|
Русская культура и искусство Русская и советская культура, искусство. |
|
Опции темы |
11.04.2013, 18:18 | #1 |
Местный
Регистрация: 04.06.2010
Сообщений: 1,118
Репутация: 1232
|
О русском дореволюционном заграншоппинге (Аркадий Аверченко).
Честно скажу, достал уже флуд в теме про качество советских товаров. Просто умиляет упорство, с которым одни и те же, "знакомые всё лица" пытаются всё свести к тому, что это наша советская власть виновата, что товары были "не того" качества.
А с другой стороны напирают монархисты. Говорят: "а при царе такого не было". Не было? Эту перепечатку рассказа Аверченко я посвящаю Авроре + Надежде. Хотя и тем, кто хочет плохое качество товаров свалить на советскую власть, тоже знать нелишне - до революции картина была аналогичной. До мелочей! Место действия: Выборг. Тогда это было за таможенной границей. Год после 1914-го, потому что русские шопперы приехали из Петрограда. Но и не близко к 1917-му, потому, что пара ботинок - 25 рублей. |
11.04.2013, 18:19 | #2 |
Местный
Регистрация: 04.06.2010
Сообщений: 1,118
Репутация: 1232
|
Аркадий Аверченко. Калифорния без золота
Аркадий Аверченко
Калифорния без золота Когда первые золотоискатели наткнулись на Калифорнию — они буквально купались в золоте. Вторая волна золотоискателей — более многочисленная — ходила уже только по колена в золотых струях, третья — могла еле омочить пятки, а четвертая, пятая, шестая как нахлынула на сухой облезший, когда-то столь густо позолоченный берег — так ни с чем и отхлынула: редкому счастливцу после долгих поисков попадался золотой слиток, довольно ясно видимый под микроскопом. Кто, какой пионер, какой первый золотоискатель открыл Выборг — этот золотой прииск, где можно купить любую вещь дешевле грибов — неизвестно. Может быть, оно раньше так и было — мне о том неведомо. Но вслед за первым золотоискателем из Петрограда хлынул целый поток золотоискателей — вот теперь они и бродят по унылым опустевшим магазинам Выборга — с видом усталых рудокопов, изрывших целые десятины, намывших целые горы земли и извлекших из ее недр одну только пару, подозрительного вида, чулков за десять марок. * * * Компания измученных петроградцев с остолбенелым видом останавливается перед витриной крохотной выборгской лавчонки и испускает ряд отрывистых восклицаний: — Ого! Ботинки. — Да. И как дешево. 50 марок. — А в Петрограде за такие слупили бы рублей 25. — Сколько это марок вышло бы? — 25 рублей? Пятьдесят четыре с половиной марки. — Ну, вот видите! На целых четыре с половиной марки дешевле. — Зайдем, купим. — Да мне таких не нужно. Я таких не ношу. — Ну, вот еще какие тонкости! Дешево, так и бери. Вваливаются в магазинчик. — Покажите нам вот эти ботинки… Что? Последняя пара? Ну вот, видишь: я тебе говорил — покупай скорей. Гм! Последняя пара: вот что значить дешевка. Ну-ка, примерь. — Гм… Вззз… ой! — Что? Тесноваты? Ну, ничего — разносятся. Заверните ему. Плати. Пойдем. — Да я, собственно, такой фасон не ношу… — Но ведь дешевы! — Дешево-то они дешевы. Жаль только, что тесноваты. — А зато на четыре с половиной марки дешевле. — Дешевле-то они дешевле. — То-то и оно. Бери, пойдем. А это что — смотри-ка… Магазин рамочек. Для чего эти рамочки? — Для чего-нибудь да нужны. Зря продавать не будут. И как дешево — голубенькая, а семь марок стоить. Зайдем, купим. Входить всего четверо, но лавочка так мала, будто вошли сто. — Слушайте: для чего эти рамочки, что вы продаете? — Ля картина… — Для картин, значит, — переводить один, очевидно, тонкий знаток финского языка. — А через границу провести их можно? — Та, мосна. — Я знаю, что таможня, так я вот и спрашиваю… — Ты его не понял, — торопливо поправляет переводчик. — Он