Путь России – вперёд, к социализму! | На повестке дня человечества — социализм | Программа КПРФ

Вернуться   Форум сторонников КПРФ : KPRF.ORG : Политический форум : Выборы в России > Свободная трибуна > Наука и образование

Наука и образование Обсуждение новостей науки, образования, техники и т.п.

Закрытая тема
 
Опции темы
Старый 08.04.2011, 19:38   #1321
А.Лексей
Местный
 
Аватар для А.Лексей
 
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 26,031
Репутация: 2569
По умолчанию

Неперспективность ОС-120 по сравненнению с Бураном состоит в том, что схема ОС-120 (Шаттл) с глупинкой: подробности я уже сказал и в предыдущих 120 страницах тоже подробно, перелистайте, пожалуйста, или по местной искалке.

>у которого были бы такая же полезная нагрузка и сравнимые размеры/масса,
= Полезная нагрузка Бурана , СНИМАЕМАЯ с орбиты, больше, чему Шаттла. А своя масса - никому не нужна.

>многоразовые ускорители,
= Это глупость разработчиков, см. 120 страниц. Это удорожает и делает ненадёжной технику.

>одноразовый подвесной водород/кислородный бак как центральное звено,
= это дурь - ставить маршевые движки на челнок и принимать на пузо вес центрального бака. У Энергии маршевые движки стоят на тяжёлой 2-й ступени (серёдка), а двигатели бурана лишь компенсируют лобовуху.

>откуда топливо подается в челнок,
= Это же идиотизм. Рисковать людьми ради многоразовости двигателей :-)

>у которого сзади многоразовые маршевые водородники,
= см. выше - о глупости.

>грузовой отсек по центру,
= а что, у Бурана грузовой отсек сбоку?

>двухэтажная кабина спереди
= а джакузи в камеру не надо, гражданин Сумароков?

>ну и по мелочи.
= типа? Не написано "маде ин" ? Два "рояля" сзади сделаны из стеклотекстолита за 3 рубля кило?

>А вы можете назвать еще такую систему, кроме ОС-120?
= А зачем? О чём спор? См. выше.

Как насчёт ядерных движков, желаете ли побазарить?

Последний раз редактировалось А.Лексей; 08.04.2011 в 19:48.
А.Лексей вне форума  
Старый 08.04.2011, 19:48   #1322
А.Лексей
Местный
 
Аватар для А.Лексей
 
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 26,031
Репутация: 2569
По умолчанию

>Второй аргумент сыграл на честолюбии Глушко, мечтавшего создать "царь-двигатель"
= Это неправда. Мощный двигатель был нужен объективно, и он был создан. неудивительно - Глушков начал заниматься ракетами и делать ЖРД раньше, чем Королёв начал заниматься ракетами, бросив планеры. Приписывают личные дрязги, зависть, ревность к Королёву и избыток честолюбия Глушко - те, кто зарабатывал деньги в хоре хвалебных статей про Королёва, т.е. журналисты. И Королёв, и Глушко - два великих инженера.


У журналистов (иудейцев) есть большой опыт по натравливанию людей друг на друга. Вспомним хотя бы Исаака Израилевича Презента ...

Последний раз редактировалось А.Лексей; 08.04.2011 в 19:59.
А.Лексей вне форума  
Старый 08.04.2011, 19:53   #1323
А.Лексей
Местный
 
Аватар для А.Лексей
 
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 26,031
Репутация: 2569
По умолчанию

= почему Ваш "достоверный" источник назвал Хотол в числе проектов СССР?

= убедились ли Вы в тождественности (без ТТУ) рисунка 2 сверху на стр. в детской книжке 1975 печати (подписано в печать в 1974) и ОС-120 (1975 г.) (в США до 1976 не был опубликован эскиз шаттла) ?

= понятно ли, что ОС-120 и рис. от Клушанцева (знаменитейшего в мире постановщика кинотрюков, спецэффектов, по разработкам которого до сих пор пашет и Голливуд) - это слив "утечки информации" с целью заставить ами пойти по неудачному пути ?

Пока-пока ! Завтра буду занят - базарьте, господа.

Последний раз редактировалось А.Лексей; 08.04.2011 в 19:58.
А.Лексей вне форума  
Старый 08.04.2011, 20:24   #1324
LavrovAV
Местный
 
Аватар для LavrovAV
 
Регистрация: 13.05.2010
Адрес: Смоленск
Сообщений: 8,853
Репутация: -32
По умолчанию

Не буду быть голословным но есть и такая информация!
Цитата:
Российский аэрокосмический самолет (РАКС) создается в рамках научно-исследовательской работы (НИР) "Орел" по заказу Российского авиакосмического агентства с 1993 года.

В рамках создания научно-технического задела при создании РАКС Центральный институт авиационного моторостроения проводит работы в области разработки и летных испытаний водородных гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ГПВРД).

Первый ГПВРД был испытан в составе гиперзвуковой летающей лаборатории ГЛЛ "Холод", созданной на базе зенитнойракеты SА-5: к маршевой ступени ракеты вместо боевой части подстыковываются головные отсеки ГЛЛ "Холод", в которых размещаются бортовая емкость с жидким водородом, система управления полетом, бортовая система измерений и передачи информации, система подачи жидкого водорода в камеру сгорания с регулятором расхода и, наконец, экспериментальный ГПВРД осесимметричной конструкции, расположенный в носовой части ракеты.

В создании ГЛЛ "Холод" и проведении гиперзвуковых летных экспериментов участвовали фирмы России (МКБ "Факел", Тураевский "Союз", КБХА) и Казахстана (НЦРЭС, КазГНУ).

В такой конфигурации проведено 5 полетов ГЛЛ "Холод". Максимальная достигнутая скорость полета ГЛЛ "Холод" составила 1855 м/с, что соответствует числу Маха Мf=6,49. Совершенная система охлаждения жидким водородом обеспечила работоспособность ГПВРД в течение заданных 77 секунд работы при температурах газов в камере выше 3300°К.

