Путь России – вперёд, к социализму! | На повестке дня человечества — социализм | Программа КПРФ

Вернуться   Форум сторонников КПРФ : KPRF.ORG : Политический форум : Выборы в России > Форумы Коммунистической Партии > Политэкономический ликбез

Политэкономический ликбез Изучение первоисточников основоположников научного коммунизма

Ответ
 
Опции темы
Старый 31.10.2007, 01:24   #1
Владимир Александрович
Местный
 
Регистрация: 22.05.2007
Адрес: Н. Новгород
Сообщений: 8,462
Репутация: 2121
По умолчанию Понятия, суждения и определения.

Цитата:
Сообщение от Иноземцев
Может откроем тему : "Определения. Что это такое? Зачем они нам? И чему они служат?"
Для завязки.
Определения бывают двух типов : 1. Онтологические, и 2. Феноменологические.
И других нет. Онтологические служат для того, чтобы ответить на вопрос : "Как это сделать?", а феноменологические : "Как это использовать?"
Очевидно, такую тему следует открыть. Это хотел сделать сам товарищ Иноземцев, еще три дня назад. Но по каким-то причинам еще не сделал этого. В принципе, не столь важно, кто открывает тему. Важна сама тема.

Прежде, чем говорить об определения, необходимо разобраться в том, что есть понятия. Мы все научились общаться друг с другом без понятий. И нам кажется, что мы понимаем друг друга, соглашаемся или спорим. Но, когда время доходит до дела, то мы гребем в разные стороны. Почему?

Да, потому, что мы не умеем мыслить. Мы умеем говорить, умеем думать, проговаривая про себя, и нам кажется, что мы мыслим. Но, так ли это?

Не мыслим, но говорим, про себя и вслух, или пишем. Нас просто не обучали этому. Люди должны обучаться с первого класса грамматике, родному языку, арифметике и формальной логике. Но нас не обучали, и не обучали для того, чтобы мы не понимали и друг друга и всего того, что есть вокруг нас, при полной иллюзии понимания, живя в полном наваждении, и стоная, почему нищета и бедность дна всем нам, и роскошь света кому-то.

Логикой владеют в лучшей степени следователи и оперативники, их хоть немного учат. Вероятно, логикой владеют и преступники, которые невольно обучаются у первых. Преступные авторитеты очень логичны и умны, хорошие организаторы. Всем остальным, как правило, этот предмет не преподают. Ни к чему, мол, стадо баранов учить, пусть блеют на чистейшем русском языке, считать умеют, больше от них ничего не требуется, пастух для них всегда найдется. И нашлись пастухи в России, а наше стадо блеет на чистом русском языке.

Итак, вопрос: что есть понятие?
__________________
Призрак Коммунизма возвратился.
Владимир Александрович вне форума   Ответить с цитированием
Старый 31.10.2007, 06:01   #2
Иноземцев
Местный
 
Регистрация: 24.04.2007
Адрес: Казахстан
Сообщений: 1,469
Репутация: 528
По умолчанию

Вл. Александровичу.
Это тема сложна и и требует предворительного исследования. Сейчас читаю Хайдггерта "Сущность истины". Его я ещё не читал. А так как, определения имеют своими основаниями понятия : Разум, истина, достоверность, цель и деятельность, предворительно следует и не только дать им определения, но и связать их воедино. Так что, подождите.
Иноземцев
__________________
Экономика - есть материальное воплощение Человеческого Духа.
Иноземцев вне форума   Ответить с цитированием
Старый 01.11.2007, 15:41   #3
Владимир Александрович
Местный
 
Регистрация: 22.05.2007
Адрес: Н. Новгород
Сообщений: 8,462
Репутация: 2121
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Иноземцев
Вл. Александровичу.
Это тема сложна и и требует предворительного исследования.
Лично я не считаю эту тему сложной. По сложности, она не сложнее обычной арифметики, азбуки. Формальную логику, с моей точки зрения, необходимо познавать с первого класса, закладывая основы к этому уже с воспитания детей дошкольного возраста. Тогда люди и будут понимать друг друга, отличать Зло от Добра.

Что есть формальная логика?

Возьму для помощи учебник, «предназначенный для студентов-философов и студентов других гуманитарных факультетов и других педагогических вузов». Издательство Ленинградского университета, 1977 года. Да уж, как молоды мы были… И мыслей не было, что Советского Союза не будет.

И, что же пишет этот учебник? «Формальная логика изучает мышление». Интересно, а почему арифметика не изучает мышление? Грамматика не изучает мышление? И так далее.

Арифметика учит нас считать. Грамматика учит нас без ошибок писать на родном языке, или просто на любом изучаемом нами языке, у каждого языка своя грамматика. Иначе говоря, предметные дисциплины нас учат правильно вести себя, читать, считать, писать, говорить. Эти дисциплины ничего не изучают, они нас учат правильному поведению.

