|
Наука и образование Обсуждение новостей науки, образования, техники и т.п. |
|
Опции темы |
12.04.2011, 11:22 | #1 |
Местный
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 25,248
Репутация: 2569
|
Сравнение Шаттла и Бурана. Мифы и правды об этих изделиях.
Суть проблемы: "буран" стал мишенью для жёлтой прессы. Давно. Родили много бредовых мифов. Основные бредовые мифы:
1) Буран хуже шаттла. 2) Русские украли проект шаттла и сделали буран. 3) Буран приказали делать дебильные совесткие руководители, чтоб и у нас такая же хрень была ("и мне на 20 баксов горячего масла в то же отверстие"). |
12.04.2011, 11:41 | #2 |
Местный
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 25,248
Репутация: 2569
|
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
1. За десятилетия до начала эпохи МБР в печати разных стран мира были эскизные проекты крылатых возвращаемых аппаратов, более того, некрылатые эксизы составляли меньшинство. 2. В эпоху начала космонавтики (50-е гг.) вычислительные возможности всех стран мира были способны адекватно рулить только простейшими телами -- шариком, конусом. 3. В 50-60 гг. в СССР и США велись экспериментальные полёты сверхвысотных крылатых ракет и ракетных самолётов. В серию не пошёл ни один из них. 4. Нетяжёлые потребности спуска 60-х - 70-х гг. вполне обеспечивались "шариками", "конусами" и "фарами". Тем не менее, ещё до Гагарина начались серьёзные разработки крылатых спускаемых аппаратов. Назначение - преимущественно военное (для аэродинамического широкого манёвра термоядерных бомб), а также спуск с орбиты с малой перегрузкой. Наибольшего успеха добилась советская программа "Бор". Параллельно велись порядка 10 иных проектов. 5. В США ситуация была в чём-то аналогичной. После высадки на Луну американская ракетная помышленность впала в состояние типа кризиса: нужен был новый дорогостоящий проект. Поискав, где США отстают от СССР, выбрали крылатые СА. 6. При определении потребностей (под крики налогоплательщиков) в США официальной целью проекта "Шаттл" было поставлено ... СНИЖЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ВЫВОДА ГРУЗА В КОСМОС. Менее официальной - возможность съёма с орбиты советских секретных и американских дорогостоящих спутников. (Впрочем, первый вариант отпал с начала вооружения советских крупных военных спутников - пулемётом, а мелких военных спутников - самоликвидаторами. Потом был договор о невыводе оружия в космос.) 7. При определении потребностей в СССР главной целью была возможность съёма с орбиты тяжёлых плохо сгораемых спутников типа ядерных реакторов (а их у нас запущено было много десятков, у США - единицы. Потом был договор о невыводе в космос ядерных реакторов.), а также групп людей с ослабленной адаптацией к силе тяжести (до 1978 г. велась разработка экспедиции на Марс, в т.ч. в варианте с ядерным газофазным ракетным двигателем). 8. Общее место проектов США и СССР - декларировалось как возможность широкого манёвра при спуске с орбиты в безотлагательных ситуациях. Официально - для спасения людей, под грифом секретности - для нанесения ядерного удара с орбиты. 9. США очень спешили, у них ситауация была кризисная. А у СССР хватало забот по уши и без крылатого СА (кроме "Бора", потерявшего акутальность из-за подписания договора о запрещени вывода в космос ядерного оружия.) ------------------------------------------------------------------ |
12.04.2011, 12:01 | #3 |
Новичок
Регистрация: 14.03.2011
Сообщений: 5
Репутация: 10
|
Советую посмотреть фильм "Генерал звёздных войн".
|
12.04.2011, 13:08 | #4 |
Местный
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 25,248
Репутация: 2569
|
Приблизительно в 1972 г. в США был выбран основной вариант проекта, известный нам как «Шаттл».