Следующим этапом с достижением больших крейсерских скоростей должны стать работы с гиперзвуковым летательным аппаратом "Игла":
LavrovAV вне форума  
Старый 08.04.2011, 20:33   #1325
LavrovAV
Местный
 
Аватар для LavrovAV
 
Регистрация: 13.05.2010
Адрес: Смоленск
Сообщений: 8,853
Репутация: -32
По умолчанию

[QUOTE В 1946 году в СССР была предпринята попытка по созданию Технического бюро по дальнейшей разработке проекта гиперзвукового бомбардировщика большой дальности.
Цитата:
Автором этого необычного проекта были учёные, австрийцы по национальности, вышеупомянутый Э.Зенгер, и ставшая впоследствии его женой Ирена Бредт. В августе 1944 года Зенгер и Бредт опубликовали в Германии результаты своих исследований под названием “О ракетном двигателе для дальнего бомбардировщика”. По расчётам, максимальная скорость полёта должна была составлять 20000 км/ч. Несмотря на всю заманчивость проекта, никаких практических шагов по его воплощению Германия не предпринимала, т.к. руководство Третьего Рейха понимало, что ни возможностей, ни времени для создания “сверхсамолёта” у них нет.

Идея воплощения проекта возникла, когда в 1946г. инженер ОКБ-3 И.Н.Моишев нашел в Дессау этот отчёт и ознакомил с ним своё вышестоящее руководство. Решено было организовать Бюро во главе с Э.Зенгером, с немецкими и советскими специалистами. Проблема была в том, что Зенгер был в Западной зоне оккупации Германии. Наладить контакт с ним не удалось и программа тихо умерла.

Широкие исследования в США в области сверхзвуковой и гиперзвуковой аэродинамики, в т.ч. с участием “трофейных” немецких специалистов, служили хорошим катализатором подобных работ и в нашей стране.

Вопрос способа доставки ядерного боезаряда до цели был открытым. Либо это известная уже авиация, если не сверхзвуковая, то хотя бы трансзвуковая. Либо это межконтинентальные крылатые ракеты с гиперзвуковыми скоростями полета. И наконец, это баллистические ракеты, еще не совершенные, но быстропрогрессирующие. Поэтому во второй половине 50-х годов в ЦАГИ вплотную приступают к исследованию гиперзвуковых пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. Подобные исследования имели как научную направленность, так и чисто практическую,. так как проводились по заказам КБ, уже работающих над реальными образцами орбитальных самолетов. Хотя человек полетит в космос только в 1961 году.

С 1957-го по 1960 годы ОКБ-23 В.М.Мясищева разрабатывает пилотируемые воздушно-космические самолеты, получившие условное название М-40, М-46 и т.д. В 1959 году официально была утверждена “Тема 48”, которая впоследствии получила название ВКА-23 (Воздушно-Космический Аппарат ОКБ-23). К марту 1960 года были детально просчитаны несколько вариантов ракетоплана. Первоначально крылатый аппарат должен был стартовать на королевской “семерке”, показавшей свою состоятельность 4 октября 1957 года, запустив в космос первый в мире спутник. Впоследствии В.М.Мясищев планировал запуск своих ВКА с помощью собственной РН, проработки которой начались в первой половине 1960 года. Так, общая высота носителя около 36 метров, а общая стартовая масса носителя около 700 тонн. Вес же орбитального самолета составлял 4,5 тонны. Однако осенью 1960 года каток хрущевских “реформ” ставит крест на всех работах КБ. ОКБ-23 закрывают и с потрохами передают в новое набирающее обороты ОКБ-52 В.Н.Челомея. В новое ОКБ вливается и авиационное ОКБ-256 П.В.Цыбина, разрабатывавшего по просьбе С.П.Королева орбитальный самолет (ОС) для полета человека в космос.

Еще 17 мая 1959 года П.В.Цыбин подписал эскизный проект Планирующего Космического Аппарата (ПКА). ПКА массой 2,6 тонны должен был выводиться на 300-километровую орбиту РН Р-7 с космонавтом на борту. Но нерешенность многих научных и технических проблем, увеличивающих технологический риск полета ОС в космос на фоне более простых решений, реализуемых при полете человека в капсуле, и вышеупомянутые “реформы”, ставят крест и на работах П.В.Цыбина.

Передача двух авиационных КБ в ОКБ-52 стала хорошим подспорьем для В.Н.Челомея, разворачивающего широким фронтом работы по авиа-ракетно-космической тематике. Данная акция была осуществлена также в соответствии с Постановлением Правительства №714-295 от 23 июня 1960 года в рамках поддержки разработки беспилотного ракетоплана. Были разработаны экспериментальные натурные модели ракетопланов для исследования аэродинамики гиперзвуковых скоростей. Летно-конструкторские испытания модели МП-1 были проведены в 1961 году, модели М-12 с аэродинамическими рулями - в 1963 году. Эскизный проект ракетоплана, созданный по результатам испытаний, был выполнен в двух вариантах: беспилотный Р-1 и пилотируемый Р-2. Но 17 октября 1964 года, через сутки после отрешения от власти Н.С.Хрущева, создается комиссия для “расследования деятельности” ОКБ-52. И уже 19 октября К.А.Вершинин сообщил В.Н.Челомею, что вынужден передать все материалы его КБ по ракетопланам в ОКБ-155 А.И.Микояна.

В начале 60-х годов в период опалы авиации свои взоры в космос устремили многие авиационные КБ. Так свои проработки по авиационно-космическим системам начались в КБ П.О.Сухого и А.И.Микояна.
В августе 1962 года Главнокомандующий ВВС маршал авиации К.А.Вершинин обратился к ставшему начальником ЦАГИ В.М.Мясищеву и к руководителям других институтов с письмом о необходимости форсирования исследований в направлении создания орбитальных и воздушно-космических самолетов (ВКС). Правда, данное письмо было обусловлено не желанием разработки приоритетных авиакосмических технологий, а адекватным ответом на разработку в США ВКС “Дайна-Сор” и сообщениями об испытаниях гиперзвукового самолета Х-15.

В 1966 году к проектно-конструкторским работам ОКБ-155 А.И.Микояна по авиакосмической системе (АКС), получившей название “Спираль” подключился ЦАГИ где в то время широко велись исследования аэродинамики гиперзвуковых скоростей.