Но, в своем поведении мы должны и правильно мыслить, и не быть баранами в среде чьего-то послушного, обученного и выдрессированного стада. Вероятно, чтобы избежать такого положения вещей, у нас должна быть дисциплина, обучающая нас правильно мыслить. С самых глубоких и древних времен, можно считать со времен Платона или Аристотеля, но скорее всего еще древнее, такой дисциплиной была «формальная логика», предмет обучающий людей правильно мыслить. Но, прошли времена, и кому-то потребовалось, чтобы люди не умели бы правильно мыслить, не понимали бы друг друга, превратились бы в послушное человеческое стадо, блеющее на всех языках…

Вне всяких сомнений начало данного учебника является лживым. Поэтому в последствие он и кажется сложным. Правильно будет: Формальная логика учит людей правильному мышлению. Но она не изучает мышление. Изучать мышление должна наука, как в общем, так и в частных ее ответвлениях.

Вот, таким образом, нас и обучили, что сначала не стало Российской империи, потом не стало и Советского Союза. Да, и сейчас обучают так, что России, вообще, не будет.
__________________
Призрак Коммунизма возвратился.
Владимир Александрович вне форума   Ответить с цитированием
Старый 02.11.2007, 02:41   #4
Владимир Александрович
Местный
 
Регистрация: 22.05.2007
Адрес: Н. Новгород
Сообщений: 8,462
Репутация: 2121
По умолчанию

Что есть понятие?

«Понятие есть мысленное отражение в форме непосредственного единства общих существенных признаков предметов».

Безусловно, определение из данного источника. Забавно. А если сказать «мысленное воображение», то, что изменится? А, если не мысленное воображение, а просто воображение?

Но, если есть «мысленное отражение», то есть просто отражение. В таком случае, вполне логично: «отражение в форме непосредственного единства общих существенных признаков предметов». Но, что есть «отражение»?

Очевидно, это не предмет, в качестве объекта действительности. Это какое-то явление, представляющее собой процесс во времени. К тому же, легко понять, что «отражение» присуще, в качестве свойства, вещам и предметам. Свойствами отражения обладают, в частности, зеркальные поверхности, но и не только они. Меч, например, отражает удар другого меча, щит отражает. Борт хоккейной площадки отражает шайбу. Стальной шарик отражается стальной же поверхностью. И все это всегда связано с вопросами: а) отражение от чего?; отражается куда?

Но, что остается на отражающем предмете? В принципе, ничего не остается, и не должно оставаться. Для того воин и отражает удар меча своим мечом или щитом, а, может быть, табуреткой, скамьей, чтобы на себе не оставить следов, не быть раненным или убитым. Зеркало отражает световые лучи, но следов на зеркале не остается.

Если мозг человека, или его сознание, отражает «непосредственное единство общих существенных признаков предметов», мысленно или не мысленно, то что тогда остается в этом мозге или сознании? Да, ничего не остается…

Мудрецы и хитрецы пишут книги, трактаты, мозг, как зеркало, согласно данному научному определению, отражает письменно или устно их от себя в сторону других, те, становясь профессорами и преподавателями, в сторону третьих. И, что получается?

Да, мы все живем в королевстве кривых зеркал. Где все отражается, да еще искажается. А дети нас спрашивают: почему СССР потеряли, почему коммунизм не построили?

Почему-почему, да по кочану. Разве можно людям что-либо построить в королевстве кривых зеркал, где птицы, попугаи правят балом, где все постоянно отражается, а в мозгах ничего не остается. И вы детишки ничего не построите и не сумеете. Тот, кому это надо, обучит вас так, что в мозгах ничего не останется, все отразится и многократно. Считать лишь научат, да алгоритмы выводить, программы писать для компьютеров, чтобы свой народ, свою страну грабить, грабить и еще раз грабить, да еще признавать себя образованными и нравственными людьми, отражая себя в зеркальных лабиринтах, презирая бедных и нищих людей, как бездарных, ленивых и глупых.

Безусловно, данное от науки определение понятия является верным по форме, но ложным по содержанию. Учебник не дает ответа на поставленный вопрос по той простой причине, что кому-то необходимо сделать «сбой» в мышлении людей, лишить их дара природного, естественного мышления, не дать ему развития, чтобы люди не понимали друг друга, говоря на одном и том же языке.
__________________
Призрак Коммунизма возвратился.
Владимир Александрович вне форума   Ответить с цитированием
Старый 03.11.2007, 05:23   #5
Владимир Александрович
Местный
 
Регистрация: 22.05.2007
Адрес: Н. Новгород
Сообщений: 8,462
Репутация: 2121
По умолчанию

Что же есть понятие?

Люди без понятия о чем-либо, не могут делать это что-либо. Действительно, если человек не имеет понятия, как починить, например, водопроводный кран, не сможет его починить. Человек, не имеющий понятий о компьютере, не сможет им воспользоваться. Когда у какого-то человека что-то не получается, то другие люди говорят, что он без понятия об этом.

В таком случае, какой можно сделать вывод или, по крайней мере, предположение?

Вероятно, понятие есть «что-то» внутри, в данном случае, человека, и это «что-то» проявляет себя в его поведении.Если поведение умелое относительно чего-либо, то мы говорим, что человек имеет понятие. Если поведение неумелое, ошибочное, то мы говорим, что у человека нет понятия.

Но мы знаем и видим, что поведением обладают все живые существа, а не только люди. Тогда мы вправе полагать, что и у всех живых существ есть это «что-то», то есть, понятие.

