|
Политэкономический ликбез Изучение первоисточников основоположников научного коммунизма |
![]() |
|
Опции темы |
![]() |
#1 | ||
Местный
Регистрация: 04.06.2010
Сообщений: 1,118
Репутация: 1232
|
![]()
Тут на днях при обсуждении марксизма (http://www.kprf.org/showthread-t_15916.html) прозвучало:
Цитата:
Цитата:
Назвать этот подход социал-дарвинизмом мало. Надо еще и объяснить, что это такое. Но в темах, где встал этот вопрос, это неуместно. Не люблю, когда уходят далеко в сторону какой-то частности, позабыв, с чего же начинали. Поэтому открываю эту тему, чтобы напомнить, что такое социал-дарвинизм, а там уж дальше пусть каждый сам разберётся. |
||
![]() |
![]() |
![]() |
#2 |
Местный
Регистрация: 04.06.2010
Сообщений: 1,118
Репутация: 1232
|
![]()
Беру Википедию, статья "Социал-дарвинизм" (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%...B8%D0%B7%D0%BC), и слегка ее "подравняю", сделаю что-то наподобие конспекта.
СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ — социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за выживание, выявленные Чарлзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе. Социал-дарвинизм пользовался особой популярностью с конца XIX века до окончания Второй мировой войны, хотя некоторые критики полагают, что современная социобиология также может быть классифицирована как форма социал-дарвинизма. Элементы социал-дарвинистской теории используются различными консервативными движениями, либертарианцами, сторонниками лессеферизма и милитаризма. В своих крайних проявлениях социал-дарвинизм служит псевдонаучным основанием евгеники и расизма. Социал-дарвинисты в своих учениях часто использовали мальтузианство, а также положения евгеники для обоснования превосходства наследственных свойств господствующих классов, групп или рас, например, людьми белой расы над неграми. |
![]() |
![]() |
![]() |
#3 | |
Местный
Регистрация: 04.06.2010
Сообщений: 1,118
Репутация: 1232
|
![]()
Истоки социал-дарвинизма
Теории социальной и культурной эволюции возникли в европейской философии в эпоху Просвещения. Ещё в XVII веке Томас Гоббс отмечал, что многие процессы в обществе аналогичны тем, что происходят в животном мире. Предшественником идей социал-дарвинизма считается Томас Мальтус, издавший в 1798 г. книгу «Опыт закона о народонаселении». В этом труде Мальтус утверждал, что в будущем человечество неизбежно столкнётся с проблемой нехватки продовольствия, вызванной перенаселением, в результате чего бедное население планеты вымрет от голода, а богатые выживут, то есть случится «Мальтузианская ловушка». Дарвин и социал-дарвинизм Согласно Майклу Рузу, Дарвин был знаком с трудами Мальтуса, и читал его «Опыт о народонаселении» в 1838 г., то есть четыре года спустя после смерти учёного. Идеи Дарвина отличаются от идей социал-дарвинизма. Дарвин утверждал, что природные законы действуют на человека так же, как и на весь остальной животный мир, однако он подчёркивал, что давление, оказываемое на человека ограниченностью пищевой базы и перенаселением, только способствует возникновению новых умений и черт, наследуемых следующими поколениями. По Дарвину, такие социальные инстинкты, как любовь или взаимопомощь, возникли у человека в процессе эволюции и обеспечили господство человека над природой. В 6 главе своей книги «Происхождение человека» Дарвин пишет: Цитата:
Идеи Дарвина о естественном отборе никогда не выходили за рамки биологических процессов, в то время как социал-дарвинизм является попыткой перенесения идей о борьбе за выживание в сферу общественной жизни. |
|
![]() |
![]() |
![]() |
#4 | |
Местный
Регистрация: 04.06.2010
Сообщений: 1,118
Репутация: 1232
|
![]()
Самым ярким выразителем идей социал-дарвинизма стал Герберт Спенсер. Именно ему принадлежит выражение survival of the fittest, переводимого чаще всего как «выживает сильнейший». Также Спенсеру принадлежат слова:
Цитата:
Другие представители социал-дарвинизма - американский социолог и реформист Албион Смолл, Густав Ратценхофер и пр. Литературоведы считают, что вплоть до романов «Железная пята» и «Мартин Иден» сторонником идей социал-дарвинизма был писатель Джек Лондон. Пик популярности идей социального дарвинизма в Америке и Европе относят к концу XIX — началу XX века. Тогда в США идеи социал-дарвинизма проповедовали Джон Фиске, Эдмунд Нобл, Уильям Самнер, Эдвард Юманс. Эпоха империализма и бурно развивающегося индустриального капитализма способствовала взгляду на мир как на жестокое противоборство наций и отдельных людей. Однако социальный и научный прогресс опроверг большинство постулатов и предположений, на которых строилась теория социал-дарвинизма. В 1944 г. американский историк Ричард Хофштадтер опубликовал книгу «Социал-дарвинизм в американской мысли», в которой показана роль социал-дарвинизма для идеологического обоснования грубого индивидуализма, направленного против реформизма. |
