного из них причиной возникновения и развития негативных, приводящих к упадку ду-ховной и разрушению материальной культуры, процессов в обществе? И не обеспечением ли гармоничного влияния обоих начал на общественное соз-нание определяется причина устойчивого и гармоничного его развития?
По сути, западный тип цивилизации с её религией, идеологией (либе-рализма) и высоким уровнем жизни людей (достигнутым, кстати, не только за счёт своих внутренних резервов, но во многом в результате выгодного, для стран в неё входящих, международного разделения труда и доходов с другими, как правило, зависимыми от них странами) сложился под сильным влиянием "логиков". И если допустить, что разделение людей на группы проходит через страны и континенты с разными соотношениями типов, то можно предположить, что одной из основных причин устойчивости в разви-тии этой цивилизации является численное превосходство "логиков" с "цен-тристами" над "интуитами", в обхватываемых ею странах. Тогда можно предположить и другое. Одной из основных причин неудачного перенесения на азиатскую почву западных ценностей, с их приоритетами индивидуальных интересов перед общественными, является численное превосходство "интуитов" с "центристами" над "логиками". И если это так, то понятно, что оно не может привести ни к чему иному, кроме как к хаосу и всеобщей сумятице в умах жителей Востока.
России, географически расположенной между Востоком и Западом, во все времена испытывающей на себе влияние этих двух полярных сил; с большим числом жителей разных национальностей (более 190) проживаю-щих на её огромной территории, в регионах с сильно отличающимися при-родно-географическими и климатическими условиями; и, вероятно, в силу всех этих причин развивающейся столь непростым, полным ошибок, сомне-ний, колебаний и драматизма путём, видимо, действительно предуготован-на, в определённом смысле, особая судьба.
Стремясь освоить достоинства этих двух цивилизаций, отвергая их не-достатки, она, таким образом, не осознавая того, пытается соединить (!) трудно соединимые начала "рационального" и "интуитивного" нашего соз-нания, выражающееся со столь явным проявлением признаков доминирования одного из этих начал, в их общественном сознании, определяя этим своё место и степень участия в поиске человечеством оптимального пути развития.
Насколько ей такое соединение удаётся судить нам. Важно, что оно происходит и приносит, несмотря на все сложности, в общем, положитель-ные изменения, оказывающие в свою очередь влияние на другие страны.
Надо отметить, что человеческое общество в целом не очень-то склон-но к проведению различного рода изменений, особенно если они касаются общественного устройства. И такая приверженность постоянству понятна, в своей основе она имеет приспособительный характер. Но и изменения необ-ходимы. Они должны происходить, тем более, если возникает необходи-мость приспосабливаться к новым условиям окружающей среды, когда бы-стро меняются физические и социальные параметры, и приносить, в пер-спективе, позитивные результаты.
Сегодня всем нам, нашим правительствам, парламентам надо понять, что мы вовсе не живём в статических основанных на традициях обществах. Всегда наступают такие времена, когда общественное устройство должно меняться. Важно только не "затягивать" ситуации, чтобы процесс этих изме-нений не происходил слишком бурно, так как это часто случалось в нашем историческом прошлом.
Человеку требуется гармоничное развитие, и поэтому, сегодня так не-обходимы изменения в сфере воспитания и образования детей, учитываю-щие специфические особенности развития их сознания ("интунтов" и "логи-ков").
Совершенно необходимы изменения в подходах к обучению в школе. Обучение должно быть более демократичным, способ преподавания менее ритуализованным. Самобытность учащихся должна всячески поощряться.