Мы можем заметить и то, что понятие не только проявляет себя в умелом поведении, но и отражается этим поведением в окружающую среду. Почему так можно мыслить? Да, потому, что есть метод обучения по принципу: «делай, как я».

Например, мне надо научить человека водить автомобиль, у него совершенно нет никакого понятия об этом. Я ему говорю, что это проще простого, смотри и запоминай, науки никакой не надо. Запомнил? Теперь садись, и делай то, что делал я. Человек садится и едет, у него появилось понятие, как ездить. Дальше развитие навыков.

Метод через подражание в обучении свойственен и животным. Понятие внутри живых существ. Вопрос лишь в том, что это именно есть. Но, по крайней мере, это никакое ни отражение. Чтобы чему-либо отразится от чего-либо, это чего-либо уже должно быть. Как может быть «мысленное отражение», если еще нет понятия? Так, что же есть понятие?

На данном этапе можно сказать, что понятие есть внутри живых существ, в качестве какой-то функциональной единицы, функции которой проявляются в их поведении, и через поведение же отражаются внутрь же живых существ, создавая подобное понятие у тех, у кого его нет. Понятие – поведение – понятие.

Каким же образом мы можем вести себя так, чтобы всем жить в мире, согласии, в дружбе, товариществе и братстве, если мы все не имеем понятия о том, как это делать? Нам даже некому подражать. Нас этому не учили никакими методами. Наоборот, преподавая ложь в нас «затирали» то, что мы получили от самой природы, в том числе и по наследству.

А сейчас, вообще, нас усердно со всех экранов учат убивать, убивать и еще раз убивать друг друга, и мы понимаем и знаем, как это делать. Простая арифметика. Но, как жить, не убивая, то никто этому не учит. Кому-то все это очень и очень надо.

Вероятно, чем богаче умелое, правильное, адекватное поведение живого существа, в том числе и человека, относительно окружающей среды, тем больше его понятийная база.

Так, что же есть понятие?
__________________
Призрак Коммунизма возвратился.
Владимир Александрович вне форума   Ответить с цитированием
Старый 04.11.2007, 14:29   #6
Kuznez
Местный
 
Аватар для Kuznez
 
Регистрация: 28.06.2007
Сообщений: 4,604
Репутация: 1262
По умолчанию

Понятие

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Поня́тие, форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Понятие суть «… не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 550). Понятие не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями. Так, понятие «человек» отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и отличие любого человека от всего другого.

Всеобщее понятие выражает действительный закон возникновения, развития и исчезновения единичных вещей.Содержание:
1 Понятия в широком смысле и научные понятия
2 Происхождение понятий
3 Понятие в истории философии
3.1 Определение понятия у Канта
3.2 Определение понятия у Гегеля
4 Понятие в формальной логике
5 Классификация понятий
6 Ссылки
7 См. также



Понятия в широком смысле и научные понятия

Различают понятия, в широком смысле и научные понятия. Первые формально выделяют общие (сходные) признаки предметов и явлений и закрепляют их в словах. Научные понятия отражают существенные и необходимые признаки, а слова и знаки (формулы), их выражающие, являются научными терминами. В понятии выделяют его содержание и объём.

Совокупность обобщённых, отражённых, в понятии предметов называется объёмом понятия, а совокупность существенных признаков, по которым обобщаются и выделяются предметы в понятии, — его содержанием. Так, например, содержанием понятия «параллелограмм» является геометрическая фигура, плоская, замкнутая, ограниченная четырьмя прямыми, имеющая взаимно параллельные стороны, а объёмом — множество всех возможных параллелограммов. Развитие понятия предполагает изменение его объёма и содержания.

Происхождение понятий

Переход от чувственной ступени познания к логическому мышлению характеризуется прежде всего как переход от восприятий, представлений к отражению в форме понятий. По своему происхождению понятие является результатом длительного процесса развития познания, концентрированным выражением исторически достигнутого знания. Образование понятия — сложный диалектический процесс, который осуществляется с помощью таких методов, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, эксперимент и др.

Понятие — это необразное, выраженное в слове отражение действительности. Оно обретает своё реальное мыслительно-речевое бытие лишь в развёртывании определений, в суждениях, в составе определённой теории.

В понятии выделяется и фиксируется прежде всего общее, которое достигается за счёт отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Но оно не исключает единичное и особенное. На основе общего только и возможно выделение и познание особенного и единичного. Научное понятие является единством общего, особенного и единичного, то есть конкретно-всеобщим (см. Всеобщее).

При этом общее в понятии относится не просто к числу экземпляров данного класса, обладающих общими свойствами, не только к множеству однородных предметов и явлений, а к самой природе содержания понятия, выражающего нечто существенное в предмете.


Понятие в истории философии

В подходе к понятию в истории философии выявились две противоположные линии — материалистическая, считающая, что понятия объективны по своему содержанию, и идеалистическая, согласно которой понятие есть спонтанно возникающая мысленная сущность, абсолютно независимая от объективной реальности. Например, для объективного идеалиста Г. Гегеля понятия первичны, а предметы, природа суть лишь бледные копии их.

Феноменализм рассматривает понятие как последнюю реальность, не относящуюся к объективной действительности. Некоторые идеалисты рассматривают понятия как фикции, созидаемые «свободной игрой сил духа» (см. Фикционализм). Неопозитивисты, сводя понятия к вспомогательным логико-языковым средствам, отрицают объективность их содержания.

