|
Политэкономический ликбез Изучение первоисточников основоположников научного коммунизма |
|
Опции темы |
24.04.2011, 19:56 | #1 |
Заблокирован
Регистрация: 13.04.2011
Сообщений: 2,797
Репутация: 535
|
Борьба противоположностей
Настоящая книга предназначена для широкого круга читателей, поставивших целью познать основы философских знаний. Изложенный в книге материал не требует специальной подготовки читателя. Книга может быть использована в качестве учебного пособия в общеобразовательных школах, в средних и высших учебных заведениях.
Кто любит истину и стремится к ней, кто хочет проникнуть в тайны мироздания и человеческого бытия, тот должен овладеть основами философских знаний. Знание основ философии крайне необходимо молодёжи. Оно помогает ей обрести политическую зрелость, воспитать в себе принципиальность, стойкость и мужество в борьбе с трудностями – качества, без которых невозможно обеспечить своё личное благополучие в сложной современной обстановке. Знание основ философии помогает в формировании всестороннего и гармоничного развития личности, овладеть всей суммой знаний, накопленных человечеством за всё время его существования, а главное – научиться применять эти знания на практике, овладеть научным мировоззрением. Знание основ философии помогает людям понимать ход и перспективы мирового развития, правильно разбираться в событиях внутри страны и за рубежом. Оно вооружает на борьбу с пережитками старого, способствует выявлению и преодолению трудностей, развивает мышление, делает его более гибким, проницательным, враждебным застою и рутине, учит людей любви к труду и знаниям, воспитывает в них непримиримость к социальному злу и несправедливости. В этой книге в общедоступной форме излагаются основы философских знаний. Она написана для читателей, которые хотят получить связное представление о том, что такое мир и как он развивается, каково место человека в этом мире, способен ли человек познать и преобразовать действительность, почему изменяется общественная жизнь и как её лучше устроить и т. д. Автор: Кузьма ГУЛЯЙПОЛЬСКИЙ |
24.04.2011, 20:29 | #2 |
Заблокирован
Регистрация: 13.04.2011
Сообщений: 2,797
Репутация: 535
|
ГЛАВА 1. Философия как наука.
Философия – древнейшая из наук. Слово «философия» древнегреческого происхождения: от «филео» - люблю и «софиа» - мудрость. Нетрудно заметить, что все окружающие человека предметы и явления либо материальны, либо идеальны, духовны. Всё, что существует объективно, т.е. вне сознания человека и независимо от него (предметы, процессы, тела Вселенной и т.д.), относится к материальным явлениям. Всё, что существует в сознании человека, составляет область его психической деятельности (мысли, чувства, переживания и т.д.), относится к сфере идеального, духовного. Вопрос об отношении мышления к бытию (идеального к материальному) является основным в науке философия. Этот вопрос разделяет мыслителей на две противоположные категории (группы): одни из них доказывают, что сначала «было слово» (идея), другие, напротив – доказывают, что сознание порождено материей. Те из них, которые считают, что материя первична, а сознание вторично, называются «материалистами» (от латинского «материалис» - вещественный). С их точки зрения материя вечна, её никто и никогда не создавал, никаких сверхъестественных, потусторонних сил в мире не существует, что сознание является продуктом эволюционного развития материи, свойством материального тела – мозга человека. Те, которые считают, что первичными являются дух, сознание, идея, называются «идеалистами». С их точки зрения сознание существовало до материи и породило, вызвало её к жизни, оно первооснова всего существующего. Идеалистов можно условно разделить на две подгруппы: «субъективные» идеалисты и «объективные» идеалисты. «Субъективные идеалисты» утверждают, что мир создаётся сознанием отдельного человека – субъекта. «Объективные» идеалисты утверждают, что мир сотворён неким объективным (вне человека существующим) сознанием, которое выступает в виде «абсолютной идеи», в виде «мировой воли». Они утверждают, что существование объективного мира недоказуемо или если, он и существует, то не поддаётся познанию. В большинстве своём все идеалисты (и «субъективные», и «объективные») фактически отрицают познаваемость мира. За это они получили название «агностиков» (от древнегреческих слов: «а» - не и «гносис» - знание). В действительности же мир познаваем, но бесконечен. Не будь этого вечного спора между противоположностями: «материалистами» и «идеалистами», мы никогда не продвинулись бы так далеко в познании, что же такое Земля, атом, молекула и т.д. Последний раз редактировалось Кузьма Гуляйпольский; 24.04.2011 в 20:36. |
24.04.2011, 20:48 | #3 |
Местный
Регистрация: 11.04.2011
Сообщений: 1,381
Репутация: 303
|
Если идет полный текст книги, то дальше можно и не печатаь.
