|
Политэкономический ликбез Изучение первоисточников основоположников научного коммунизма |
|
Опции темы |
14.12.2020, 18:18 | #1 | ||
Местный
Регистрация: 29.05.2012
Сообщений: 12,733
Репутация: 1690
|
Гегелево логическое в быту
Цитата:
Цитата:
2. Гегелево логическое. 3. Абстрактно-рассудочное. 4. Логическое в быту. 5. В науке-технике 6. В квантах ( АТ – "следствие" Т) .
__________________
Опасайся мечтов - сбываются, заразы.
Последний раз редактировалось cherry; 14.12.2020 в 18:37. |
||
14.12.2020, 18:25 | #2 |
Местный
Регистрация: 29.05.2012
Сообщений: 12,733
Репутация: 1690
|
1. Предисловие .
Диспут по "диалектике социализма" ЛАСа (на Комстоле и тут, на кпрф.орг) бушует уже не один год, занял тысячи (до 6-8 ) страниц, десятки участников. Но… Но без значимого осадка … Разве что невнятно-отрицательного. А намедни так и вовсе разразился кризис самого предмета – а что же это, наконец, такое: - социализм, - диалектика ? Это, что называется, приплыли: про что базар-то? Тут следует сразу отметить, что этот кризис был заложен изначально. Так как социализма нет в наличном бытии* и не было нигде-когда . Это понятие, стало быть, – сугубо субъективное: сколько голов – столько социализмов. И потому выпадает из Гегелева объективного мышления и его логического: нет предмета для абстрагирования и прочих рассудочных операций. Потому не откуда взяться ни диалектике, ни, тем паче, чему-то положительному в осадке-становлении. Так что здешний шурум-бурум "за социализм" – буря в пустом стакане Чего нельзя сказать про саму диалектику, так как диспут сам по себе – уже диалектика (спор у греков). И уже выявил не хилую диалектику в представлениях самого этого понятия: - нечто рассудочно не выразимое (МИБ, ЛАС), - напротив – вещь сугубо рассудочная (греки, Кант, Гегель, Л.Толстой, Антоненко ) , - а конкретно – столкновение**, переход друг в друга рассудочных определений*** (Гегель). Первое представление, коль не выразимо, оставим для ля-ля творцам догмата антитезис – следствие тезиса (абсурд , как признал сам МИБ) . Уничтожающего разом всё логическое: рассудок, диалектику и спекуляцию. Хотя, сам по себе сей догмат, как ни поразительно, – вполне рассудочный. И этот факт следует отметить особо: это – наличное явление внутренней бесконечности (диалектики) рассудка, когда он сам себя отрицает. Как Эпименид: я – враль (соврал ли ? – Если "да", то "нет", а "нет" – таки -"да" ) . К слову, электронная схема слева как раз и моделирует этот рассудочный парадокс. (он же - лжеца Эпименида, Рассела ,цирюльника ...) Логическое же Гегеля аккурат – для расшивки такого рода парадоксов и антиномий, так как их нет в объективном мышлении. Цель сей публикации – показать, как это мышление срабатывает в самом, что ни на есть, бытовом случае: походе в булочную. ----------------- * Какие бы тельняшки по сему поводу ни рвали иные лево-правые, ** Например, антиномия 6 или 9 написано на асфальте; 1 или 0 на входе/выходе элемента НЕ на схеме слева; квант есть/нет. *** Бытие в Ничто и наоборот.
__________________
Опасайся мечтов - сбываются, заразы.
|
14.12.2020, 18:28 | #3 | |
Местный
Регистрация: 29.05.2012
Сообщений: 12,733
Репутация: 1690
|
2. Гегелево логическое
Гегель в "Энциклопедии философских наук определяет его так Цитата:
Хотя в целом параграф столь же значим, сколь, к примеру, лозунг: наша цель – уничтожение частной собственности (Маркс-Энгельс). Или мысль Ленина: социализм – свободное творчество народа**. Значимость же § 79 - в тезисном описании нашего объективного мышления. В том числе и посконного, как-бы и не шибко от нас зависящего: интуиции, прозрения, озарения, предчувствия ... Способность к чему в нас заложена генетически ***. Особенно у женщин. Что бы по сему поводу ни пошлили разные "диалектики". ----------- * Что особенно выделяется на фоне грубого пренебрежения рассудком со стороны некоторых "диалектиков". ** Из которых, собственно, и развёртывается научный социализм – коммунизм. В той же струе – положение Белла: труд – деятельность ради процветания будущих поколений людей ( цель того коммунизма). . *** Гегель: всё действительное – разумно …
__________________
Опасайся мечтов - сбываются, заразы.
|
|
14.12.2020, 18:31 | #4 | ||
Местный
Регистрация: 29.05.2012
Сообщений: 12,733
Репутация: 1690
|
3. Абстрактно-рассудочное.