Будучи отражением объективной реальности, понятия столь же пластичны, как и сама действительность, обобщением которой они являются. Они «… должны быть также обтёсаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир» (там же, с. 131). Научные понятия не есть нечто законченное и завершённое; напротив, оно заключает в себе возможность дальнейшего развития.

Основное содержание понятия изменяется лишь на определённых этапах развития науки. Такие изменения понятия являются качественными и связаны с переходом от одного уровня знания к другому, к знанию более глубокой сущности мыслимых в понятии предметов и явлений. Движение действительности можно отразить только в диалектически развивающихся понятиях.


Определение понятия у Канта

Под понятием Кант разумел любое общее представление, поскольку последнее фиксировано термином. Отсюда и его определение: «Понятие… есть общее представление или представление того, что обще многим объектам, следовательно – представление, могущее содержаться в различных объектах»

Определение понятия у Гегеля

Понятие для Гегеля – прежде всего синоним действительного понимания существа дела, а не просто выражение любого общего, любой одинаковости объектов созерцания. В понятии раскрывается подлинная природа вещи, а не ее сходство с другими вещами, и в нем должна поэтому находить свое выражение не только абстрактная общность (это лишь один момент понятия, роднящий его с представлением), а и особенность его объекта.

Вот почему, с точки зрения Гегеля, формой понятия оказывается диалектическое единство всеобщности и особенности, которое и раскрывается через разнообразные формы суждения и заключения, а в суждении выступает наружу. Неудивительно, что любое суждение ломает форму абстрактного тождества, представляет собою ее самоочевиднейшее отрицание. Его форма – А есть В (т.е. не‑A).

Понятие в формальной логике

Понятие в формальной логике — элементарная единица мыслительной деятельности, обладающая известной целостностью и устойчивостью и взятая в отвлечении от словесного выражения этой деятельности. Понятие — это то, что выражается (или обозначается) любой значащей (самостоятельной) частью речи (кроме местоимений), а если перейти от масштабов языка в целом к «микроуровню», то — членом предложения. Для трактовки проблемы понятия (в её формальнологическом аспекте) можно воспользоваться готовым арсеналом трёх областей современного знания: 1) общей алгебры, 2) логической семантики, 3) математической логики.

Процесс образования понятия естественно описывается в терминах гомоморфизма; разбивая интересующее нас множество объектов на классы «эквивалентных» в каком-либо отношении элементов (то есть игнорируя все различия между элементами одного класса, не интересующие нас в данный момент), мы получаем новое множество, гомоморфное исходному (т. н. фактормножество), по выделенному нами отношению эквивалентности.

Элементы этого нового множества (классы эквивалентности) можно мыслить теперь как единые, нерасчленяемые объекты, полученные в результате «склеивания» всех неразличимых в фиксированных нами отношениях исходных объектов в один «комок». Эти «комки» отождествлённых между собой образов исходных объектов и есть то, что мы называем понятиями, полученными в результате мысленной замены класса близких между собой представлений одним «родовым» понятием.


При рассмотрении семантического аспекта проблемы понятия необходимо различать понятие как некоторый абстрактный объект и называющее его слово (являющееся вполне конкретным объектом), имя, термин. Объёмом понятия называется та самая совокупность «склеиваемых» в это понятие элементов, о которой сказано выше, а содержанием понятия — перечень признаков (свойств), на основании которых производилось это «склеивание». Т. о., объём понятия — это денотат (значение) обозначающего его имени, а содержание — концепт (смысл), который это имя выражает.

Чем обширнее набор признаков, тем уже класс объектов, удовлетворяющих этим признакам, и наоборот, чем уже содержание понятия, тем шире его объём; это очевидное обстоятельство часто именуют законом обратного отношения.

Формальнологическую проблематику, связанную с теорией понятия, можно изложить, опираясь на хорошо разработанный аппарат исчисления предикатов (см. Логика предикатов). Семантика этого исчисления такова, что им легко описывается субъектно-предикатная структура суждений, рассматривавшихся в традиционной логике (субъект, то есть подлежащее, — то, о чём говорится в предложении, выражающем данное суждение; предикат, то есть сказуемое, — то, что говорится о субъекте), при этом возможны далеко идущие, хотя и вполне естественные, обобщения.

Прежде всего допускается (как и в обычной грамматике) более одного субъекта в предложении, причём (в отличие от грамматических канонов) роль субъектов играют не только подлежащие, но и дополнения — «объекты»; в роли предикатов фигурируют не только собственно сказуемые (в том числе выраженные многоместными предикатами, описывающими отношения между несколькими субъектами), но и определения.

Обстоятельства и обстоятельственные обороты в зависимости от их грамматического строения всегда можно отнести к одной из этих двух групп (субъекты и предикаты), а пересмотр всего словарного запаса любого языка, «мобилизуемого» на выражение понятия, показывает, что он весь распределяется на эти две категории (количественные числительные, а также слова типа «всякий», «любой», «некоторый», «существует» и т. п., не попавшие в это распределение на два класса, играют в естественном языке роль кванторов, позволяющих образовывать и отличать друг от друга общие, частные и единичные суждения).