Программой работ ЦАГИ планировалось:

Создание аналога ОС со стартом с самолета-носителя Ту-95 для отработки посадки и входа в атмосферу, начиная с чисел М 6-8;

Выведение на орбиту беспилотного и пилотируемого экспериментального аналога на ракете Р-7;

Создание аналога самолета-разгонщика с ТРД на углеводородном топливе.
ЦАГИ поддержал эти предложения в своем Заключении в апреле 1966 года. Работы были развернуты, но с течением времени, к сожалению, ограничились первым пунктом, а также созданием нескольких моделей совместно с ЛИИ для запуска на ракете по баллистической траектории.

29 июня 1966 года, назначенный Главным конструктором системы Г.Е.Лозино-Лозинский подписал подготовленный аванпроект. С технической точки зрения работы шли успешно. По календарному плану разработки проекта “Спираль” предусматривалось создание дозвукового ОС начать в 1967 году, гиперзвукового аналога в 1968 году. Экспериментальный аппарат должен был впервые выводиться на орбиту в беспилотном варианте в 1970 году. Первый пилотируемый полет его намечался на 1977 году. Работы по гиперзвуковому самолету-разгонщику (ГСР) должны были начаться в 1970 году, если его 4 многорежимных ТРД будут работать на керосине - это, так называемый, консервативный вариант. В случае принятия перспективного варианта, т.е. топливом для двигателей является - водород, то постройку его предполагалось развернуть в 1972 году. Во 2-й половине 70-х годов могли начаться полеты полностью укомплектованной АКС “Спираль”.

Но всесильный министр обороны А.А.Гречко, ознакомившись в начале 70-х годов со “Спиралью”, выразился ясно и однозначно: “Фантазиями мы заниматься не будем”. Дальнейшее выполнение программы прекратили. Но благодаря сделанному большому научно-техническому заделу, важности затронутых тем, выполнение проекта “Спираль” трансформировалось в различные научно-исследовательские работы и связанные с ними конструкторские разработки. Постепенно программа была переориентирована на летные испытания аппаратов-аналогов без перспектив создания на их базе реальной системы.

Бесчисленные испытания, проведенные с 1967-го по 1974-й годы, начиная с лабораторных исследований, продувок моделей и аналогов в аэродинамических трубах ЦАГИ, кончая их стендовыми отработками и пусками по аэробаллистической траектории Беспилотных Орбитальных Ракетопланов БОР-2 и -3, применительно к разным режимам и этапам полета, позволили с высокой степенью достоверности определить аэродинамические характеристики планера ОС. Они же в свою очередь, стали исходными данными для разработчиков различных систем ЭПОСа - Экспериментального Пилотируемого Орбитального Самолета, созданного в КБ А.И.Микояна и испытывавшегося в середине 70-х годов.

Освещая проекты отечественных ракетопланов 60-х годов, невозможно пройти мимо диплома 1968 года, выполненного “студенческим” КБ космонавтов первого отряда в ВВИА им. Н.Е.Жуковского. Неформальным лидером “новоиспеченного КБ” стал - Ю.А.Гагарин.

В рамках диплома, названного впоследствии в конце 80-х годов “Буран-68”, было выполнено 15 дипломных работ. Каждый космонавт разрабатывал свою систему, но в рамках одного ЛА. Ю.А.Гагарин отвечал за общую методологию использования космического аппарата, выбор аэродинамических форм и размеров несущих элементов для обеспечения посадки и способов посадки по-самолетному.

В 1972 году президентом США была утверждена многомиллиардная национальная программа создания многоразовой транспортной космической системы (МТКС) “Спейс Шаттл”.

В условиях напряженных отношений США и СССР Постановлением Правительства от 17 февраля 1976 года было принято решение о создании аналогичной системы в Советском Союзе, несмотря на аргументированные возражения многих конструкторов.

Проектирование системы, получившей впоследствии название “Энергия”-“Буран”, было поручено НПО “Энергия” (Генеральный конструктор В.П.Глушко). Для создания орбитального корабля (ОК) “Буран” в системе Министерства авиационной промышленности в 1976 году образовали КБ “Молния” под руководством Г.Е.Лозино-Лозинского. ОКБ В.Н.Челомея также было предложено участвовать в создании МТКС, но Владимир Николаевич отказался от этого и предложил в 1979 году свой вариант системы: Легкий Космический Самолет (ЛКС), выводимый на орбиту, созданной уже РН “Протон”. Для ЛКС изучалось и много других разнообразных способов выведения: с самолетов, с воды, с тележек, с экранопланов и т.д. Но доведенный до полноразмерного макета проект ЛКС в 1980 году был закрыт.

Исследования, проведенные в ЦАГИ, связанные с разработкой “Энергии” и “Бурана”, показали, что проектирование такой системы требует новых разработок, других параметров материалов и оборудования, и других аэродинамических форм. С целью уточнения результатов “трубных исследований”, характеристик устойчивости и управляемости ОК на различных участках полета и изучения свойств новых материалов теплозащиты были выполнены с помощью РН серии “Космос” пуски моделей ракетопланов БОР-4 и БОР-5.

Так как НПО “Энергия”, разработчик РН “Энергия”, было в МОМе - Министерстве общего машиностроения, а НПО “Молния” было МАПе, то межведомственные проблемы, неизменно возникавшие при решении многих вопросов, наложили бюрократический отпечаток на пути решения всей задачи. Это еще более отодвинуло время ввода системы в строй.

Триумфальные полеты РН “Энергия” в 1987 году и ОК “Буран” в 1988 году стали первыми и последними полетами первой отечественной многоразовой аэрокосмической системы.

На базе ОК “Буран” в НПО “Энергия” разработан вариант корабля для боевого применения с лазерным и ракетным вооружением. В начале 90-х годов, в связи изменением военно-политической обстановки, работы по боевым космическим комплексам в НПО “Энергия” были прекращены.

Финансовые трудности, переживаемые страной в последние 12 лет, поставили крест на эксплуатации системы “Энергия”-“Буран” и потоках грузов по трассе Земля-орбита-Земля, под которые она проектировалась. Время показало правоту конструкторов, предлагавших небольшие ракетопланы, грузоподъемностью 3-10 тонн.