Нынешнее деление обучения на технические, природоведческие и гу-манитарные дисциплины должно быть сведено к минимуму. (Сегодня, вследствие всё большей усложнённости человеческой деятельности, увели-чивается необходимость гармоничного их сочетания.)
Изменения необходимы и в правилах поступления в учебные заведе-ния. Существующая система набора студентов, с помощью вступительных экзаменов, даёт большие преимущества абитуриентам, от природы обладающим словесно - логическим типом памяти, способным получать более высокие, по сравнению с теми, кто обладает зрительным типом памяти, отметки. (Надо согласиться: отметки, полученные на экзаменах, не дают представления о степени усвоения предмета; на деле, они не более чем мерило способности запоминать - слова, тексты, образы.)
Очевидно, будущее принадлежит тем обществам, которые заботятся о всестороннем и гармоничном развитии способностей каждого человека; "которые стремятся к разнообразию, а не к конформизму; тем обществам, которые намерены вкладывать силы и средства в различные социальные, политические, экономические и культурные эксперименты, готовы жертвовать сию минутным успехом ради долговременной выгоды; которые относятся к новым идеям (!), как к чему-то чрезвычайно ценному, нуждающемуся в защите и охране, ибо лишь только они позволяют продолжить путь в будущее" (из книги Карла Сагана "Драконы Эдема" [3], идеями которой я пользуюсь).
Исходя из всего изложенного выше, необходимо сделать некоторые обобщающие выводы:
1. Основные причины возникновения конфликтов между людьми - в отклонении от гармоничного (в не гармоничности) развития (составляющих единого) сознания человека, в нашей непросвещённости, и прежде всего в вопросах, касающихся области знаний о человеке ("о самом себе"), о потен-циальных возможностях нашего мозга. (Без просвещения мы обречены на бесконечное совершенствование и приумножение наших законов, заме-няющих систему табу, для того, чтобы при каждом возможном случае нару-шать их.)
2. Единственным должным регулятором и надлежащим критерием по-ведения человека должно стать знание, доступ к которому возможен лишь при условии гармоничного развития его сознания. Только знание обеспечи-вает выбор блага и отклонение зла. (Зло творится по невежеству, незнанию.) ЧЕМ БОЛЕЕ ВЫСОКО И ГАРМОНИЧНО РАЗВИТЫЙ СОЗНАНИЕМ ЧЕЛОВЕК ОБ-ЛАДАЕТ, ТЕМ БОЛЕЕ ГЛУБОКИМ ЗНАНИЕМ ИСТИНЫ БЫТИЯ ОН ВЛАДЕЕТ.
3. Одной из основных обязанностей государства по отношению к своим гражданам должна стать обязанность по созданию и поддержанию условий, необходимых для обеспечения возможности гармоничного развития их сознания. (Только то государство способно обеспечить общественный прогресс, достаточно высокий уровень материального благосостояния и высокий уровень духовной культуры граждан, которое всемерно заботится о всестороннем и гармоничном развитии их способностей.)
4. Во избежание причинения вреда людям, высшие посты в управле-нии государством должны занимать люди, владеющие знанием, умеющие управлять государственными делами, одинаково хорошо понимающие и "логиков" и "интуитов" обладающие способностью объединять их на добрые дела для их пользы.
5. "Логики" прирождённые сторонники политической организации об-щества на основе либеральной идеи, "интуиты" - коммунистической ("Логи-ки", при определённых условиях развития их сознания, могут быть - по убе-ждению - приверженцами коммунистической идеи, а "интуиты" либераль-ной; их достаточно легко обнаружить в каждой группе по заметно выражен-ным проявлениям способностей, которыми обычно хорошо обладают пред-ставители противоположной стороны). Разработчики и сторонники социал-демократической идеи - люди умеренных, центристских взглядов - "центри-сты". По-видимому, лишь социал-демократическая (социалистическая) идея, выражающая в определённой степени взгляды и интересы различных групп людей, способна примирить и объединить их на современном этапе развития общества. (В России в конце 80-годов к власти пришли "логики" с ярко выраженными признаками доминирования левополушарного сознания, отсюда тот "радикализм" проводимых реформ.)