говорит, что можно. Но вероятно, спрятать нужно, да? — Та, мосна. — Спрятать. Мы их под костюм спрячем, в чемодан. Знаешь, я возьму пять штук. — И я три. Почем они? — По восьми марок. — А в Петрограде я такие по два рубля видел. — Да уж там сдерут. Там могут. Россия! — А тебе для чего эти рамки? — Да придумаю. Сейчас не нужны, после понадобятся. Вставлю что-нибудь в них. — Заплатили? Пойдем. Ну, что тебе еще нужно? — Да так, собственно говоря, ничего… — А ты вспомни! — Ей Богу, ничего. — Чулки не нужны ли? — Чулки? — мямлить вялый петроградец. — Собственно говоря… — Ну вот видишь! Вот тебе и чулочный магазин. Здравствуйте. Есть чулки? — Нету. Се продано. — Ну, что вы. Нам всего нисколько пар. Поищите. Может, найдется. — Тамская есть чулки. — Дамские?… Гм! А, ну покажите. — Послушай… да зачем мне дамские. — Вот чудак! Дешево ведь. Бери — теплее еще, чем носки. До самого колена. Бери ты три пары и я три пары. — Сести пара нету. Сетыри пара есть сего. — Нету шести пар? Ну, давайте четыре. А остальные две пары можно чем-нибудь другим добрать. Вот эту штуку дайте. — Не, эта не продается. На эта стука сляпа надевается. Для окна. На выставка. — Действительно, слушай… Ну зачем тебе болван для шляпы. К чему он? — А? Ну, нет, знаешь, не скажи. Это штука удобная. Придешь домой — куда положить шляпу? Ну, и наденешь ее на эту чертовину. А что у вас еще есть? — Нисего нету. Се родано. — Русские все, черт их дери. Пронюхали — и сразу все расхватали. А это что за кошка? Почем? — Это наса коска. Сивой. — Живая? А чего ж она лежит, как искусственная. Только покупателей зря смущает… — Пойдем, господа. — Вот драма так драма… Приехали в Выборг, а купить нечего. А вот магазинчик какой-то, зайдем. Что здесь продается? — Черт его… не разберешь. Витрина пустая. Войдем на всякий случай. — Здравствуйте… Гм… Какие-то рабочие, а товару не видно. Что вы тут делаете, братцы? Это магазин? — Та. Тольки сицас есцо магазина нету. Акроица тая неделя. — На той неделе? А что тут будут продавать? — Ветоцна магазин. — Цветочный? Ну, ладно. Если еще приедем — зайдем, купим. Смотри, какими хорошенькими обоями оклеивают. Послушайте: почем обои? — Bе марки кусок. — Ну продайте нам вот эту пачку… Нельзя? Подумаешь важность… Почему нельзя? А ножницы продаются? Нет? Жалко; очень хорошенькие ножницы… * * * Номер гостиницы завален коробками, свертками, пачками. — Ты чего сопишь? — Да вот хочу ботинки в рукав пиджака засунуть. Боюсь, вдруг в Белоострове таможенные дощупаются. — Если новые — конфискуют. А ты поцарапай подошвы — будто ношеные. Ношеные везти по закону можно. Счастливый обладатель ботинок вытаскивает перочинный ножик и приступает к работе. Зажимает между коленей подметкой кверху ботинок и начинает царапать ножиком блестящий лак. — Ну что? — Черт их дери: все-таки, видно, что не ношеные, а просто поцарапанные. Грязи на них нету. — А ты плюнь. Владелец ботинок послушно плюет на подметку. — Да нет, я тебе не в том смысле. Ну, да уж раз плюнул, теперь разотри получше. Об пол повози. — И черт их знает, почему у них такие полы чистые… Не мажется! Блестит себе и блестит. — Ножом потыкай. Постой, дай я. Вот так — и так… Ой! Видишь — дырка. — Ну вот обрадовался. — Ничего. Зато уж видно, что не новый. Оборви еще ушко ему, черту. Тогда уж никто не придерется. — Я лучше шнурок, будто, оборву. Все поспокойнее. — Собственно, на кой черт ты их взял? Фасон не модный, тесные, на боку дырка. — Ты же сам говорил… — Мало, что я говорил… Вон ты мне абажур ламповый посоветовал взять — я его себе надевать буду, что ли, ежели у меня электричество. — Сколько ты за него заплатил? — Пятнадцать рублей на наши деньги. — Вот видишь, а в Петрограде за восемь