Поэтому в 1982 году, задолго до полетов системы “Энергия”-“Буран”, Генеральный конструктор НПО “Молния” Г.Е.Лозино-Лозинский, оценивая перспективы создания реально-действующих авиационно-космических систем и обобщая свой опыт работы, предлагает новую АКС. Это МАКС - Многоразовая авиационно-космическая система. Своего рода синтез проекта “Спираль” и системы “Энергия”-“Буран”. Схема вывода небольшого ОС в космос аналогична проекту 60-х годов, т.е. с борта самолета-разгонщика. Но в качестве разгонщика используется не гипотетический гиперзвуковой самолет, а созданный для транспортировки элементов системы “Энергия”-“Буран” дозвуковой самолет КБ им. О.К.Антонова Ан-225 “Мрия”. Правда, в самом начале проектирования роль самолета-разгонщика должен был выполнить предшественник “Мрии” - Ан-124 “Руслан”.

Принимая во внимание различные задачи будущих полетов, НПО “Молния” разработало несколько вариантов МАКСа, это: пилотируемая и беспилотная модификации МАКС-ОС, грузовой одноразовый МАКС-Т и полностью возвращаемый МАКС-М. Поскольку самолет-носитель Ан-225 является детищем уже другой страны - Украины, то разработан также вариант, названный МКК-600, использующий в качестве разгонной платформы - экраноплан. Система МАКС реализована уже на 70%, но отсутствие финансирования не позволяет перейти к практической реализации проекта. К слову сказать, что пытаясь реализовать свои авиакосмические амбиции и загрузить свой научно-промышленный потенциал, Украина предложила свой вариант транспортной АКС с использованием самолета-носителя Ан-225. Это так называемая система “Свитязь”, летные испытания которой должны были начаться в 1997 году.

Поднявшаяся на волне полетов американского “шаттла” серия разработок различных многоразовых транспортных систем, таких как: европейский “Гермес”, немецкий “Зенгер”, английский “Хотол” и т.п., имевших, как правило, небольшую грузоподъемность, по-сравнению с системами “Спейс Шаттл” и “Энергия”-“Буран”, подтолкнуло к подобным разработкам и НПО “Энергия”. В 1984-93 годах по указанию Гл. конструктора Ю.П.Семенова под руководством П.В.Цыбина были развернуты поисковые и проектно-конструкторские разработки в направлении развития и совершенствования с точки зрения экономической эффективности ракетно-космических комплексов. Результатом этого стало определение технического облика, основных характеристик и общей концепции многоразовых кораблей малой размерности ОК-М, ОК-М1 и ОК-М2.

Аэродинамическая схема пилотируемого многоразового корабля ОК-М массой 15 тонн аналогична схеме ОК “Буран”. ОС должен был выводиться на орбиту РН “Зенит”. Но жесткая аэродинамическая схема и небольшая полезная нагрузка делала аппарат узкоспециализированным.

Менее напряженным по основным целевым характеристикам и более устойчивым к изменениям величин масс реальных грузопотоков обладают орбитальные корабли ОК-М1 и ОК-М2. Планеры этих кораблей выполнены по схеме “летающее крыло” со складными консолями двойной стреловидности в плане. Основные проектно-конструкторские решения по планеру были разработаны совместно со специалистами НПО “Молния”, применившими их ранее в своей системе МАКС. Корабли ОК-М1 и ОК-М2 входят в состав ракетно-космических комплексов, созданных на базе системы “Энергия”-“Буран”.

ОК-М1 выводится на орбиту в составе многоразовой многоцелевой космической системы (ММКС), собранной, как и “Энергия”-“Буран”, по схеме “пакет”. Первой ступенью “пакета” является беспилотный (без кабины) ОК “Буран”, ставший крылатым топливным баком. На орбиту ОК-М1 выходит, используя топливо центрального одноразового топливного бака по типу американской системы Space Shuttle.

ОК-М2 выходит на орбиту будучи установленным, через специальный переходной отсек, на РН “Энергия-М”. Специальный переходной отсек может быть выполнен как по типу, примененном на системе ОК-М/“Зенит”, т.е. с РДДТ системы аварийного спасения, так и в укороченном варианте - без САС.

Выход авиакосмического комплекса России на “вольные хлеба” и желание отечественной промышленности реализовать свои технологии на международном рынке, привели к ряду интересных международных проектов. Наиболее известный это проект Intemm-Hotol - запуск британского многоразового корабля Hotol с борта Ан-225 “Мрия”. Разрабатывался также англо-российский вариант МАКСа - RADEM, транформировавшийся затем в вышеупомянутый вариант МАКС-М. Закрытие программы “Энергия”-“Буран” не подразумевает исчезновения всех технологий, стендов и инфраструктуры, созданных за десятилетие в рамках программы. Поэтому понятно желание отдельных КБ, НИИ, заводов применить на деле не востребованные знания, изделия и загрузить научные и производственные мощности. В 1995 году на 46-м Конгрессе Международной астронавтической федерации сотрудник ЦНИИмаша С.Костромин доложил о предложении создать на базе европейского РН Arian-V и ОК “Буран” двухступенчатую ракетно-космическую систему с возвращаемой крылатой второй ступенью и малоразмерным челночным кораблем в качестве полезной нагрузки - вариации на тему ОК-М1/М2.

Вопрос использования колоссального научно-технического задела таких крупных проектов как РН Н-1 и системы “Энергия”-“Буран” ставился на повестку дня не раз. В 1976 году, через 2 года после закрытия программы Н1-ЛЗ, ряд выдающихся наших конструкторов таких КБ, как НПО “Энергия”, КБ Химавтоматики, НИИ ТП, НИИХиммаш и других, работали над концепцией МТКС с использованием двигателей, так называемого внешнего расширения, с центральным телом. В последние годы работы по этой МТКС, получившей условное название “Волан” возобновились, но пока носят инициативный характер и не финансируются РКА. Проект имеет два варианта грузовых - грузоподъемностью 25 и 70 тонн, и пилотирумый вариант. Все три варианта выполнены с широким использованием задела системы “Энергия”-“Буран”.

В 1985-89 годах в РКК “Энергия” разрабатывался проект многоразового космического корабля “Заря”. Корабль был рассчитан на экипаж до 8 человек и предназначался для снабжения орбитальных станций типа “Мир” и “Мир-2”. Взлет корабля должен был осуществляться РН “Зенит-2”. Мягкая посадка обеспечивалась с помощью 24-х посадочных двигателей, которые позволяли “Заре” вертикально приземлиться в нужном районе, по типу реализованного уже в США проекте Delta Clipper. Разработка активно поддерживалась В.П.Глушко, но из-за его кончины и нехватки средств проект был закрыт.