При этом субъекты (выражаемые посредством т. н. термов языков, основанных на исчислении предикатов) и предикаты выступают как имена понятий: вторые самым буквальным образом, а первые, будучи переменными, «пробегают» некоторые «предметные области», служащие объёмами понятий, и если они постоянные (константы), то являются именами собственными, обозначающими конкретные предметы из этих предметных областей. Т. о., предикаты — это содержания понятий, а классы объектов, на которых эти предикаты истинны, — объёмы; что касается термов, то они являются либо родовыми именами для произвольных «представителей» некоторых понятий, либо именами конкретных представителей.

Иными словами, вся формальнологическая проблематика, связанная с теорией понятия, оказывается фрагментом исчисления предикатов. Так, закон обратного отношения оказывается перефразировкой тавтологии (тождественно-истинной формулы) логики высказываний А & В É ù A (здесь & — знак конъюнкции, É — знак импликации) или её обобщения из логики предикатов "xC (x) É С (х)(" — квантор всеобщности).


Классификация понятий

В быту, да и в науке, значение слова «понятие» может отличаться от его значения в философии или формальной логике. Понятия можно выделить абстрактные и конкретные, и в каждом случае эмпирические и теоретические.

Понятие называется эмпирическим, если оно выработано на основе сравнения общих свойств некоторого класса объектов или явлений.

Понятие называется теоретическим, если оно выработано на основе анализа некоторого класса явлений (или объектов) с помощю ранее выработанных понятий, концепций и формализмов.

Понятие называется конкретным, если оно относится к определенному обьекту окружающего мира, абстрактным, если оно относится к свойствам широкого класса объектов.

Название любого материалного предмета одновременно является конкретным эмпирическим понятием.

к конкретным теоретическим понятия следует отнести, в частности, государственные законы.

Абстрактное эмпирические понятия отражают принятый стиль мышления или суждений, например, «В контексте логотерапии понятие духовного не имеет религиозной окраски и относится к собственно человеческому измерению существования.» [1]

К абстрактным эмпирическим понятиям можно отнести, в частности, неписаный и порой довольно расплывчатый кодекс поведения како–либо социальной группы, возможно, приблатненной или даже уголовной, который в общих чертах определяет, какие действия считаются «правильными» или «неправильными»(Беспредел). Чтобы увидеть разницу между теоретическими и эмпирическими понятиями, сравните 2 фразы:
«Приговоры.. выносились в соответствии с действовавшими в те времена законами».
«Приговоры.. выносились в соответствии с действовавшими в те времена понятиями» [2].
(пример из [3]; по замыслу автора, в последнем случае речь может идти по–существу, о беззакониях).

Абстрактные теоретические понятия приняты в физике, например: «Перейдем к изложению основных понятий классической механики. Для простоты, мы будем рассматривать только материальную точку, т. е. тело, размером которого можно пренебречь...» – Википедия, Классическая механика.

В более специфических случаях, понятие считается конкретныем (хотя может оставаться вполне теоретическим), например: Электро́н — стабильная элементарная частица с зарядом −1.6021892(46)×10−19 Кл, массой 9.109554(906)×10−31 кг и спином 1/2. – Википедия, Электрон.

Понятие считается составным, если оно опирается на другие понятия, и элементарным в противном случае, например, «Элементарные понятия статистики». (Электронный учебник, [4])
__________________
Достоевский считал, что атеизм - болезнь жидовская, что он противен русскому народу.
Kuznez вне форума   Ответить с цитированием
Старый 04.11.2007, 17:35   #7
Владимир Александрович
Местный
 
Регистрация: 22.05.2007
Адрес: Н. Новгород
Сообщений: 8,462
Репутация: 2121
По умолчанию

Спасибо, Кузнец, за помощь. Сейчас мне некогда. Займусь отладкой машины. Давно требует профилактики. Но позвольте задать вопрос…

Цитата:
Сообщение от Kuznez
Поня́тие, форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии;
Понятие – форма мышления, или форма в мышлении? Говоря иначе, есть ли разница между формой мышления и формой в мышлении?

С уважением!
__________________
Призрак Коммунизма возвратился.
Владимир Александрович вне форума   Ответить с цитированием
Старый 04.11.2007, 20:52   #8
Kuznez
Местный
 
Аватар для Kuznez
 
Регистрация: 28.06.2007
Сообщений: 4,604
Репутация: 1262
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Владимир Александрович Посмотреть сообщение
Спасибо, Кузнец, за помощь. Сейчас мне некогда. Займусь отладкой машины. Давно требует профилактики. Но позвольте задать вопрос…



Понятие – форма мышления, или форма в мышлении? Говоря иначе, есть ли разница между формой мышления и формой в мышлении?

С уважением!