В 70-е - 80-е гг. в СМИ США и СССР фигурировали много нелепых или неудачных, неоптимальных вариантов общей концепции, состава, внешности и конструкции крылатого СА. Цель этих публикаций: введение конкурентов в заблуждение или способствование заблуждению. Опубликован эскиз, сколько-нибудь похожий на "Шаттл", был лишь в 1976 г. Приблизительно в 1972--1974 гг. поступило техническое правительственное задание на разработку очередного советского крылатого СА, предназначенного для маневренного спуска с орбиты тяжёлых грузов с малой перегрузкой. Было проработано более 10 значительно различающихся вариантов. В т.ч. прорабатывался и вариант «орбитального самолёта», схожий с «шаттлом» и был признан неудовлетворительным (по сравнению с другими схемами), было принято решение его «слить» в печать под видом «советской самопохвальбы, утечки информации». В 1975 г. этот и другие неудачные варианты были опубликованы в … детской литературе СССР, рядом с изображением некоей достоверно проектируемой станции с названием «Мир». Разумеется, в детской книжке упор шёл на «многоразовость» как «безусловно прогрессивное» решение. Это была дезинформация. Тем более что с рисунка орбитального самолёта были изъяты фигурировавшие в отвергнутом проекте «орбитального самолёта» малые твердотопливные ускорители довыведения. В 1976 г. в печати США появился первый открыто опубликованный эскиз «Шаттла», весьма похожий на рисунок из прошлогодней советской детской книжки. По-видимому, если в США и были альтернативные «Шаттлу» проекты (я даже уверен в этом – их не могло не быть, они ж не идиоты), то на них был поставлен крест Евойным Большим Надзирающим Начальством. Ну и нам-то что плохого с этого?! И ладно. Т.е. США с 1975-1976 гг. укрепились во мнении, что с шаттлом они «правильной дорогой идут», т.к. «русские идут в ту же дыру». Перед первыми полётами шаттлов пропаганда США обещала: 1) Удешевление вывода в космос в 10 раз, СССР будет в попе, 2) Завалим космонавтами все рынки планеты и опередим русских, 3) Улучшение безопасности полётов и космический туризм. 4) Большой почёт для США. У СССР же была потребность главная: 1) Обеспечить возможность съёма с орбиты неразделимых тяжёлых грузов (реакторов, блоков пенометаллов, оптических систем и др.), которые некрылатые СА спустить, по любым расчётам, никак не могут. 2) Обеспечить возможность спуска с малыми перегрузками (для «лунатиков», «марсиан» и простых обитателей ДОС). В СМИ СССР в 70-е гг. эти цели не озвучивались. Не знаю как до 1984 г., но с 1984 г. они озвучивались даже на простых режимных учебных занятиях со студентами по соответствующим специальностям. |
12.04.2011, 13:09 | #5 |
Местный
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 25,248
Репутация: 2569
|
СРАВНИМ ШАТТЛ И БУРАН
1. Официальное назначение Шаттла – удешевление, безопасность, широкий манёвр при спуске, возможность съёма с орбиты и возвращения тяжёлых грузов, высокая частота запусков. Бурана – возможность возвращения с орбиты тяжёлых грузов, в т.ч. после съёма с орбиты, возможность спуска с малыми перегрузками, широкий манёвр при спуске. Эти различия в целях и приоритетах и определили выбор конструктивной схемы и свойства обеих систем. 2. Спускаемая с орбиты масса груза – у Бурана больше, чем у Шаттла. 3. Безвредность топлива – у Бурана безвредное, у Шаттла присадка бериллия (образует очень ядовитый гидроксид). 4. Управляемость тяги – у Шаттла 1-я ступень (твердотопливная) практически неуправляемая по тяге, у Бурана всё управляемое. В гигантских ТТУ Шаттла возникают сильные низкочастотные колебания горения с риском разрушения креплений или центробака. Разборность ТТУ Шаттла влечёт за собой невозможность обеспечить равномерное сгорание в области сопряжения секций, риск прогара уплотнений. 5. Схема 2-й ступени – у Шаттла 1000-тонный центробак висит на 100-тонном самолёте, у Бурана 100-тонный самолёт висит на 1000-тонной 2-й ступени. Т.