На основании Постановлений Правительства от 27 января и от 19 июля 1986 года и технического задания Министерства обороны от 1 сентября 1986 года НПО “Энергия” на основе синтеза передовых концепций развития пилотируемой космонавтики разработала одноступенчатый ВКС, а также комплексы наземных технических средств обслуживания и управления полетом.

ВКС, созданный под руководством уже известного нам П.В.Цыбина, представлял собой гиперзвуковой ракетоплан с комбинированной многорежимной двигательной установкой на основе воздушно-реактивного двигателя (ВРД) и линейного ЖРД. Начальная масса ВКС не превышала 700 тонн, масса полезного груза - не менее 25 тонн при выведении на орбиту высотой 200 км и наклонением 51°. Длина аппарата - 71 м, размах крыла - 42 м. ВКС предназначался для оперативного экономически эффективного выведения полезных грузов на низкие орбиты, технического обслуживания орбитальных группировок, трансконтинентальных перевозок, а также в интересах Министерства обороны для решения оборонных задач в космосе и из космоса.

Создание одноступенчатого ЛА для выхода в космос и возвращения на Землю давно беспокоит ученые головы планеты и России, в частности. Наиболее яркими проектами данной концепции являются проекты АНТК им. А.Н.Туполева Ту-2000 и КБ “МАПО-МиГ” МиГ-2000.

В 1995 году на Московском авиасалоне группа, объединяющая АНПК “МиГ” им.А.И.Микояна, Институт высоких температур (ИВТАН) и ЦАГИ предложили ряд разработок ВКС, использующих “электромагнитные ВПП”, позволяющие ускорить разгон при взлете и обеспечить торможение при посадке с помощью известного принципа взаимодействия движущегося тела с магнитным полем. Разработанная авторами концепция позволяет создать одноступенчатый гиперзвуковой самолет, в т.ч. для полета в космос, с низкой удельной стоимостью выведения полезных нагрузок.

В 1991 году мир узнал о новом прорывном проекте российских ученых. Используя технологии, разработанные для военного ведомства руководитель СКБ “Нева” ленинградского концерна “Ленинец” В.Л.Фрайштадт предложил одноступенчатый аэрокосмический самолет. Вернее это не самолет, а концепция, получившая название “Аякс”. Суть концепции заключается в использовании энергии кинетического нагрева корпуса ЛА на превращение обычного керосина в более энергокалорийное топливо - водород. Для реализации проекта было создано НИИ гиперзвуковых систем (ГНИПГС), которое предложило несколько вариантов этого воздушно-космического самолета: 1) Многоцелевой гиперзвуковой самолет “Нева” для метеорологических и астрофизических исследований, геологической разведки, экологического контроля и даже для генерации озона; 2) Легкий административный ГЛА “Нева”; 3) Гиперзвуковые самолеты “Нева-М1”, “Нева-Мб”, “Нева-М7” для транспортных операций; 4) Гиперзвуковой гражданский самолет “Нева-7А” для перевозки 77 пассажиров 4-х членов экипажа со скоростью 15000 км/час. И т.д. Вполне естественно, что концепция “Аякс” имеет не только сторонников, но противников. Ее уникальность предопределяет довольно критическое отношение к ней со стороны многих ведущих отечественных институтов. Однако для получения окончательного ответа все согласны в необходимости более серьезной экспериментальной проработки проекта и проведения бросковых испытаний.

Существуют варианты АКС, которые условно можно назвать одноступенчатыми. Так в системе Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского создано несколько организаций, в задачи которых входит определение концептуальных позиций развития отечественной космонавтики. В их числе НТЦ “Альтернатива”, где спроектирован воздушно-космический комплекс, все элементы которого штатно используются в различных авиационных и космических системах. Исходя из грузоподъемности, скорости и высоты выведения полезной нагрузки разработано несколько вариантов данной АКС. Например, ВКС с грузом 4 тонны стартует с аэродрома 1-го класса, заправленный углеводородным топливом и 20 тоннами жидкого водорода и выводится сверхзвуковыми ВРД на высоту 8 км. Где он дозаправляется 150 тоннами жидкого кислорода от самолетов-танкеров, созданных на базе Ан-124 “Руслан” или Ту-160. После чего самолет разгоняется до скорости 2,5М. На высоте 16 км включается кислородно-водородный ЖРД и выводит ВКС на высоту 200 км. После полета в космос самолет возвращается на свой или подобный ему аэродром 1-го класса. На базе достижения криогенной техники, используя скоростной напор можно отказаться от дозаправки и накапливать водород в процессе полета, что позволит сделать систему полностью одноступенчатой и автономной.

С 1993 по 1996 годы по заказу РКА в рамках, поддержанной государством научно-исследовательской и экспериментальной программы “Орел” проводились исследования тенденций развития и возможностей отечественных многоразовых средств выведения. Основными исполнителями работы были ЦНИИМаш, ЦАГИ, ЦИАМ Исследовательский центр им. М.В.Келдыша и другие организации. Так на основании теоретических изысканий КБ “Салют” разработало предложение по носителю с вертикальным стартом и горизонтальной посадкой, подобному американскому Venture Star. ГРЦ “КБ им. В.П.Макеева” в инициативном порядке представила на суд широкой общественности проект легкой одноступенчатой многоразовой ракеты “Корона” с вертикальным стартом и посадкой, аналогичной американскому ЛА Delta Clipper. Однако для обоих отечественных проектов не проработано экономическое обоснование и не ясны источники финансирования.

Работа по теме “Орел” еще раз показала, что создание “реальных” экономически-эффективных ВКС возможно лишь с созданием новых конструкционных материалов и многорежимных ВРД. Поэтому Россия, несмотря на сегодняшние экономические трудности, стала единственной страной, осуществившей летные испытания ГПВРД. Испытания проводились в рамках программы “Холод”. Основными исполнителями программы были ЦИАМ им. П.И.Баранова, ТМКБ и КБХМ, а также ряд организаций Министерства обороны и авиакосмического комплекса России. Первые успешные испытания ГПВРД на Байконуре с использованием ракеты зенитного комплекса С-200 привлекли к себе внимание и зарубежных разработчиков перспективных АКС. Благодаря участию специалистов Франции и США удалось профинансировать ряд важных этапов программы. На прошедшей в апреле 1998 года в США конференции по гиперзвуковым технологиям, ученые и специалисты иностранных фирм дали высокую оценку результатам, полученным в ходе работ по программе “Холод”.