|
![]() |
![]() |
![]() |
#5 |
Местный
Регистрация: 04.06.2010
Сообщений: 1,118
Репутация: 1232
|
![]()
Содержание теории социал-дарвинизма и её критика
Социал-дарвинизм объясняет эволюцию общественной жизни биологическими принципами естественного отбора и борьбы за существование, подчёркивая роль конфликтов в общественном развитии. Тем самым, его идеи находятся в оппозиции к принципам патернализма, к основным принципам традиционного общества. Социал-дарвинизм является детерминистическим учением: социальный конфликт, с его точки зрения, является вечным и неустранимым, хотя, по Спенсеру, должен привести, в конечном итоге, к становлению идеального общества. Однако некоторые сторонники этой теории наоборот делают из неё вывод о деградации человечества. Принципы социал-дарвинизма схожи с основными постулатами лессеферизма и капиталистической экономики: все эти учения ставят человека перед выбором: «либо плыви, либо тони», признавая всех, кто не смог приспособиться к условиям капиталистической экономики, «людьми низшего сорта». В своих крайних реакционных вариантах социал-дарвинизм близок к евгенике и расизму и служит обоснованием для господства буржуазии, милитаризма и империализма во внешней политике. Противники аболиционизма часто использовали социал-дарвинизм для объяснения своих расистских теорий. Одним из известных критиков социал-дарвинизма был Пётр Кропоткин. В своей работе «Взаимопомощь как фактор эволюции» (1902) он приводит доводы, что в живой природе и в человеческом обществе кооперация и взаимопомощь являются более естественным явлением, чем конкуренция в борьбе за выживание. Социал-дарвинизм был важнейшей составляющей идеологии нацистской Германии. В первой трети XX века немецкие учёные написали массу трудов в развитие социал-дарвинистических теорий. Однако по окончании Второй мировой войны все они были окончательно дискредитированы и практически полностью потеряли свое влияние в научном сообществе. |
![]() |
![]() |
![]() |
#6 |
Местный
Регистрация: 26.12.2011
Сообщений: 2,358
Репутация: 249
|
![]()
Социал-дарвинизм носит однобокий характер, т к не учитывает инстинкты взаимопомощи в человеческом обществе. Т е, так же, как марксизм, не учитывает единство во взаимодействии противоположностей.
В неразумной живой природе тоже присутствует не только упрощенный дарвинизм (по схеме - сильный пожирает слабого), но и отношения сотрудничества, например - симбиоз. |
![]() |
![]() |
![]() |
#7 | |
Местный
Регистрация: 04.06.2010
Сообщений: 1,118
Репутация: 1232
|
![]() Цитата:
|
|
![]() |
![]() |
![]() |
#8 | |
Местный
Регистрация: 04.06.2010
Сообщений: 1,118
Репутация: 1232
|
![]() Цитата:
Даже не заглядывая в книгу, вижу, что претензию "марксизм не учитывает единство" Вы доказать как полагается, со ссылками на источники, не сможете. А потом будете, как вчера в разговоре с Долговой, жаловаться, что Вас "заваливают на мелких, незначительных вопросах". Проехали с марксизмом - в этой теме о социал-дарвинизме речь. |
|
![]() |
![]() |
![]() |
#9 |
Местный
Регистрация: 26.12.2011
Сообщений: 2,358
Репутация: 249
|
![]()
Пример инстинкта собственности в неразумной живой природе: птица защищает свое гнездо или вступает в схватку с собратом за место для гнезда. Там никакой политэкономии нет.
|
![]() |
![]() |
![]() |
#10 | |
Местный
Регистрация: 04.06.2010
Сообщений: 1,118
Репутация: 1232
|
![]() Цитата:
Собственность - это отношение между людьми по поводу разных объектов. |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Опции темы | |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Марксизм или социал-демократия? | kompart | Общение на разные темы | 79 | 23.01.2018 13:55 |
Социал-демократия как фикция. | Jung | Планируем новый российский социализм | 1 | 28.11.2012 03:20 |
Г.А.Зюганов: Социал-демократизация – это не наш путь | Admin | Обсуждение статей из красного интернета | 1 | 02.12.2008 19:04 |