В Предисловии отмечен внутренний "порок" рассудка – парадоксальность (следствие его внутренней диалектики)*. Тем не менее, у Гегеля он – первая (головная!) сторона логического. Так как формальная логика – явление объективного мышления**. С её помощью удерживаем все моменты логического в обособленности, То есть : аа) фиксируем и оформляем ("протоколируем"), аб) исследуем на грамматику (абстрактно-формальную истинность), ав) передаём ( по эстафете, так сказать) . Объективность рассудочного мышления во всех его моментах, Например, аб): 2 + 3 = 5 правильно, иначе – ложно. Или: глокая куздра штеко бурдланула бокра – правильно, зато глокий куздра штеко бурдланула бокра – ложно. При этом не важно, про что это: 2, +, 3, =, 5 , куздры, бокра … И это – особо важно: объективную "истинность" рассудку придаёт его абстрактность, бессодержательность. Так как любая фраза истинна, если записана согласно грамматики этого языка ( в примерах – арифметики и русского). Как пишет Гегель: Цитата:
- наша нервная система (есть/нет нервный импульс на входе-выходе нейрона), - цифровая техника ( 1/0 на входе/выходе логических элементов или в ячейке памяти). - механизм всего природного и духовного ( квант есть/нет, родился/исчез**). И везде как-то обходят указанную выше "порочность". Вот Гегель аккурат и показывает, как именно : замыканием рассудочно-логического кольца: абстрактно-диалектически-спекулятивного. И не вообще, а своим методом, для каждого конкретного наличного бытия. Так как: Цитата:
------------------------- * Оттуда же - антиномии (Кант), и прочая диалектика. ** Пусть Аристотелева, где суждение (тезис) может быть: а) истинным (пусть "да", "есть", "1" …) б) ложным ( "нет", "0" …) в) и третьего не дано. Результат рассуждений в таком ключе не зависит от рассуждающего субъекта и в этом смысле объективен. И ещё: любая формальная логика может быть сведена к Аристотелевой ( по Гёделю – к арифметике натурального ряда с операцией сложения) . *** Наш мир – квантовый: от фотон-электронов и атом-молекул до наших тел-мозгов и звёзд-Вселенной. **** Щас увидим, какая там "простота" !
__________________
Опасайся мечтов - сбываются, заразы.
|
||
14.12.2020, 18:34 | #5 |
Местный
Регистрация: 29.05.2012
Сообщений: 12,733
Репутация: 1690
|
4. Логическое в быту.
Предположим, захотелось выпить шашечку коффи с булочкой, а в доме их нет. Тогда, согласно конкретной логике самой булочки, надо: подготовить поле, засеять пшеницу-рожь, сжать, смолотить зерно, смолоть муку, замесить тесто, сформовать, испечь. Но то – в производстве. А в быту поступаем парадоксально-загадочно, виноват, абстрактно-рассудочно: идём в ближайшую булочную, где хоть и не пашут-сеют и не мелют-пекут, зато каким-то чудом дают те булочки в обмен за деньги *… а) Абстрагируемся, однако, от таких присных чудес с загадками и сосредоточимся на самом переходе в булочную. А какую – обычно-рассудочно очевидно – ближайшую** . И вопрос как бы исчерпан. б) Но тут встревает диалектика – дух отрицания-противоречия: а почему вообще ближайшая ? К тому же намедни туда улицу перерыли. К тому же земля – шар и с тем же успехом можно двигаться на север*** (антиномия, однако, как у Буриданова осла). Более того, в булочную придём вообще по любой, достаточно хаотической траектории (наподобие Броуновой). Налицо тупик диалектики : так куда двигаться-то? в) Ответ в спекуляции – подсчёте затрат времени, сил и других ресурсов вдоль всех возможных траекторий. Которые оказываются минимальными на прямой дом-булочная или ближайшей к ней из доступных ****. Так замыкается Гегелово рассудочно-логическое кольцо. Где, в подражание Гегелеву пышнословию, (обычный) рассудок переходит в своё отрицание – диалектику, и вместе с ней отрицается (положительно снимается) в самого же себя, директивного, но иного, становясь уже научно обоснованным. Ряд замечаний. Как и предупреждает в § 79 Гегель в отдельности все три рассмотренных тут аспекта булочной – рассудочны, Но, очевидно, не в истине, а действительны только в целом. Все три – продукты объективного мышления. А также – (систем) своих логических колец. Хотя и необязательно ( Гегель, во всяком случае, о таком не пишет) . Принципиально бытовое кольцо не отличается от рассмотренных ниже научно-технических. ------------------ * Это такие бумажки в краске, металл-мишура или вовсе электрон-платы. А при них – своя абсурд-логика: что-то надо продать или самому продаться для употребления в качестве биоробота при станке-машине или обезьянки при компе. Сиречь, день-деньской заниматься чем-то геть чуждым своему еству ** Пусть на юг по улице ( без ограничения общности, ясен пень). *** То, что при этом придётся пересечь пару-другую море-окиянов и континентов, в диалектике, ясен пень не существенно: на то он и Гегелев отрицательный разум. **** Возможно, к другой булочной, что не меняет сути логического в целом.