целковых купишь — и возиться не надо, и прятать не надо. — Гм… Действительно. Рамочки… тоже накупили! Обрадовались! Грубые, аляповатые. — А ты еще в другом магазине докупил две штуки — к чему? — Рамочки — что… Их, в крайнем случае выбросить можно. А вот чулки дамские — это форменное идиотство. Ну, как я их надевать буду? — Обрежь верхушку — носки получатся. — Носки… Их еще подрубить нужно. Да и носки сколько стоять? Два целковых? А я по четыре с полтиной за эту длиннейшую дрянь платил. — Подари кому-нибудь. — А ты найди мне такую женскую ногу. Сюда три поместятся, Постой… Это еще что такое? — Пресс-папье из березовой коры. — Боже, какая дрянь. Неужели, это мы купили? — Мы. А в этом пакете что? — Тоже рамочки. А это подставки для фруктовых ваз, банка гуммиарабика, лапландский ножик, сигары… — Мы ведь не курим… — Что значит — не курим. Мы никого и не режем, а лапландский ножик купили. Мы и не бабы, а шелковое трико коротенькое купили. Дураки мы, вот кто мы. — А это что? — Этого уж я и сам не знаю. К чему оно? Металлический ящик, ручка, какие-то колесики, задвижечка… Покупаешь, а даже не спросишь — что оно такое. — Зато дешево. Тридцать две марки. — Дешево?.. А я тебе вот что скажу: эти сорочки здесь стоят пять рублей, а в Петрограде — четыре, салфетки здесь десять рублей, в Петрограде семь, а галстуки… Галстуки, вообще, ничего не стоят! Повеситься можно на таком галстуке. — Поехали, действительно! Обрадовались, накинулись. — А тут еще с таможней может быть… — Молчи, пока я тебя лапландским ножиком не полоснул!! Тяжелое настроение. * * * Поездки в Выборг напоминают мне историю с Марьиной слободой в городе К. Была такая Марьина слобода, которая вдруг прославилась тем, что живут там самые трезвые мещане и самые красивые, добродетельные девушки и жены. И когда пошла эта слава, то стала ездить туда публика — любоваться на трезвых мещан и добродетельных красавиц… И чем дальше — тем больше ездило народу, потому что слава росла, ширилась, разливалась. А когда мне совсем прожужжали уши о знаменитой слободе, и я поехал туда — я увидел ряд грязных покосившихся домов, поломанные заборы, под каждым из которых лежало по пьяному мещанину, а из домов неслись крики, хохот гостей, взвизгивание женщин и звуки скрипки и разбитого пианино: это добродетельные девушки и жены укрепляли славу своей удивительной слободы. Ибо сказано — о Выборге ли, о Марьиной слободе ли: чересчур большой успех — портит. http://coollib.net/b/131259/read |
11.04.2013, 18:38 | #3 |
Местный
Регистрация: 04.06.2010
Сообщений: 1,118
Репутация: 1232
|
А мораль к этой басне написал в советское время Сергей Михалков:
Я знаю, есть у нас семейки, где наше хаят и бранят, И с восхищением глядят на заграничные наклейки, А сало русское едят! В семье не без урода. Двадцать лет минуло, а всё и хают и бранят... Только вот, говорят, до сих пор, уже при нынешнем капитализме, народ с нашего Северо-Запада в Финляндию отовариваться ездит. Вроде, наклейки те же, западные. Но качество за этими наклейками в Европе выше, чем у тех, которые произведены у нас. Знал бы Аверченко! |
Опции темы | |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Вся голая правда о нынешнем русском селе. | Иван Александрович | Акции протеста в России | 34 | 05.08.2011 18:44 |
Аркадий Дворкович,- новый враг народа | Правдолюб | Угрозы России и братским народам | 55 | 13.04.2011 19:29 |
О красных и черных датах в русском календаре | Иван Александрович | Агитация за КПРФ | 0 | 13.10.2010 07:55 |
Вопрос о русском языке. Ленин о русском языке. | АнтонЛ | Агитация за КПРФ | 29 | 22.09.2010 22:27 |
Аркадий Гайдар прибрал внука | pogar | Общение на разные темы | 75 | 25.03.2010 11:56 |