В рамках научно-исследовательских работ по гиперзвуковым технологиям были созданы и создаются ГПВРД с кольцевыми и плоскими соплами, с центральным телом, на базе крылатых ракет, а также с аэродинамической схемой типа “несущий корпус” разработаны и испытаны различные гиперзвуковые лаборатории, такие как:

созданные МКБ “Радуга” Модель-1 и -2 беспилотного ГЛА ГЭЛА, испытания которых проводились в 1973-78 и 1980-85 годах соответственно;

варианты ГЛЛ “Радуга Д2”, созданные на базе КР Х-22, в дальнейшем к программе подключилась немецкая фирма ОНВ System;

проект ЛИИ им. М.М.Громова ГЛЛ ВЛЛ-АС;

ЛИИ им. М.М.Громова совместно с ЦИАМом создало ГЛЛ-8, и -9, запускаемые РН “Рокот” по баллистической траектории;

Продолжением этих разработок стала ГЛЛ “Игла”, к разработке которой подключились НПО Машиностроения, КБ Автоматики и французские фирмы Aerospatiale, SEP, Dasso и Европейское Космическое Агенство (ЕКА). На базе этого проекта была разработана ракетно-космическая система скорой помощи “Призыв” для терпящих бедствие в рамках системы КОСПАС-САРСАТ;

В 1995 году ЦАГИ обнародовал разработку начатую в 1992 году вместе с ЭМЗ им. В.М.Мясищева и АМНТК “Люлька-Сатурн”. Экспериментальный образец массой 8 тонн должен был стартовать с на 50-тонной ракете с самолета-носителя ВМ-Т “Атлант”;

Продолжая работы по программе БОР ЦАГИ совместно с АМНТК “Союз” и ЛИИ приступила в 1994 году к разработке экспериментального ГЛА DFV, рассчитывая привлечь к участию также Dasso и ЕКА;

Для демонстрации гиперзвуковых технологий НПО Машиностроения в 1995 году предложило АКС “Демонстратор” на базе самолета-носителя Ил-76МФ, несущего на себе беспилотный самолет-разгонщик с экспериментальным блоком или с ракетным блоком со спутником.

В одном небольшом сообщении трудно рассказать обо всех проектах отечественных авиационно-космических систем, но и большое количество перечисленных разработок говорит о громадном научно-техническом потенциале нашей страны. Несмотря на то, что все проекты остались невостребованными, они сохраняют свою техническую актуальность и перспективность. Финансово-экономические проблемы нашей страны в конце XX века, первой шагнувшей в космос, не позволяют реализовать проекты последних лет и делают в XXI веке туманными перспективы России в космосе.

Пока мы еще остаемся великой космической державой научно-технический потенциал которой еще долго будет востребован потомками.

Автор: Лебедев Виталий Владиславович,
инженер НТО “Галакс”, раб. тел. (812) 534-75-74.

[/QUOTE]

Последний раз редактировалось LavrovAV; 08.04.2011 в 20:40.
LavrovAV вне форума  
Старый 08.04.2011, 21:39   #1326
хирам тирский
Местный
 
Регистрация: 21.04.2010
Сообщений: 4,847
Репутация: 780
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Flanker Посмотреть сообщение
Не надо на десятки, нужно только на свидетельствующие, что ОС-120 не калькировался с Шаттла, хоть и похож на него до безобразия.



Речь только о том, почему ОС-120 так похож на Шаттл? Ну очень похож, до безобразия. Ничего столь похожего среди остальных советских крылатых систем я не видел.
Цитата:
http://cekpema.net/img/planer1.jpg
Загадочная археология
Однако и это далеко не самая любопытная параллель. В тысячелетней давности захоронениях инков археологи уже более сотни лет время от времени обнаруживают небольшие забавные безделушки из драгоценных металлов, обычно золота, изображающие нечто не очень понятное.

безделушки из золота в форме... самолётовПоскольку "нечто" явно имеет крылья, но на птичек не очень похоже, то находки именуют "насекомыми". Правда, у насекомых отродясь не бывало в хвостовой части вертикального киля, но мало ли куда заводила древних мастеров их фантазия.

В конце концов, двух немецких учёных, Алгунда Эбома и Петера Белтинга, несколько лет назад всерьёз задела легкомысленность классификации археологов и они решили строго проанализировать, насколько золотые украшения соответствуют биологии и морфологии настоящих насекомых.

Достаточно легко удалось разделить ювелирные изделия на две группы: действительные изображения насекомых, где крылья крепятся к верхней части корпуса; и "изделия" с крыльями, крепящимися к корпусу в нижней части (чего у насекомых не бывает), имеющие вдобавок вертикальный киль. Внимательного взгляда на эту вторую группу достаточно, чтобы заметить — больше всего украшения похожи на маленькие модели самолётов.

В 1956 г. этот "золотой самолетик" был выставлен среди других экспонатов выставки "Золото доколумбовой Америки", проходившей в Метрополитен-музее Нью-Йорка. Дельтовидное крыло этой фигурки и вертикальная плоскость хвостового оперения (чего и у птиц никогда не бывает ) обратили на себе внимание американских авиаконструкторов. По договоренности с дирекцией выставки им было разрешено провести исследования древнего "самолетика" в аэродинамической трубе. И тут оказалось, что золотая "птичка инков" лучше всего ведет себя на... сверхзвуковых скоростях, изучение которых было в самом разгаре. Фигурку вернули в музей, а дельтовидное крыло и высокая вертикальная плоскость хвостового оперения перекочевали в авиаконструкторское бюро фирмы "Локхид", которая вскоре и создала сверхзвуковой самолет, бывший на то время лучшим в мире.

Мало кто помнит сегодня эту историю. И все же нам не следует забывать, что современные сверхзвуковые реактивные самолеты являются... прямыми потомками "золотой птички" инков!

Конечно, никто сегодня не в силах сказать, откуда мастера древних инков черпали образы для своих необычных изделий. Но вполне определённо можно говорить, что аналогичные образы имелись и у мастеров в другой стране пирамид — в Египте.

