|
Русская культура и искусство Русская и советская культура, искусство. |
|
Опции темы |
16.02.2012, 19:25 | #1 |
Местный
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 25,284
Репутация: 2569
|
Добро и зло. Основные понятия жизни.
Добро и зло.
Да, мы подходим к основным понятиям жизни человека и общества .. Не знаю, может ли ОДИНОЧНЫЙ человек родить такие понятия. Как мне кажется, эти понятия можно создать только в ОБЩЕСТВЕ. Приглашаю к обсуждению. Последний раз редактировалось А.Лексей; 17.02.2012 в 18:33. |
16.02.2012, 19:48 | #2 |
Местный
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 25,284
Репутация: 2569
|
Тема навеяна недавним вопросом одной хорошей девушки ...
Моральным императивом этики древнего русича является "Укройся ото зла и делай добро". Т.е. добро и зло рассматриваются в антагонистическом контексте. (Философы Громов и Козлов) ================================================== Муж правый не тот, кто совершает омовение и хочет быть правым, а тот, у кого слова и деяния совпадают. ("Велесова книга") Из добра должно произойти добро, а от зла – одно зло. (Сиддхартха Гаутама Шакьямуни Будда.) Тебе придётся сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать. (R.P. Warren.) – Никаких "подставь правую" ! Дам в рыло – и баста ! (В. Шукшин.) На добро надо отвечать добром, на зло - справедливостью. (Кун Фу-цзы.) Не делай другому того, чего не желаешь себе. (5 в. до н.э. - Кун Фу-цзы, Китай, губернатор. Затем Кант, Восточная Пруссия, философ. Затем Василий Дмитриевич Горшков, СССР, крестьянин, капитан, плотник и столяр.) Любить мёртвых легче, чем помогать живым жить. (Юлиан Семёнов.) Появилось зло ; появилось желание бороться с ним – добро. Есть зло – есть добро. Нет зла – нет добра. (В. Шукшин.) Взаимопомощь - важнейшие причины выживания и совершенствования коллективов живых организмов и даже биологических видов. (Князь П.Кропоткин) ================================================== ==== ДИАЛОГ лет 10 тому назад. Два блин философа местного разлива рассуждают на летнем ветерке после бани в сельской местности. -- Я где-то читал умную мысль: мы живы, пока нас помнят. -- Мы живы, пока нас любят, -- подумав, уточнил философскую мысль Е.Г. Ведерников. Потом я эту мысль Ведерникова опубликовал в интернете, и она за пару лет стала расхожей, автора её перестали упоминать ... а зря ... Видел иностранный философский источник, где в списке ссылок почти правильно фамилию моего друга детства - экс-милиционера, йога и водителя легковушки - Евгения Ведерникова - извратили до "немецкий (или американский) философ Eugen Veyder-Nickov :-) " Пришла пора раскрыть историкам философии, кто эту мысль родил, где и когда и как его зовут на самом деле :-) А то какой-то "доктор Ойген Вейдер-Найк" блин появился на Западе в ссылках :-)) :-) Да ладно, доктор он, доктор. В Советской армии он был почти доктором. ================================================== ===== КРИТЕРИЙ РАЗЛИЧЕНИЯ ДОБРА И ЗЛА Что такое добро и зло? Я до сих пор ни разу не видел удовлетворительного определения этих понятий. Попытаемся эти категории то ли этики, то ли нравственности, то ли аксиологии определить через их важнейшее свойство - через взаимосопряжение, как они относятся друг к другу. Добро, зло и операция их сопряжения образуют ГРУППУ (группа - известное понятие из общей алгебры, её определение см. там, в математической энциклопедии). Добро добру = добро, зло злу = добро, зло добру = зло, добро злу = зло. Добро солидарно добру. Зло антагонистично злу. Добро и зло антагонистичны. (А.В. Горшков) Это пока не определение понятий добра и зла, но хотя бы критерий, позволяющий отличить предположительное добро от предположительного зла. Эта группа изоморфна двум двуместным двоичным логическим операциям : 1) РАВЕНСТВО (эквивалентность), где Добро=1 (истина, бозон), Зло=0 (ложь, фермион). 2) ЛИБО (т.е. "исключающее ИЛИ"), где Добро=0 (ложь, бозон), Зло=1 (истина, фермион), ================================================== = Отдельное желание само по себе ничем не лучше и не хуже другого. Но одно множество желаний лучше другого в том случае, когда все желания первого множества могут быть осуществлены одновременно, а во втором множестве выполнение одних желаний противоречит выполнению других. Именно поэтому ЛЮБОВЬ ЛУЧШЕ НЕНАВИСТИ. (Бертран Рассел.) ... Счастье – это ... не жизнь без забот и печалей. Счастье внутри тебя. Счастье – это состояние души. Хочется счастья, то есть света, тепла, любви ! Счастье – это ясное солнышко и голубое небо, но всё – ВНУТРИ ТЕБЯ. Счастье – это внутреннее солнышко ! (Анна Сергеева, 2000 г., студентка, Челябинск) Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. (Платон.) Самый действенный способ избавиться от собственных проблем – это помочь другим. (Дарья Асламова) ================================= секунда минора ============= Человек ждёт встречи с любовью, и так – каждый день; и всё напрасно. (И. Бунин) ------- черновик из своего реферата ------------------------------------------- ... Мнения на эту тему весьма разнообразны. Платон отождествляет истинно реальное с благим. Ряд религий (зороастризм, христианство, мусульманство) считает добро и зло категориями объективными и противо- положными. (Уточнение: зороастризм утверждает будущее прев- ращение "прозревшего" зла в добро) Гераклит говорил о тождестве противоположностей (в т.