Наше будущее, вероятно, вне политики. Две основные партии (силы) олицетворяющие реформы и стабильность, настолько разовьют своё мыш-ление, что смогут объединиться в одну "партию" - добра, справедливости, прогресса и порядка.
"Логики" (у большинства людей в поведении явно проявляется доми-нирование левого полушария) не должны оставаться "неумолимыми", иначе в будущем нам не избежать возникновения различного рода катастроф. Необходимо знать, что владеть языком - умением рассуждать, легко, в грамматически правильной форме, говорить и писать - вовсе не значит уметь глубоко на основе знания мыслить. У людей, кроме словесных и аналитических способностей, существует весьма сложная и быстродействующая система восприятия, легко обходящаяся без слов и без анализа, имеющая чрезвычайно длинную эволюционную историю (от начала жизни на Земле) - другой способ постижения действительности, отличный от аналитического. "Рациональное" же мышление, оперирующее словами, сравнительно недавнее завоевание эволюции. Необходимо уважать мнение людей, с заметно слабее выраженными языковыми способностями. Не пренебрегать, а стараться лучше понять их точку зрения. Может оказаться, что их мнение намного ближе к истинному - ЗНАНИЮ. "Интуитивное" - не означает врождённое, никто не рождается с набором "вложенных" в его мозг понятий и образов. Способность к "интуитивному" мышлению нужно развивать. Необходимость этого совершенно очевидна. Ведь суть и направление аналитических изысканий определяется той (истинной) пользой, которую они принесут, а открыть её невозможно без развитой способности к "интуитивному" мышлению.
"Интуиты" должны по достоинству ценить способности "логиков" к аналитическому мышлению, усвоению и передаче информации, выражен-ной в словесной форме, другим людям. Необходимо постоянно развивать и совершенствовать свои языковые и аналитические способности. Лишь гар-монично развитое сознание человека (способности к "интуитивному" - об-разному - мышлению и мышлению "рациональному" - в понятиях) служит необходимым условием культуры мышления.
Все достижения человеческой культуры стали возможны лишь благо-даря совместной работе левого и правого полушарий нашего мозга. Эти дей-ствия изменили мир и нас самих. Поиск путей решения сложных требующих большого напряжения ума задач, так остро стоящих сегодня перед человечеством - порождённых во многом собственной деятельностью, а значит деятельностью левого и правого полушарий нашего мозга - глобальных проблем, следует вести совместными усилиями людей "интуитивного" и "рационального" склада ума, с гармонично развитыми способностями к творческому мышлению.
В середине 19 века Н.В. Гоголь писал: "Наступающий век есть век ра-зумного сознания; не горячась, он взвешивает всё, приемля все стороны к сведению, без чего нам не узнать разумной средины вещей» (из письма к Белинскому); «Все эти славянисты и европеисты, - или же староверы и ново-веры, или же восточники и западники ... - все они говорят о двух разных сто-ронах одного и того же предмета, никак не догадываясь, что ничуть не спо-рят и не перечат друг другу..." (из книги «Выбранные места из переписки с друзьями» ХI Споры).
Идти на компромисс (по Гоголю - примирение) - не означает посту-питься своими принципами. Это, значит, видеть лучшее у других и принимать это лучшее для себя. (Должно быть ясно: уничтожив противника, соплеменника, с места не сдвинешься - развития не произойдёт.)
Сегодня, в начале 21 века, появляется надежда на то, что люди научат-ся лучше понимать друг друга, разрешать "примирением" неизбежно возни-кающие в нашей жизни противоречия.