Ещё в 1898 году в одной из древних гробниц в Саккара, неподалеку от Гизы, археологи обнаружили любопытный деревянная модель птицыпредмет, который назвали "деревянной моделью птицы".
У модели этой передняя часть действительно вполне походила на птичью, а вот сзади располагался совершенно несвойственный пернатым вертикальный киль вместо хвоста, так что при разглядывании в несколько ином ракурсе модель гораздо больше походит на самолёт.

Впрочем, следует помнить, что до появления аэроплана братьев Райт в то время оставалось ждать ещё лет пять, а сама идея полётов на машинах тяжелее воздуха для людей конца XIX века была, мягко говоря, малознакомой.

"Модель птицы" пролежала никому не известной в запасниках Каирского музея вплоть до 1969 года, когда её вновь обнаружил врач и египтолог-любитель Халил Мессиха. Заинтересовавшись конструкцией, Мессиха изготовил для экспериментов из лёгкого дерева бальзы точную копию экспоната и оказалось, что "птичка" очень неплохо летает.

Открытие произвело фурор, специальная комиссия экспертов изучала весьма "сложные аэродинамические особенности модели, аналогичные современным самолётам".
Артефакт получил новое название "древняя модель аэроплана", был помещён в стеклянный куб и выставлен в Центральном зале Каирского музея...

А спустя ещё несколько лет удивительный экспонат решили убрать. Причём не только из Центрального зала, но, как говорят сведущие люди, и вообще из экспозиции музея.
Где он ныне, никто толком не знает. Но вполне можно понять, что для кого-то из больших и важных людей в исторической науке было бы жить гораздо спокойнее, не будь подобных находок вообще. Как известно, если факты не вписываются в теорию, тем хуже для фактов.
.................................................. ..................................................

Последний раз редактировалось хирам тирский; 08.04.2011 в 21:59.
хирам тирский вне форума  
Старый 08.04.2011, 22:13   #1327
хирам тирский
Местный
 
Регистрация: 21.04.2010
Сообщений: 4,847
Репутация: 780
По умолчанию

Цитата:
Восстановлен древний летательный аппарат инков

Несколько лет назад двум немецким авиационным инженерам, Альгунду Еенбоому (Algund Eenboom) и Петеру Бельтингу (Peter Belting) удалось создать масштабированную копию очень необычного артефакта – модели летательного аппарата, найденного в ходе археологических раскопок одного из древних городов инков.

http://ufo.ck.ua/index.php/ections-o...8/21/1986-voss

Испытательный полет был осуществлен в 1997 году на конференции Общества древней астронавтики (Ancient Astronaut Society), проводившейся в Орландо, Флорида. Конструкторы утверждают, что не внесли в исходную форму никаких модификаций и на сто процентов сохранили оригинальные аэродинамические характеристики. В то же время, в качестве движущей силы аппарат был избран винтовой двигатель.

Исходным открытием, на котором базировался конструкторский проект Еенбоома и Бельтинга, являются небольшие золотые украшения, найденные в гробницах инков. Эти крохотные объекты выполнены в форме летательных аппаратов, причем на крыльях некоторых из них даже имеются пушечные турели. По мнению ученого Ричарда Хоугленда (Richard Hoagland), а также исследовательской команды The Enterprise Mission, это событие является еще одним доказательством того, что вместе с закатом эпохи инков человечество потеряло технологически развитую цивилизацию.
.................................................. .................................................. .............

Последний раз редактировалось хирам тирский; 08.04.2011 в 22:39.
хирам тирский вне форума  
Старый 08.04.2011, 22:29   #1328
LavrovAV
Местный
 
Аватар для LavrovAV
 
Регистрация: 13.05.2010
Адрес: Смоленск
Сообщений: 8,853
Репутация: -32
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от хирам тирский Посмотреть сообщение
"Колумбийский золотой самолетик" — наследие палеовизита пришельцев?

*

Артефакты | Просмотров: 761 | Добавил: Sagiv | Дата: 10
Скорее нет!

Это изображение морских крылатых рыб !

Описание

Тело вытянутое, с широкими высокорасположеными грудными плавниками. Длина тела от 15 до 40-50 см (Cheilopogon pinnatibarbatus). Окраска серо-голубая, без заметных поперечных тёмных полос. Спинка более темная. Грудные плавники у различных видов могут быть прозрачными, синими, зелеными, коричневыми, с пестрыми пятнами или полосами.
Рыло тупое, исключение — Fodiator acutus. Зубы только на челюстях. Второй луч грудных плавников примерно до середины раздвоен. Спинной плавник сильно отодвитнут назад, обычно с 12-14 лучами. Анальный плавник состоит из 8-10 лучей. Нижняя лопасть хвостового плавника удлинена. Длинные брюшные плавники с 6 лучами. Плавательный пузырь без воздушного протока к передней кишке[2].

[править]Ареал

Распространены преимущественно в тропиках и субтропиках. Область распространения ограничена водами с температурой 20 °C.
В Индо-западнотихоокеанской области обитает более 40 видов. В восточной части Тихого океана около 20 видов, в Атлантическом океане 16 видов. В Красном море обитает 7 видов летучих рыб, в Средиземном — 4. В летнее время ряд видов может мигрировать на север, заплывая в Ла-Манш и до южных берегов Норвегии и Дании. В дальневосточных водах, в заливе Петра Великого, неоднократно ловится Cheilopogon doederleinii.
[править]Образ жизни

Держатся в маленьких стайках, чаще под водной поверхностью. Имеются виды, встречающиеся исключительно в прибрежной зоне, другие же могут обитать в открытом океане, возвращаясь к побережью для нереста; третьи постоянно обитают в открытом океане. Питаются планктоном, мелкими ракообразными, крылоногими моллюсками и личинками рыб. В ночное время летучие рыбы привлекаются на свет.
[править]Полёт

При опасности, иногда и без видимых на то причин, выполняют скользящий парящий полёт: при помощи сильных ударов хвостом они быстро выскакивают из воды и парят по воздуху, используя свои широкие грудные плавники. Способность к парящему полёту выражена у разных видов в неодинаковой степени и зависит от размера рыбы и количества плавников для полёта.
Эволюция полета в пределах семейства происходила, очевидно, в двух направлениях. Одно из них привело к образованию летучих рыб, использующих при полете только грудные плавники (типичный представитель Exocoetus volitans).
Другое направление представлено летучими рыбами (4 рода и около 50 видов), использующими для полёта как увеличенные грудные, так и брюшные плавники. Также приспособление к полету отразилось и в строении хвостового плавника, лучи которого жестко соединены между собой и нижняя лопасть больше верхней; в развитии крупного плавательного пузыря продолжающегося под позвоночником до самого хвоста.