е. у Шаттла это требует упрочнения пузика на порядок по сравнению с Бураном. Непрочность пузика – большой его изгиб, отваливаются плитки теплозащиты. 6. Вектор тяги 2-й ступени – у Шаттла двигатели стоят в стороне от конструктивной оси системы, вынуждены пушить в сторону от оси под значительным углом, баланс силы тяги и сил лобового сопротивления бака и самолёта приводит к тому, что шаттл с баком вынужден лететь под углом к конструктивной оси, что значительно (в 1,5-2 раза) увеличивает площадь лобового сопротивления, снижает эффективность тяги и всё хорошее. Кроме того, это создаёт условия для порождения крупных вихрей и НЧ колебаний самолёта относительно бака. У Бурана двигатели пушат по оси, лишь компенсируют силу лобового сопротивления и вращающий момент, основное ускорение 2-й ступени создаётся двигателями 2-й ступени Энергии, которые пушат по оси. Итак, за счёт одной лишь дури конструкторов двигатели Шаттла теряют 10-15% импульса, у Энергии-Бурана такой бяки нет. 7. Вектор тяги при старте – у Шаттла двигатели самолёта пушат под углом к оси, сопла двигателей 1-й ступени тоже повёрнуты под углом к оси, чтобы образовывали равнодействующую вдоль оси, потому что они расположены центрально-симметрично по бокам. У Энергии же блоки 1-й ступени расположены центрально-несимметрично (смещены от самолёта), векторы тяги двигателей 1-й ступени, 2-й ступени и самолёта пушат по оси. Итак, и при старте Шаттл теряет 10-15% импульса, у Энергии-Бурана такой бяки нет. 8. Расход топлива из центробака в шаттл велик, из 2-й ступени в буран – мал. Т.е. теплозащиту малых магистралей обеспечить проще, чем больших. 9. В первых рейсах Шаттлов отваливались по нескольку сотен теплозащитных плиток. У Бурана отвалились единицы. 10. При возвращении СА есть участок, когда плазменное облако резко затрудняет или пресекает возможность радиосвязи и дистанционного управления СА. Поэтому Шаттл снабжён пилотами, Буран всё делает автоматически бортовой ЭВМ. Шаттл без пилотов не летал и летать не может. 11. Точность посадки Шаттла суперпилотами и суперкомпьютерами США на порядок хуже, чем простой советской бортовой ЭВМ. 12. Шаттл на порядок дороже, чем Буран, даже в ценах «1 доллар = 67 коп.», а в ценах чёрного рынка «1 доллар = 5-6 руб.» – на 2 порядка дороже. 13. Энергия может вместо Бурана выводить на орбиту любой другой 100-тонный груз. Носитель шаттла способен вывести на орбиту лишь те 20 тонн, которые влезают в его орбитальный самолёт. Последний раз редактировалось А.Лексей; 12.04.2011 в 13:15. |
12.04.2011, 13:11 | #6 |
Местный
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 25,248
Репутация: 2569
|
-------------------------- РЕЗУЛЬТАТЫ ШАТТЛОВ США -------------------------------------
1. Себестоимость вывода грузов в космос выросла на порядок. Нам от этого только хорошо. Налогоплательщикам США – плохо. 2. Отрава (бериллий) «удобряет» собой Атлантику. Привет Европам, США – по фигам. 3. Частота запусков оказалась на порядок меньше, чем по проекту. 4. Завалили космонавтами все рынки планеты и опередили русских по числу космонавтов. Для запуска одного спутника на орбиту гоняют несколько человек – для обеспечения пилотирования спуска и заодно «для галочки». 5. Надолго в заднице оказались производители одноразовых носителей. 6. Безопасность полётов США ухудшилась. 7. Большой позор для США. ------------------------------ ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ ---------------------------- Финансы США стали направляться не на НИОКР, а на оплату «пятой колонны» - предателей, властителей РФ, бессовестных журналистов, чтобы те какали на советскую космонавтику вообще и на Буран в частности, мол, «не зъим, таки понадкусываю …» |
12.04.2011, 13:48 | #7 | ||
Местный
Регистрация: 13.05.2010
Адрес: Смоленск
Сообщений: 8,853
Репутация: -32
|
Цитата:
Цитата:
Если мне не изменяет память то схема Челнока по данным Ануреева опубликовано в марте 1972 года! Есть неплохой сайт о МКА http://www.buran.ruhttp://www.buran.ruhttp://www.buran.ru хотя и там ошибок масса! Последний раз редактировалось LavrovAV; 12.04.2011 в 14:00. |