В.М. Шиянов
1998 г.

Литература:
1. Демидов В. Е. Как мы видим то, что видим. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Знание, 1987.
2. Ирина В., Новиков Н. В мире научной интуиции. Интуиция и разум. - М.: Наука, 1978.
3. Саган К. Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого разума: Пер. с англ. - М.: Знание, 1986.
4. Xамори И. Долгий путь к мозгу человека: Пер. с венг. - М.: Мир, 1985.
Shiyan вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.04.2020, 08:07   #2
Борис Кирпиченко
Местный
 
Регистрация: 17.12.2007
Сообщений: 6,219
Репутация: -311
По умолчанию

Прочел пока только 10% предлагаемого текста. Остановимся пока на выражении "Надо понять, что именно сегодня, как никогда раньше, нам необходимо уделять внимание науке, развитию тех её направлений, которые занимаются изучением человека, его разума".
Всё изложенное - исключительно актуальное в организации жизнедеятельности человека и общества на современном этапе и уровне развития человеческой формы жизни. Именно от этого начинается НАУКА организации жизнедеятельности человека в обществе. Естественно, исследования в этом направлении следует начинать от понятия и смысла биологического процесса ЖИЗНИ. А далее выяснится почему появилась человеческая форма жизни со своими особенностями в собственной жизнедеятельности. И только потом мышление творящих ЭТУ НАУКУ определит роль человека в собственной среде обитания с учетом влияния на природу, недра земли, космос собственное человеческое сообщество и всё остальное. Для начала предлагаю выработать толкования терминологии для взаимопонимания в беседах на эту тему. Информация слишком объемна для настоящего форума. Потому предлагаю почитать начинания в этом направлении У меня в ПРОЗА.РУ. Спасибо.

Последний раз редактировалось Борис Кирпиченко; 10.04.2020 в 08:16.
Борис Кирпиченко вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.04.2020, 10:32   #3
loktev1954
Местный
 
Регистрация: 23.12.2007
Сообщений: 1,771
Репутация: 439
По умолчанию

Коммунизм - это правильное общество. Это следующая ступень эволюции.
Разум - это промежуточное звено по эволюции между телом и душой.

На личные тела разделяются. Разум, увы, не соединяет, а усиливает телесное разделение. Служит не добру, а злу.
Полное соединение возможно только на соединяющих взаимных чувствах, когда разум под управлением душевности и усиливает уже не зло, а добро.

Без взаимной любви и всеобщего счастья будет только один из видов несчастья и за неимением лучшего мы как сейчас будем заменять настоящее счастье эрзацем, будем разочаровываться и как сейчас опускаться на дно.
loktev1954 вне форума   Ответить с цитированием
Старый 12.04.2020, 09:56   #4
Shiyan
Местный
 
Регистрация: 15.10.2009
Адрес: Россия
Сообщений: 1,297
Репутация: 790
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от loktev1954 Посмотреть сообщение
... Разум - это промежуточное звено по эволюции между телом и душой.

Разум,... Служит не добру, а злу.
... разум под управлением душевности и усиливает... добро.
Я так понимаю: "разум" в Вашем представлении - это рассудок (рациональное начало в человеке, в отличии от интуитивного).

А вот как в словарях дается определение слову разум:
РАЗУМ — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, противопоставляемый рассудку. Различение разума и рассудка как двух “способностей души” намечается уже в античной философии: если рассудок как низшая форма мышления познает относительное, земное и конечное, то разум направляет на постижение абсолютного, божественного и бесконечного...
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
Shiyan вне форума   Ответить с цитированием
Старый 12.04.2020, 10:39   #5
Shiyan
Местный
 
Регистрация: 15.10.2009
Адрес: Россия
Сообщений: 1,297
Репутация: 790
По умолчанию

Что то маловато комментариев по теме ?

А вот американцы, на пример, ходят слушать лекции ученых о мозге человека...

Кому интересно, посмотрите видеоролик на YouTube: "Жизнь без левого полушария". Нейробиолог Джилл Болт Тейлор увлекательно рассказывает о функциях левого и правого полушарий нашего мозга и их влияния на жизнь отдельного человека и всего человечества: https://www.youtube.com/watch?v=w4XMnYf0lmE

Обратите внимание на комментарий одного из наших сограждан, посмотревших этот ролик:
"Почему я люблю Америку , потому что там идут обсуждения при большой аудитории про что у нас обычно говорят в узких кругах. Принести мозги на сцену и объяснять все популярно , почему у нас этого нет. Где просвещение , все в РПЦ блин".
Shiyan вне форума   Ответить с цитированием
Старый 12.04.2020, 11:18   #6
loktev1954
Местный
 
Регистрация: 23.12.2007
Сообщений: 1,771
Репутация: 439
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Shiyan Посмотреть сообщение
Я так понимаю: "разум" в Вашем представлении - это рассудок (рациональное начало в человеке, в отличии от интуитивного).