Фреска «Летающая рыба» Милоса из Филакопи, 1600—1500 гг. до н.э.[3]:51
Дальность полёта у видов с короткими грудными плавниками меньше, чем у видов с длинными плавниками. Виды, использующие для парения только грудные плавники, летают хуже видов, использующих для полета не только грудные, но и брюшные плавники. Рыбы могут изменять угол наклона плавников, влияя на направление полета. Взлетев под углом 30—45 градусов к поверхности воды, с начальной скоростью увеличивающейся от 30-35 до 80 км\час, рыбы планируют по воздуху, постепенно снижаясь обратно к воде.
В большинстве случаев дальность парящего полёта около 50 м, но эти рыбы способны использовать потоки воздуха над водой, увеличивая дальность полета до 400 м[4].
Управлять своим полетом летучая рыба неспособна, поэтому нередки случаи, когда они врезаются в борт судна или падают на палубу. Во время плавания «Кон-Тики» был зафиксирован случай, когда летучая рыба сбила с ног одного из членов экипажа.
[править]Размножение

Диаметр икринок 0.5-0.8 мм, красно-оранжевого цвета. Икру прикрепляют к водорослям, принесенным с материка веткам и плодам наземных растений, кокосовым орехам, перьям птиц, прочему плавучему мусору.


Возможно, что египетская фигурка тег же кровей!

Последний раз редактировалось LavrovAV; 08.04.2011 в 22:44.
LavrovAV вне форума  
Старый 08.04.2011, 22:46   #1329
Flanker
Местный
 
Регистрация: 03.02.2011
Сообщений: 312
Репутация: 10
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от А.Лексей Посмотреть сообщение
Неперспективность ОС-120 по сравненнению с Бураном состоит в том, что схема ОС-120 (Шаттл) с глупинкой: подробности я уже сказал и в предыдущих 120 страницах тоже подробно, перелистайте, пожалуйста, или по местной искалке.
Поискал, не нашел. Расскажите, что за глупинка в этой схеме?


Цитата:
= Полезная нагрузка Бурана , СНИМАЕМАЯ с орбиты, больше, чему Шаттла. А своя масса - никому не нужна.
Снимаемая масса тоже никому не нужна. Шаттл за 30 практически ничего не снимал с орбиты. Так что важна только выводимая масса. Она у систем сравнима. Очередное совпадение, следующее из Бернулли?

Цитата:
= Это глупость разработчиков, см. 120 страниц. Это удорожает и делает ненадёжной технику.
Всё абсолютно наоборот. Это хорошее и грамотное решение, удешевляющее технику и не сказывающееся на её надежности. По крайней мере для ускорителей Шаттла.

Цитата:
= это дурь - ставить маршевые движки на челнок и принимать на пузо вес центрального бака. У Энергии маршевые движки стоят на тяжёлой 2-й ступени (серёдка)
Это грамотное решение - спасать многоразовые движки. Проблема веса - чисто технический вопрос, который американцы решили и проблем с этим не испытывали.
Энергия же топит фактически многоразовые двигатели в каждом пуске.

Цитата:
, а двигатели бурана лишь компенсируют лобовуху.
Это где вы такое прочитали?

Цитата:
= Это же идиотизм. Рисковать людьми ради многоразовости двигателей :-)
Это грамотное решение, позволяющее не топить многоразовые движки, а возвращать на Землю. И это нисколько не повышает риск для людей по сравнению с выносом двигателей на несколько метров в сторону.

Цитата:
= а что, у Бурана грузовой отсек сбоку?
Нет, тоже по центру. Именно как у Шаттла.

Цитата:
= а джакузи в камеру не надо, гражданин Сумароков?

= типа? Не написано "маде ин" ? Два "рояля" сзади сделаны из стеклотекстолита за 3 рубля кило?
Я смотрю, вы потихоньку ударяетесь в ёрничество и клоунаду? Право, не стоит. Место тролля в этой теме уже давно занято хирамом.

Цитата:
>А вы можете назвать еще такую систему, кроме ОС-120?
= А зачем?
Затем, чтобы вы обосновали свои утверждения

Цитата:
О чем спор?
Здесь нет спора. Здесь только ждут, чтобы вы обосновали некоторые свои утверждения. Ну и заодно рассказываю вам некоторые вещи.

Цитата:
Как насчёт ядерных движков, желаете ли побазарить?
Нет. Я в них не разбираюсь.

Цитата:
в США до 1976 не был опубликован эскиз шаттла
Расскажите, откуда вы взяли эту дату?

Цитата:
понятно ли, что ОС-120 и рис. от Клушанцева (знаменитейшего в мире постановщика кинотрюков, спецэффектов, по разработкам которого до сих пор пашет и Голливуд) - это слив "утечки информации" с целью заставить ами пойти по неудачному пути ?
Это бред сивой кобылы. Как ОС-120 и рисунки Клушанцева могли заставить амов выбрать нынешний облик Шаттла, если облик Шаттла определился на несколько лет раньше?
Flanker вне форума  
Старый 09.04.2011, 00:10   #1330
хирам тирский
Местный
 
Регистрация: 21.04.2010
Сообщений: 4,847
Репутация: 780
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от LavrovAV Посмотреть сообщение
Скорее нет!
Пришельцы здесь, конечно, не при чём. По идеологии и теории метафизики, человек сотворён и общество имело цивилизацию. Мы тоже кое-что умеем, но работы ещё очень много - восстановить цивилизацию полностью.
хирам тирский вне форума  
Закрытая тема


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Верховный суд США отменил все ограничения на владение оружием для американцев Admin Международные новости 1 30.06.2010 09:43


Текущее время: 08:16. Часовой пояс GMT +3.

Яндекс.Метрика
Powered by vBulletin® Version 3.8.7 Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
2006-2023 © KPRF.ORG