Настоящая книга предназначена для широкого круга читателей, поставивших целью познать основы философских знаний. Изложенный в книге материал не требует специальной подготовки читателя. Книга может быть использована в качестве учебного пособия в общеобразовательных школах, в средних и высших учебных заведениях. Кто любит истину и стремится к ней, кто хочет проникнуть в тайны мироздания и человеческого бытия, тот должен овладеть основами философских знани Слишком самоуверенно и безотвественно. Она написана для читателей, которые хотят получить связное представление о том, что такое мир и как он развивается, каково место человека в этом мире, способен ли человек познать и преобразовать действительность, почему изменяется общественная жизнь и как её лучше устроить и т. д. Автор: Кузьма ГУЛЯЙПОЛЬСКИЙ Не раскрыто понятие;«Субъективные идеалисты» утверждают, что мир создаётся сознанием отдельного человека – субъекта. «Объективные» идеалисты утверждают, что мир сотворён неким объективным (вне человека существующим) сознанием, которое выступает в виде «абсолютной идеи», в виде «мировой воли». Кто такой субъект, какое объективное сознание - чьё ? Примеры... Откуда данные о большинстве (научная ли книга? откуда цифры) В большинстве своём все идеалисты (и «субъективные», и «объективные») фактически отрицают познаваемость мира. За это они получили название «агностиков» (от древнегреческих слов: «а» - не и «гносис» - знание). Очень скромный вопрос , вы поминаете некоторые открытия ; Не будь этого вечного спора между противоположностями: «материалистами» и «идеалистами», мы никогда не продвинулись бы так далеко в познании, что же такое Земля, атом, молекула и т.д. Скажите, пожалуйста: а кто ; идеалисты или материалисты сделали эти открытия, и кто ввел эти термины? |
24.04.2011, 22:00 | #4 |
Заблокирован
Регистрация: 13.04.2011
Сообщений: 2,797
Репутация: 535
|
ГЛАВА 2. Признак ЕДИНСТВА «материалистов» и «идеалистов».
В процессе практической деятельности люди (независимо от принадлежности их к «материалистам» или к «идеалистам») ставят перед собой определённые цели. Но поставить цель, сформулировать задачу – это ещё не значит осуществить задуманное. Очень важно найти правильные пути к цели, эффективные приёмы решения задачи. Без применения определённых приёмов, определённых методов невозможно решить ни одну, ни научную, ни практическую задачу. Например, при определении химического состава какого-либо вещества, необходимо владеть методом химического анализа, знать объективные законы химии. Если мы хотим выплавить металл, мы должны владеть технологией плавки. При исследовании физических, биологических и других явлений необходимо владение соответствующими определёнными методиками, знать объективные законы физики, биологии и т.д. Метод не есть бездумное перечисление тех или иных приёмов исследования. Метод обязан быть тесно связан с самими исследуемыми явлениями. В значительной степени сам метод обусловлен природой этих явлений, присущими им закономерностями. Следовательно, каждая область науки или практики вырабатывает свои методы. Методы физики, например, отличаются от методов химии, от методов биологии и т.д. В процессе совершенствования каждой из наук происходит открытие объективных законов. Понятно, что философия (как наука) не может не иметь своего, только ей присущего, метода познания. Научная философия выработала свой метод познания – ДИАЛЕКТИКУ. Этот метод отличается от метода конкретных наук тем, что даёт ключ к пониманию не каких-то отдельных областей действительности, а всех без исключения областей природы, общества и мышления, понимания мира в целом. Следует упомянуть об ошибочном методе познания действительности – метафизике, который использовался философами (главным образом, идеалистами) до XVIII века. Метафизика отрицала развитие, возникновение нового, а движение понимала как простое перемещение тел в пространстве. На современном этапе, в век величайших научных открытий и социальных преобразований, отрицать развитие становится невозможным. Этого не отрицают ни «материалисты», ни «идеалисты». Достаточно сказать, что великий философ Гегель (1770 – 1831), сформулировавший основные законы диалектики, был идеалистом. Многовековая история философии не устранила деления философов на два противоположных лагеря – «материалистов» и «идеалистов». Однако, говоря о философии как о науке, следует помнить о том, что на современном этапе и «материалисты», и «идеалисты» используют единственно научный метод познания действительности – ДИАЛЕКТИКУ. Этот факт следует отнести к одному из главных признаков их единства. Разумеется, речь идёт о философах-учёных (а не о шарлатанах, невеждах, примитивистах, иезуитах и т.д.). |
25.04.2011, 18:02 | #5 |
Заблокирован
Регистрация: 13.04.2011
Сообщений: 2,797
Репутация: 535
|
ГЛАВА 3. Диалектика как метод познания науки «философия».