А вот как в словарях дается определение слову разум:
РАЗУМ — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, противопоставляемый рассудку. Различение разума и рассудка как двух “способностей души” намечается уже в античной философии: если рассудок как низшая форма мышления познает относительное, земное и конечное, то разум направляет на постижение абсолютного, божественного и бесконечного...
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
А можно ли верить словарям? Вот у них работа и труд одно и то же, а между тем это взаимоисключающие вещи: вдохновенный труд от душевного мира окрыляет, а рабская работа от материального мира приземляет.

Человек горящий не живёт по законам протухших, сгоревших и потухших. Законы жизни отличаются от законов существования. Один из законов жизни: Чем больше душевно горишь - тем больше образуется топлива для дальнейшего горения. 2 -1 = 3
Общество это не шайка. Общество населяют настоящие люди, стаю населяют настоящие животные, а шайку населяют настоящие звери. А человеческие законы сильно отличаются от зверских. Зверь стремится присвоить и усвоить в себя, а Люди стремятся взаимопомочь, взаимоподарить. Человек душевный, а зверь это бездушное существо которое зверствует.

Выгода зверя сводится к получению извращённых разумом телесных удовольствий - наслаждений. Как только звери попробуют сильных настоящих чувств, они перестанут отвлекаться на телесные наслаждения. Чувства пересилят эмоции. Зверь перевоспитается в Человека.

С этого момента исчезнет обособленность собой, эгоизм, корысть, материальный стимул, деньги, экономика и политика. С этого момента исчезнут конфликты и войны.
С этого момента совершится переход в душевный мир, который в свою очередь когда-нибудь уступит место следующему миру, более продвинутому по эволюции. Тогда тело, разум и душа отойдут на второй план.

Русская душа независимо от национальности наиболее соответствует Светлому Будущему, новой ступени эволюции Человек Душевный.

Последний раз редактировалось loktev1954; 12.04.2020 в 11:27.
loktev1954 вне форума   Ответить с цитированием
Старый 12.04.2020, 11:40   #7
Борис Кирпиченко
Местный
 
Регистрация: 17.12.2007
Сообщений: 6,219
Репутация: -311
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Shiyan Посмотреть сообщение
Я так понимаю: "разум" в Вашем представлении - это рассудок (рациональное начало в человеке, в отличии от интуитивного).

А вот как в словарях дается определение слову разум:
РАЗУМ — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, противопоставляемый рассудку. Различение разума и рассудка как двух “способностей души” намечается уже в античной философии: если рассудок как низшая форма мышления познает относительное, земное и конечное, то разум направляет на постижение абсолютного, божественного и бесконечного...
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
РАЗУМ — философская категория у тех, у которых в их "разуме" и мало нет представления о физических процессах в психике. Давно известно, что все процессы в психике - это передача и переработка электрохимических сигналов. (См. В.Т Бахур). Вот определения более близкие к живому существу биоиндивидуума и человека в том числе.
МЫШЛЕНИЕ – биофизический процесс логической переработки психикой и мозгом биоиндивидуума , информации среды обитания от его органов ощущения и восприятия или, (и), информации собственного сознания для целей прогнозирования поведения индивидуума в среде обитания как основное условие сохранения и развития жизни
РАЗУМ–потенциал логики мыслительного аппарата, Объем способностей в восприятии и переработке информации. Аппарат программного продукта и памяти, управляющий процессом мышления; - более высокая степень значения слова ум.
УМ – психофизический потенциал мышления; – арсенал способностей и возможностей индивидуума в логической переработке информации поступающей извне и информации собственного блока памяти
СОЗНАНИЕ – объем информации интеллектуальных способностей психики и мозга живого человека, находящегося в состоянии активного мышления.
Более подробно у меня в ПРОЗА.РУ.
Борис Кирпиченко вне форума   Ответить с цитированием
Старый 12.04.2020, 13:12   #8
Shiyan
Местный
 