||
12.04.2011, 14:26 | #8 |
Местный
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 25,248
Репутация: 2569
|
>По литературным данным существовали в СССР ряд схем с возможным применением многократности и самолетным типом посадки-
= Я говорю именно об этом, см. выше в ЭТОЙ теме. А Вы о чём спорите? "Знаешь ли ты, Алексей, что ещё Гагарин в академии защитил диплом по разработке крылатого СА, а всего их дошло до стадии реального проекта не меньше, чем штук 15?" Знаю, потому что это я Вам об этом сообщил, а не Вы мне. >Если мне не изменяет память то схема Челнока по данным Ануреева опубликовано в марте 1972 года! = Если. Когда Вы пришлёте скан, то я Вам поверю, что Андреев отдал в печать схему Шаттла даже раньше, чем её придумали американцы. Я Вам всему поверю, Вы только скан пришлите (в т.ч. дату подписания книги в печать). Но тогда это будет означать простую вещь - что Андреев слил в открытую печать неудачную схему, а ами тут же её слизали и заработали из своего буджета кучу рейхсталлеров. >Есть неплохой сайт о МКА = Их десятки, и все неплохие. Но нужны-то хорошие. Вот давайте и сделаем без собачьей грызни, а то мы с Вами оба как-то странно себя ведём. Когда крылатые СА были нужны - они разрабатывались под конкретную потребность ("Бор", "Буран"). Не стало потребности в орбитальных бомбах - бор прекратили. Не стало потребности в возвращении "марсиан" в связи с переориентации с божьего дара на сникерс и возвращении реакторов с орбиты за неимением у великой сырьевой **пы РФ технологий высшей цивилизации (т.е. СССР) - прекратили "буран", не стало потребности в выведении на орбиту больших масс в связи с сексуальной переориентацией правительства РФ в голубую область спектра - прекратили и "Энергию", и "Вулкан". Не стало потребности в уме - министром назначили Фурсенку. Не стало потребности в чести - президентами назначили алкоголика и педофила. Не стало потребности в совести - президентом назначили диск-жокея, большого специалиста по римскому праву, страдающего от изобилия часовых поясов и отсутствия подснежников в декабре. |
12.04.2011, 14:44 | #9 | |
Местный
Регистрация: 13.05.2010
Адрес: Смоленск
Сообщений: 8,853
Репутация: -32
|
Цитата:
Вы утверждаете об 1976 году, я говорю вам что были схемы и раньше вашей даты? Вот и все? Наберите в поисковике эти книги и посмотрите! А то за 40 лет и я могу ошибиться на год! |
|
12.04.2011, 14:50 | #10 |
Местный
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 25,248
Репутация: 2569
|
Ну, если Вы считаете, что только об этом, то я сказал бы, что мне проще согласиться, чем спорить. Но если уж Вы располагаете такой замечательной книжкой, то её скан закрыл бы проблему историков науки: в 1972 г. то ли ами слизали советский слив, то ли наши потратили время на анализ бестолковой схемы шаттла. Вот и опубликуйте скан. Пожалуйста.
Насчёт 1976 г. я Вам скажу пока лишь то, что мне до сих пор не известны ни одного открытого американского источника ранее 1976 г. с хотя бы эксизом шаттла (при условии, что похож). А аргументация отдельных несознательных граждан типа "русские в 1972-1975 гг. публиковали эскизы шаттла потому, что хотели похвастаться своим шпионажем", смехотворна. |
Опции темы | |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Антисоветские мифы | Ихалайнен | Новейшая история России | 157 | 10.01.2011 22:31 |
Сравнение уровня жизни СССР 1980 и США 2008 | Ковровец | Обсуждение статей из красного интернета | 108 | 10.07.2010 10:36 |
Ждем оправдательного приговора для этих милых толерастов | Анонимирующий | Новости Российской политики и экономики | 2 | 19.06.2009 16:02 |
Послать всех этих президентов: ЭТИ хотят в НАТО? | А.Лексей | Новости Российской политики и экономики | 2 | 17.11.2008 16:34 |
Печальная судьба советского «Бурана» после «демократической революции» | Admin | Угрозы России и братским народам | 0 | 17.11.2008 07:19 |