__________________
Опасайся мечтов - сбываются, заразы.
|
14.12.2020, 18:35 | #6 |
Местный
Регистрация: 29.05.2012
Сообщений: 12,733
Репутация: 1690
|
5. В науке-технике.
Речь о диалектике нейронов нервной системы и логических элементов цифровой техники и связи. Устройств, реализующих логику Буля, где вслед за Аристотелем, полагают, что 1 = 1, 0 = 0 и 1 ≠ 0. Что в реале не верно. Так как все биологические и технические устройства подвержены влиянию шумов (помех), способных: а) имитировать любой сигнал: 0 или 1, б) или замаскировать его, подавить. И тогда связной приёмник, к примеру, может а) 0 (сигнал низкого уровня) принять за 1 (высокого) , б) а 1 – за 0. Такова фундаментальная диалектика цифровых, да и вообще всех информационных устройств, которые в принципе не могут передавать данные безошибочно. в) Диалектика сия, разумеется, не фатальна. Её снимают путём вероятностных спекуляций ( подсчётов ). Используя тот факт, что по приходу сигнала 0, вероятность его узнавания, как 0, всё-же больше ошибочной 1. Равно как 1 вместо 0, если пришла 1. Так что в целом приём-предачу просто организуют с таким расчётом, чтобы снизить количество (вероятность) ошибок до приемлемого (или практически не заметного ) уровня. С помощью самоисправляющихся кодов, контрольных сумм, повторов …
__________________
Опасайся мечтов - сбываются, заразы.
|
14.12.2020, 18:37 | #7 |
Местный
Регистрация: 29.05.2012
Сообщений: 12,733
Репутация: 1690
|
6. В квантах ( АТ – "следствие" Т ) .
Тут ситуации совсем забавная (абсурдная Фейнман* ). Дело в том, что, "внутренняя" логика кванта строго Аристотелева** квант либо есть либо его нет (родился или исчез). Зато "наружная" – аккурат и абсурдна (как у Эпименидова враля) : а) если квант есть, то его (как бы) и нет (не наблюдаем*** потому что ). б) зато если наблюдаем (щёлк – "есть" квант), то получается забавная диалектика: кванта нет (исчез потому что) . Да, таков парадокс: квант может быть обнаружен лишь по факту его исчезновения . Примечание. Получается почти по МИБ-ЛАСу : антитезис – следствие тезиса : если квант есть (тезис), то его нет (антитезис), а нет (исчез) – есть ( был, точнее). Правда, что это за тезис, что по бытии не наблюдаем, а лишь по исчезновении? в) Несмотря на такой кажущийся абсурд, в квантовой теории – никаких: там подсчёт (спекуляция) амплитуд (вероятности) . С рекордной в науке точностью совпадения с опытом. Примечание. Ключевое понятие в квантах, как в информатике – вероятность. То есть, когда говорим: есть, нет, исчез , родился наблюдаем , обнаружен … , сигнал, шум, 0, 1 … то на всех этих качествах – количественный ярлычок вероятности . И тут можно говорить о прямых и буквальных переходах качества в количество и наоборот. Но, коль живём в вероятностном мире (Анти-Дюринг), то, разумеется, ни о каких строгих и объективных законах, детерминизмах, причинах-следствиях и прочих выдумках смертных (Парменид). ------------------ * Фейнман: Квантовая электродинамика даёт совершенно абсурдное, с точки зрения здравого смысла, описание Природы. И оно полностью соответствует эксперименту. ** Во всяком случае, как сейчас представляется. *** Так что, когда бают про "потоки квантов", то, строго говоря, не очень представляют, об что сей базар.
__________________
Опасайся мечтов - сбываются, заразы.
|