Регистрация: 15.10.2009
Адрес: Россия
Сообщений: 1,297
Репутация: 790
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от loktev1954 Посмотреть сообщение
А можно ли верить словарям? Вот у них работа и труд одно и то же,
Человек горящий не живёт по законам протухших, сгоревших и потухших. Законы жизни отличаются от законов существования. Один из законов жизни: Чем больше душевно горишь - тем больше образуется топлива для дальнейшего горения. 2 -1 = 3
Общество это не шайка. Общество населяют настоящие люди, стаю населяют настоящие животные, а шайку населяют настоящие звери. А человеческие законы сильно отличаются от зверских. Зверь стремится присвоить и усвоить в себя, а Люди стремятся взаимопомочь, взаимоподарить. Человек душевный, а зверь это бездушное существо которое зверствует.

Выгода зверя сводится к получению извращённых разумом телесных удовольствий - наслаждений. Как только звери попробуют сильных настоящих чувств, они перестанут отвлекаться на телесные наслаждения. Чувства пересилят эмоции. Зверь перевоспитается в Человека.

С этого момента исчезнет обособленность собой, эгоизм, корысть, материальный стимул, деньги, экономика и политика. С этого момента исчезнут конфликты и войны.
С этого момента совершится переход в душевный мир, который в свою очередь когда-нибудь уступит место следующему миру, более продвинутому по эволюции. Тогда тело, разум и душа отойдут на второй план.

Русская душа независимо от национальности наиболее соответствует Светлому Будущему, новой ступени эволюции Человек Душевный.
"А можно ли верить словарям ?"

- Словари нужны, что б как-то ориентироваться в терминологии...
(работать или трудиться на благо общего дела - для меня суть понятна однозначно)

"... Как только звери попробуют сильных настоящих чувств, они перестанут отвлекаться на телесные наслаждения. Чувства пересилят эмоции. Зверь перевоспитается в Человека."

Да, но как зверя перевоспитать в человека ? Есть такая пословица: "Сколько волка (зверя) не корми - он все равно в лес смотрит". Или у Н.В Карамзина: " Гони природу в дверь, она влетит в окно". Природа "возьмет свое".

Как объяснить человеку, которому "медведь на ухо наступил", что симфоническая музыка прекрасна. Или дальтонику - например, как выглядит красный цвет... Так же относительно морали, нравственности. Как человеку от природы не обладающему способностями к постижению нравственной сферы жизни объяснить, что такое добродетель - мораль, справедливость. Для него добродетель в этом понимании не существует. И беда для окружающих такого человека людей, не способного к пониманию подобного рода истин.

Немец - Гитлер не смог подняться своим умом до понимания добродетели, натворил дел. Другой немец, живший в 18 веке, философ Иммануил Кант - обладал способностями постижения нравственного закона, сделав Категорический императив - центральным понятием в своем философском учении о морали.
«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». И.Кант

Что такое добродетель - мораль, справедливость - "зверь" не поймет, не обладая способностью постичь эти знания. "Подобное познается подобным" - принцип познания.

Если зачатки способностей, которые есть у каждого человека, со временем разовьются - к знанию " добродетели" он приобщится...

"...Объяснять причину ... недостатками воспитания, образования людей, негативным влиянием той среды, в которой формировался их разум, значит, попадать в сети традиционных взглядов и представлений о человеке, вносящих в наше сознание больше путаницы, нежели упорядоченности и ясности, а поэтому ещё больше нас разделяющих..." (см. в тексте " Человеческий разум...")

..."Русская душа независимо от национальности наиболее соответствует Светлому Будущему, новой ступени эволюции Человек Душевный." - с этим согласен !
.

Последний раз редактировалось Shiyan; 12.04.2020 в 13:26.
Shiyan вне форума   Ответить с цитированием
Старый 12.04.2020, 14:09   #9
loktev1954
Местный
 
Регистрация: 23.12.2007
Сообщений: 1,771
Репутация: 439
По умолчанию

Работа это действие в материальном мире. При работе главное результат, продукт, а эмоции сопровождающие действие второстепенны.
Труд это действие в душевном мире. При труде главное чувства сопровождающие действие, а материальный продукт, результат второстепенен.