Всё Это старо как Мир!
Уже «набило» Оскомину!
Если Интересно читайте, я пас, УСТАЛ Читать 30 лет одно и тоже
Нечего Нового!

http://www.urss.ru/cgi-bin/db.pl?cp=...u&list=Series7

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000049/


http://www.mirgorodsky.ru/mirgorodsk...ya/page26.html

http://www.socionics.ibc.com.ua/t/gul-402.html


http://rchgi.spb.ru/intphiosoph.htm


Введение в философию

Автор курса: кандидат философских наук - Дмитрий Кириллович Бурлака



Общие представления о предмете философии. История понимания предмета философии, его обусловленность типом культурно-исторической практики. Философия как познание и самопознание на пределе возможного. Философия как интеллектуальное отношение человека к Абсолютному - Amor Dei intellectualis. Философия как мышление о мире с точки зрения вечности. Философия как познание Истины. Философия как вид духовной практики и как теория — любовь к мудрости и мудрость изреченная. Философия и творчество. Специфика философского творчества. Философия как субъективная склонность человека и как объективно существующая форма культуры. Предпосылки возникновения философии как формы культуры и цивилизации.

Философское знание, его специфика и структура. Философия как триединство онтологии (учения об истинно сущем), гносеологии (учения об истинном познании), этики (учения об истине жизни). Представление о внутренней форме и внешней структуре философского знания Философские дисциплины: антропология, космология, эстетика и др. Соотношение философии с мифологией, религией, идеологией, наукой. Научная философия и религиозная философия. Философия как "мыслящее себя мышление". Жанры философского творчества : доктрина и эссе; вопрошающий, сомневающийся, доказывающий, убеждающий, научающий и т.п. стили философствования.

Общее представление о структуре человеческой субъективности. Проблема начала философской концепции. Абстрактность начала. Восхождение от абстрактного к конкретному.Путь "от объекта" и путь "из субъекта". Выбор начала как пути из субъекта в изложении данного курса. Понятие сознания. Анализ распространенных представлений о сознании. Специфика сознания как предмета познания, особенные трудности. Сознание как особого рода реальность. Сознание как акт и деятельность. Сознание как ограничение и система отсчета. Структура и сущность сознания. Сознание как система субъект-объектных отношений. Общее представление о категориях субъект и объект, субъективное и объективное.

Бессознательное. Сознание и бессознательное, история взглядов на их соотношение. Типология концепций бессознательного. Структура бессознательного: подсознательное и сверхсознательное. Состав и специфика взаимоотношений явлений подсознательной психической жизни. Субъект- объектный синкретизм подсознательного. Характер, структура и содержание сверхсознательного слоя духовно-душевной жизни человека. Представление о соотношении духа, души и тела.

Понятие души и душевно-духовной жизни человека. Душа и тело. Типология религиозно-философских воззрений на природу души. Психология, как позитивная наука и как философское, либо религиозное учение. Горизонтальная структура душевной жизни: чувство, ум, воля, их триединство. Вертикальная структура человеческой субъективности: подсознательное, сознание, сверхсознательное. Комплексная характеристика способностей и форм душевно- духовной жизни.

Представление о духе, история взглядов на природу духовной реальности. Дух и душа, особенность природы духа — способности свободы, творчества, регенерации (воскресения), как собственно духовные реалии. Понятие духовного опыта, субъект- субъектный тип отношений. Вера, ее формы. Религиозная вера. Вера и знание. Мистика.

Понятие идеального. Идеальное и знание. Типы и формы знания. Понятие идеальности, идеализации, идеала, идеологии. Объективное и субъективное идеальное. Онтологическое понимание идеального. Классическое определение понятия "Идеи" у Платона и Аристотеля. Термины Идеализм и Метафизика. Соотношения терминов "Идея", "Сущность", "Закон", "Душа". Идеальное и духовное. Понятие "Идеи" в теологических доктринах теистических религий. Материализм (натурализм), идеализм (метафизика), спиритуализм как типы мировоззрений.

Познание. Гносеология и эпистемология. Познание как предмет гносеологии и как предмет философии в целом. Гносеологическая (эпистемологическая) характеристика познания. Структура и формы познания, их исторический генезис. Познание чувственное, рациональное, духовное. Ощущение, восприятие, образ. Представление, понятие, категория;. Символ, смысл, экзистенциал; аллегория, мифологема, смыслообраз. Сознание и самосознание.

Понятие мышления. Мышление как форма духовно-душевно-телесной жизни человека. Мышление как познание, творчество и деятельность. Мышление как всемирно-исторический процесс. Представление о социокультурной, культурно-антропологической, историко-антропологической и гносеологической классификациях типов мышления.

Формы рационального мышления. Общее представление о логике и логическом. Понятие категорий, типы категорий. Принципы их классификации. Общий обзор основных категорий рационального мышления: бытие - сущность - сущее; количество — качество — мера; единое — многое — сущность; тождество — различие — противоречие — основание; форма — материя — содержание; причина — следствие — субстанция; возможность — случайность — действительность — необходимость. Онтологическая и гносеологическая интерпретация категорий — структура Сущего-самого-по-себе или структура познающего интеллекта. Онтологизм и панлогизм, скептицизм и агностицизм. Категории философии и категории ( универсалии) культуры.

Рассудок, разум, интуиция. Формы интуитивного мышления. История взглядов на природу интуитивного познания. Чувственная, интеллектуальная, мистическая интуиция. Рациональное, иррациональное и метарациональное в бытии и познании. Абстрактное и конкретное. Чувственная, рациональная и духовная абстрактность и конкретность познания. Рационализм и иррационализм как типы мировоззрения и философствования. Понятие формы и нормы рациональности.