Слово «диалектика» древнегреческого происхождения. В древности диалектикой называлось умение вести спор, добиваясь истины путём выявления и преодоления противоречий в высказываниях противника. Позднее она стала пониматься как метод познания действительности. Диалектика рассматривает мир в постоянном движении и развитии, то есть видит его таким, каков он есть. Поэтому диалектику принято считать единственно научным методом познания законов развития природы и общества. Стройную систему диалектики как совокупности логических законов и категорий разработал в XIX веке великий немецкий философ Гегель. Он сформулировал основные законы диалектики, по которым развиваются идеи, мысли. Он показал, что развитие идей происходит не по замкнутому кругу, а поступательно, от низших форм к высшим, что в процессе его совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия. Гегель дал характеристику основным понятиям (категориям) диалектики, показал их взаимную связь, превращаемость друг в друга. В том, что все предметы и явления мира не остаются неизменными, нас убеждает повседневный опыт, развитие науки и общественно-исторической практики. На наших глазах совершается величайшая революция в науке и технике. Человек проник в глубины атома и заставил служить себе его могучие силы. Перед всесилием разума человека отступают бескрайние космические просторы. Никто не может возразить против того, что всё в мире развивается. Многочисленные тела Вселенной, Солнечная система, Земля и всё, что на ней находится, - результат длительного эволюционного развития. Развитие материального мира отражается на развитии сознания людей, их идей, теории, взглядов. И наоборот – совершенствуясь теоретически, идеологически, человек интенсивнее воздействует на окружающий мир, проникает в бесконечные глубины Вселенной. Диалектика является методикой изучения общей картины развития мира. |
25.04.2011, 22:18 | #6 |
Заблокирован
Регистрация: 13.04.2011
Сообщений: 2,797
Репутация: 535
|
ГЛАВА 4. Предмет философии.
Определить предмет философии – это значит установить тот круг вопросов, которые она изучает, выяснить, чем она отличается от других наук. В течение многих веков развития философии предмет её как науки постоянно изменялся. Сначала она включала в себя все имевшиеся знания: о мире в целом, об отдельных предметах и явлениях этого мира – Земле, человеке, животных, минералах и т.д. Затем по мере развития производства и накопления научных знаний человеком от неё одна за другой отделялись конкретные, частные науки – механика, физика, химия, геология, история, астрономия и т.д. Что же изучает наука философия? Главным в предмете философии является решение основного философского вопроса – об отношении сознания к бытию. Что было первичным: идея или материя? В поисках ответа на этот вопрос, философия раскрыла наиболее общие законы развития природы и общества. Известно, что законы развития окружающего нас мира изучают и частные науки. Но каждая из них изучает определённую область действительности: физика – механику, теплоту, электричество, магнетизм и пр.; химия – процессы химического превращения веществ; биология – процессы, протекающие в растениях и животных, и т.д. Законы этих наук характеризуют развитие только данной области действительности и не могут объяснить явления в других областях. Например, законы механики вскрывают сущность только механического перемещения тел в пространстве. Объяснить же процессы химические, биологические и другие они не могут. В отличие от частных наук философия изучает общие законы, которым подчиняются все области действительности. Так, все предметы неживой и живой природы, явления общественной жизни и сознания развиваются на основе закона единства и борьбы противоположностей, закона перехода количественных изменений в качественные, закона отрицания отрицания. Это – законы диалектики. Они рассмотрены ниже. Предмет философии составляют и закономерности процесса познания, которые являются отражением законов объективного мира. Законы философии имеют всеобщий, универсальный характер. Они действуют везде и всюду, будь то неживая природа, живые организмы, человек и его мышление. Эта универсальность законов философии имеет исключительно важное значение: они с успехом могут быть использованы для познания самых разнообразных явлений реального мира. Отсюда огромное значение законов диалектики для развития других наук. Возникнув на основе достижений частных наук, являясь обобщением их законов, философия способствует их развитию, вооружает научным методом исследования. В то же время философия ни в коей мере не освобождает человека от овладения законами конкретных частных наук, изучения научного и общественно-исторического опыта человечества. Предмет философии возник и развивается на основе достижений науки и практики, а потому без знания этих достижений невозможно овладеть и правильно применять законы диалектики. Вооружая человека знанием законов развития природы, общества и мышления, философия указывает людям не только пути познания, но и пути преобразования мира. Итак, можно сказать, что философия – это наука, которая путём поиска ответа на её основной вопрос (об отношении сознания к бытию), раскрывает наиболее общие, ОБЪЕКТИВНЫЕ, законы развития мира, пути его познания и преобразования. Овладеть основами философских знаний – это не значит просто заучить их положения и выводы, а уяснить их существо, научиться применять их на практике при решении конкретных задач деятельности человека в реальной жизни. |
25.04.2011, 23:10 | #7 |
Местный
Регистрация: 10.12.2010
Сообщений: 1,329
Репутация: 41
|
Зачем такому гениальному поэту философия?Выражайте мудрость через стихи
|
26.04.2011, 17:15 | #8 | |
Заблокирован
Регистрация: 13.04.2011
Сообщений: 2,797
Репутация: 535
|
Цитата:
"Выражать мудрость через стихи" (как предлагаете вы) - тоже нужно. Что я и делаю. Например, стихи: "Нет худа без добра...", "Борись за правду", "Учись побеждать", "Украина! Моя ты Россия!"... ПРОЧТИТЕ. КСТАТИ. Великий русский поэт ПУШКИН был философом. Высоцкий - тоже. И Омар Хайям... Так что одно другому не мешает. Я бы сказал, больше. Какой же ты философ, если ты - не поэт? |
|
27.04.2011, 12:23 | #9 |
Заблокирован
Регистрация: 13.04.2011
Сообщений: 2,797
Репутация: 535
|
ГЛАВА 5. Основные законы философии.