В СССР были лечебно трудовые профилактории для борьбы с пьянством, но там вместо труда использовали работу и соответственно получили обратный результат - алкоголизм усиливался.

Перевоспитать зверя в человека можно начиная с себя вокруг себя на основе "от себя", помогая и даря стремясь к взаимности до возникновения чувства теплоты в отношениях чтобы как говорил классик "из искры возгорелось пламя". От этого пламени загораются глаза и мерзкое болото телесных извращений просто теряет свою привлекательность. А дальше уже без навязчивых законов морали и нравственности всё происходит автоматически. Любое несоответствие душевному теплу отвергается как сейчас отвергаются мои сочинения. Они не соответствуют современной гибельной, но такой привычной реальности.
loktev1954 вне форума   Ответить с цитированием
Старый 12.04.2020, 15:29   #10
Shiyan
Местный
 
Регистрация: 15.10.2009
Адрес: Россия
Сообщений: 1,297
Репутация: 790
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Борис Кирпиченко Посмотреть сообщение
РАЗУМ — философская категория у тех, у которых в их "разуме" и мало нет представления о физических процессах в психике. Давно известно, что все процессы в психике - это передача и переработка электрохимических сигналов. (См. В.Т Бахур). Вот определения более близкие к живому существу биоиндивидуума и человека в том числе.
МЫШЛЕНИЕ – биофизический процесс логической переработки психикой и мозгом биоиндивидуума , информации среды обитания от его органов ощущения и восприятия или, (и), информации собственного сознания для целей прогнозирования поведения индивидуума в среде обитания как основное условие сохранения и развития жизни
РАЗУМ–потенциал логики мыслительного аппарата, Объем способностей в восприятии и переработке информации. Аппарат программного продукта и памяти, управляющий процессом мышления; - более высокая степень значения слова ум.
УМ – психофизический потенциал мышления; – арсенал способностей и возможностей индивидуума в логической переработке информации поступающей извне и информации собственного блока памяти
СОЗНАНИЕ – объем информации интеллектуальных способностей психики и мозга живого человека, находящегося в состоянии активного мышления.
Более подробно у меня в ПРОЗА.РУ.
Думаю так: если человек пишет научный труд с использованием общих, фундаментальных понятий он должен смотреть авторитетные словари и использовать терминологию по назначению. Если у него возникает необходимость в более широком толковании того или иного термина (понятия), он должен дать на основании общепринятого свое уточненное. Иначе нам трудно будет понимать друг друга...

Я, при необходимости, пользуюсь такими словарями русского языка, как:
«Словарь русского языка» (Ожегов), 1949 г.
«Толковый словарь русского языка» (Ушаков), 1940 г.
«Толковый словарь живого великорусского языка» (Даль), 1866 г.
или Большой советской энциклопедией. Сейчас ими легко пользоваться имея интернет.

Что касается деятельности мозга - никто на сегодня не знает как он работает ! Серьезные ученые предполагают, что он вообще "работает" на субатомном уровне...
"Биоэлектрохимические" процессы обеспечиваю его функционирование на молекулярном уровне.

На ПРОЗА.РУ я зарегистрировался. Попробую разместить на там свои статьи.
Shiyan вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Человеческий организм не переживет последствия глобального потепления Admin Наука и образование 65 23.12.2020 10:45
Битва за человеческий потенциал Эок Наука и образование 208 12.05.2015 08:43
Преподавание истории полностью исключено из программы многих российских вузов Longreed Новости Российской политики и экономики 0 24.12.2013 20:40
О сегодняшних настроения в ООН и полиции Ксюшка Акции протеста в России 0 08.12.2011 21:22
Такое впечатление, что для многих кризис стал каким-то открытием Admin Новости Российской политики и экономики 1 24.10.2008 18:26


Текущее время: 05:38. Часовой пояс GMT +3.

Яндекс.Метрика
Powered by vBulletin® Version 3.8.7 Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
2006-2023 © KPRF.ORG