Смысл познания. Онтология и мифология знания и познания. Познание и бытие. Познание и свобода. Познание и спасение. Основные мифы о познании в истории культуры, их религиозные корни и философские вербализации. Истина, как искомое. Онтологическое, гносеологическое, этическое понимание истины: абсолютное, достоверность, благо. Истины факта, доказательства, веры. Религиозная истина. Христианское понимание истины: "Я есмь жизнь и истина и путь". Образы истины в истории познания. Познание как творчество. Культура как результат познания и познание как феномен культурно- исторического процесса.

Понятие культуры. Общий обзор философских и научных концепций сущности и происхождения культуры. Генезис культуры. Культура как система форм отношения человека к природе, к обществу, к самому себе и к Абсолютному. Структура и сущность культуры. Общее описание системы форм культурного бытия (техника — наука — научная картина мира; экономика - политика - государство — право- мораль- социальные науки и др.). Культура и цивилизация.

Смысл культуры. Культура как тело. Культура как встреча. Культура и проблема личного бессмертия. Культура и религия. Культура и цивилизация в культурологических доктринах. Понятие культурно-исторической формации, представление о культурно-исторических типах. Понятие "национальной культуры". Понятие переходной культуры. Культура и субкультура, представление о "контркультуре". Проблема единой общечеловеческой культуры в философии. Представление о прогрессе в культуре. Культура и идея развития. Осмысление культуры в русской религиозной философии.

Понятие истории. История и природа, история и культура. Общее представление о времени. Время и вечность. Время и пространство. Темпоральность бытия: космическое, историческое, личное время. Время как категория духа и универсалия культуры: религиозно- мифологические символы времени и их рациональные (научно-философские) транскрипции. Время и история. Типы понимания исторического — космологический, креационистско-эсхатологический, эволюционистский. Феноменальный и ноуменальный план исторического процесса. Философия истории и историософия. Историзм как метод мышления.

Место философии в культуре. Понятия и категории философии в их отношении к культурно-историческому процессу : универсалии культуры как основание философских категорий. Философия научно-ориентированная, социально-ориентированная, экзистенциально-ориентированная. Представление о религиозной философии. Культурология и историософия.

Понятие о личности. Социологическое, психологическое, философское, религиозное представления о личности. Личность и культура, личность и история, личность и время. Личность и вечность: проблема бессмертия. Христианское представление о личности. Понятие "нашей эры". "Не наш мир" — Древний и Ветхозаветный.

Античность как тип культуры. Космизм, космологизм, космоцентризм. Представления о судьбе, времени, человеке, смерти. Понятие о языческом и теистическом типе религиозности. Язычество как духовная основа культур древнего мира. Онтологичность, органичность, натуралистичность языческого мировосприятия. Язычество и иудаизм. Библейское миросозерцание: идеи творения, грехопадения, спасения. Бог как личность. Историчность, мессианство, эсхатологизм библейского мировосприятия.

Христианство как феномен культуры и истории и как реальность метаисторическая. Личность Иисуса Христа как разрыв в истории. Обзор нехристианских точек зрения на личность Иисуса Христа. Православное понимание личности Иисуса Христа. Христологические ереси. Богочеловек и богочеловечество. Духовная революция новозаветного Откровения: "Бог есть любовь", "В духе и в Истине", "Любите друг друга". Личность Иисуса Христа в современном философском мышлении.

Идейная структура христианского миросозерцания: творение, грехопадение, воплощение, искупление, воскресение, спасение. Основные понятия и символы христианского вероучения (свет, крест, кровь...). Тринитарный догмат и тринитарные ереси. Динамизм в понимании связи вечного и временного. Новая земля под новым небом. Идея Нового человека. Историзм и эсхатологизм. Деструктивное и творческое понимание Апокалипсиса. Христианство и христианская история.

Понятие христианской культуры. Ни иудея, ни эллина. Метанациональный универсализм христианства и национально-частные культурно-исторические миры. Западный и восточный христианский миры. Культурно-исторические предпосылки великого разделения Церквей. Общие черты христианской культуры: динамичность, противоречивость, персоналистичность. Принципиальная невместимость вечного во временное как основание фундаментальной противоречивости христианской культуры.

Средневековье как тип культуры. Теоцентризм. Теократичность, иерархичность, символико-аллегористическое миросозерцание. Представления о личности, космосе, времени, смысле жизни и смерти. Формирование личности, открытие личного времени. Миф спасения как основание средневекового миросозерцания. Рыцарь, монах, юродивый, святой как основные культурно-исторические типажи эпохи средневековья. Экзистенциальная противоречивость средневековой культуры: страх и свобода, внутренняя динамика и внешняя статика. Изживание мифологии спасения и кризис средневековья. Внешнее завершение средневековья: гуманизм и реформация в Западной Европе, падение Византии.

Понятие гуманизма и гуманистической культуры. Идейная противоречивость гуманизма, гуманизм как явление христианского мира и возрождение язычества. Принципиальная несводимость гуманизма к язычеству и удельный вес паганистического элемента в гуманистической культуре. Представление о Возрождении, Новом и Новейшем времени. Антропоцентризм, его генезис и историческая трансформация. Мифология творчества и ее культурно-исторические вербализации. Индивид, космос, время, судьба. Реформация как феномен гуманизма и как критическая реакция на гуманизм. Феномен дела в новой истории и культуре. Экзистенциальная антиномичность гуманистической культуры: тварь дрожащая как тварь творящая. Осмысление феномена гуманизма, его развития и кризиса в русской религиозной философии.