В реальном мире действует множество законов. Существуют законы неорганической природы и органического мира, законы конкретных (частных) наук, законы общества и мышления. Все они имеют общие черты. Прежде всего, любой закон – это устойчивая, повторяющаяся связь, присущая не одному предмету или небольшой их группе, а огромной массе предметов и явлений. Например, закон взаимосвязи массы и энергии применим для любого физического тела. Периодический закон Д.И.Менделеева устанавливает связь свойств абсолютно всех химических элементов от величины положительного заряда ядра. Таким образом, закон есть не единичная, а общая связь между явлениями. Закон есть «форма всеобщности в природе» (Ф.Энгельс). Другая важная черта закона состоит в том, что он представляет собой не всякие повторяющиеся связи, а только те из них, которые имеют необходимый и существенный характер. Например, биологический закон взаимосвязи организма и среды фиксирует необходимую, важную связь организма с условиями его существования. Закон действует лишь при наличии соответствующих условий, вызывая при этом не любое, а определённое в своей основе течение событий. Зная законы, направление развития того или иного явления, можно предсказать (вычислить) ход изучаемого явления. Например, зная законы гравитации, можно вычислить скорость полёта космической ракеты, необходимую для преодоления земного притяжения. Познав законы развития природы и общества и условия, в которых они действуют, можно предсказать ход исторических событий. Итак, можно сказать, что закон есть существенная и необходимая, общая и повторяющаяся связь между явлениями окружающего мира, вызывающая строго определённое течение событий. Метод познания – ДИАЛЕКТИКА, который используется в науке «философия», исходит из признания объективного характера законов. Это значит, что человек не в состоянии по своему произволу создавать или изменять законы. Он может только познавать, открывать, использовать их. Мир есть закономерное движение «материи», отражённое в «сознании», и наоборот – «сознание» есть познание (открытие) и использование объективных законов реального материального мира. На современном этапе развития науки трудно отрицать, что природа и общество развивается по объективным законам, открытым великими учёными-философами. Основными законами диалектики, которые характеризуют картину развития мира, его познания и преобразования, являются: - Закон единства и борьбы противоположностей; - Закон перехода количественных изменений в качественные; - Закон отрицания отрицания. Эти законы дают объяснение всеобщему движению и развитию в объективном мире, показывают его источники и внутренние противоречия. Эти законы раскрывают скачкообразный характер развития и показывают, что прогресс в объективной действительности происходит на основе постоянной замены (отрицания) старого новым, на основе борьбы противоположностей. |
27.04.2011, 15:55 | #10 | |
Местный
Регистрация: 10.12.2010
Сообщений: 1,329
Репутация: 41
|
Цитата:
А свои философские мыслетрактаты у вас есть,окромя энциклопедишно-букварьных? |
|
Опции темы | |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
КОБ и закон единства и борьбы противоположностей | Ефремов | Политические партии и движения России | 100 | 15.04.2016 13:09 |
МОЯ БОРЬБА ПРОТИВ ОККУПАНТОВ | Андрей Александрович | Общение на разные темы | 50 | 31.07.2011 16:13 |
Борьба со злом | Михаил М | Новости Российской политики и экономики | 1 | 05.10.2010 22:41 |
Национально-освободительная борьба | боец Красной гвардии | Политэкономический ликбез | 13 | 03.12.2008 14:55 |