Самобытный ритм и динамика российской истории и культуры. Его осмысление в национальном самосознании. Категории Восток и Запад. Русь и Россия. Определяющая роль восточного христианства и Византии в духовном развитии русской культуры. Этническая почва российской цивилизации. Самодержавие. Православие. Идеология III Рима. Реформы Петра. Кризис империи. Большевизм как веха национальной судьбы. Гуманизм в России. Россия между культурой и цивилизацией. Представление о специфике философского мышления в России. Славянофилы и западники. Духовные влияния, сформировавшие самобытную философскую традицию в России. Синтетичность, гуманистичность, профетичность как характеристические черты русской философии. Русская религиозная философия как христианско-православный гуманизм.

Философия и культура, философия и жизнь, философия и образование. Жанры философского творчества. Поэтика и риторика философского текста. Философия как профессия. Технология философского творчества. Философские источники. Философия как познание, творчество, стиль жизни и дело личности. Философия как личное дело. Философия - дух эпохи, выраженный в мыслях. История философии — галерея теоретических образов Вечности. Истина и ложь философского познания. Философия и история философии в образовании.
Литература:
Аристотель. Метафизика . Кн. 2, гл. 1. Кн. 4, кн. 12. Соч. Т.1, М., 1976.
Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени. М., 1982.
Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1991.
Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989.
Гегель Г.В. Ф. Лекции по истории философии. Введение. Т.1, СПб, 1993.
Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1974. Наука логики. Введение. Предварительное понятие.
Гегель Г.В.Ф .Энциклопедия философских наук .Том 3. М., 1977. Философия духа. Введение. Понятие духа.
Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса. М., 1996.
Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. Предисловие. Введение.
Кант И. Категории диалектики, их развитие и функции. Киев, 1980.
Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея. СПб, 1922.
Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. М., 199
Лосский В.Н. Очерки мистического богословия восточной церкви. В книге "Мистическое богословие". Киев, 1991.
Лосский В.Н. Догматическое богословие. Указ. издание.
Лосский Н.О. Мир как органическое целое. Избр., М., 1991.
Мамардашвили М.К. Формы и созерцание мышления. М., 1968.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 19
"Мир философии "в 2-х тт. Антология. М., 1990.
Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977.
"На переломе. Философия и мировоззрение". Антология. М., 1990.
Пиаже Ж. Избр. психологические труды. М., 1969.
Платон. Теэтет. Соч. Т.2, М., 1993.
Пригожин И. , Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994.
"Проблемы сознания в современной западной философии". М., 1989.
Соловьев Вл. С. Кризис западной философии. Соч., т.2, М., 1988.
Соловьев Вл. С. Русская Идея. Соч., т.2, М., 1989.
Тейяр де Шарден П . Феномен человека. М., 1987.
Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.
Трубецкой С.Н. Основания идеализма. Соч., М., 1994.
Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания. Указ. изд.
Федотов Г.П. Лицо России. Три столицы. В книге "Судьба и грехи России". Т.1, СПб, 1991.
Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины. М, 1990.
Флоренский П.А Общечеловеческие корни идеализма. В книге "Оправдание космоса", СПб, 1994
Франк С.Л. Введение в философию. СПб, 1993.
Франк С.Л. Реальность и человек. СПб, 1997.
Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
Чанышев А.И. Начало философии. М., 1982.
Шестов Л. Афины и Иерусалим. Соч. в 2-х тт. Т.1, М., 1993.
Шпенглер О. Закат Европы. М., 1994.
Юркевич П.Д. Идея. В кн. "Философские произведения". М., 1990.
Юнг. Архетип и символ. Сб. М., 1991.
__________________
Достоевский считал, что атеизм - болезнь жидовская, что он противен русскому народу.
Kuznez вне форума   Ответить с цитированием
Старый 04.11.2007, 21:57   #9
Владимир Александрович
Местный
 
Регистрация: 22.05.2007
Адрес: Н. Новгород
Сообщений: 8,462
Репутация: 2121
По умолчанию

Много написано, а воз и ныне там. Стоило писать?
__________________
Призрак Коммунизма возвратился.
Владимир Александрович вне форума   Ответить с цитированием
Старый 04.11.2007, 22:36   #10
Kuznez
Местный
 
Аватар для Kuznez
 
Регистрация: 28.06.2007
Сообщений: 4,604
Репутация: 1262
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Владимир Александрович Посмотреть сообщение
Много написано, а воз и ныне там. Стоило писать?
Ладно, не скромничайте, откройте нам чудо!
Что там нового на горизонте философской мысли!
Не томите, я замер в ожидании!
Разрушьте основы мироздания и опыт тысячелетий!
__________________
Достоевский считал, что атеизм - болезнь жидовская, что он противен русскому народу.
Kuznez вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
От племени до народа. (Определения) Иноземцев Политэкономический ликбез 1 22.12.2011 06:08


Текущее время: 01:45. Часовой пояс GMT +3.

Яндекс.Метрика
Powered by vBulletin® Version 3.8.7 Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
2006-2023 © KPRF.ORG