ч. этих) : "Добро и зло суть одно". (Это высказывание можно понимать и в смысле их объективной тождественностии, и в том смысле, что это есть категории субъективные. ?) Гегель и Спиноза заявляли, что "не только зло, но и добро - иллюзорны." Бхагавад-Гита утверждает, что то, что нам кажется добром либо злом, в действительности не является ни тем, ни этим. Фромм также утверждает отсутствие противопоставления добра и зла как объективных категорий. По Фромму, нет ни добра, ни зла как такового, есть лишь наше субъективное отношение к тем или иным объективным процессам, имеющим отно-шение к нам. (Кстати, отсюда Фромм делает вывод об абсурд-ности противопоставления бога и дьявола. Как следствие Фромм получает полную ответственность человека за все совершаемые им поступки.) Фромм последовательно логичен в этом тезисе. "... Но граничным условием уравнения Совершенства оказалось требование, чтобы чудо не причиняло никому вреда. ... А такого чуда никто, даже сам Саваоф Баалович Один, представить себе не мог." (А. и Б. Стругацкие.) Широко известно мнение Рассела: "Не думаю, что такая вещь, как этическое знание, вообще существует. ... В этическом смысле она [физическая природа] ни хороша, ни плоха. ... Понятие "добродетели" и "греховности" не имеет научного оправдания (обоснования)." "Практическая нужда в морали возникает вследствие конф- ликта желаний разных людей или конфликта желаний в одном че- ловеке. ... Моральные принципы не всегда безупречны. ... Ны- нешняя мораль представляет собой любопытную смесь утилита- ризма и суеверий. ... Приносит ли это действие вред или же, наоборот, вредна вера в его греховность ?" "Раз бог знал наперед те грехи, в которых будет повинен человек, но решил все же его сотворить, то он, несомненно, ответственен за все последствия этих грехов. ... Нападки на семью в евангелиях до сих пор не привлекли того внимания, которого заслуживают. ... Испанцы в Мексике и Перу имели обыкновение крестить индейских младенцев и сразу же после этого вышибать из них мозги. Тогда они могли быть уверены, что эти младенцы попадут в рай." Рассел выдвигает концепцию, согласно которой целесооб- разность поддержания тех или иных моральных принципов опре- деляется из соображений максимума "счастья" в обществе в це- лом. Тезис интуитивно понятен, но ... что такое счастье ?! "Если правила значительно уменьшают уровень счастья в об- ществе, если лучше их нарушать, чем соблюдать, то очевидно, что пора их изменить. ... Бесполезно давать людям абстракт- ное благо. Если мы хотим прибавить им счастья, то должны дать то, что они желают или в чем нуждаются." "Отдельное желание само по себе ничем не лучше и не хуже другого. Но одна группа желаний лучше другой в том случае, когда все желания первой группы могут быть удовлетворены одновременно, а во второй группе вып 17:27 см. выше цитату полностью, лень переписывать. Мысль поэта всегда интересна, но не всегда правильна и ещё реже действенна ... другой поэт - Крылов - рассказал про одного пррожорливого котэ и выдал свой (интересный, правильный и действенный) рецепт - всё-таки "власть употребить". Пример: грудной ребёнок, играя с мамиными волосами, трогает их, гладит, затем инстинктивно начинает их рвать всё сильнее и сильнее, десятки раз. Обычно женщина надевает платок, но тогда ребёнок начинает драть ей уши, нос, и т.д., а 1-2-летняя девочка - существо весьма неслабое, как кот. Два раза в жизни видел иной способ решения проблемы - один мамин шлепок по попе и слово "нельзя" (ещё не говорит, но всё понимает - сам помню такое явление природы). Рваньё возобновилось. Тогда второй шлепок, посильнее. И всё. Ребёнок понял навсегда. Второй раз тоже необходимо слово "нельзя", иначе условный рефлекс не сформируется :-) Но боже упаси сделать это на глазах у РФйской или заграничной "ювенальной юстиции" - ребёнка отберут, гады. И продадут в США пидарасам или в Израиль на органы. Последний раз редактировалось А.Лексей; 18.02.2012 в 12:40. |
16.02.2012, 20:02 | #3 | |
Местный
Регистрация: 15.10.2009
Адрес: Россия
Сообщений: 1,292
Репутация: 790
|
Цитата:
Сократ был мудрым человеком. Я согласен с его идеей и поэтому повторяю ее с той лишь, надо заметить, разницей, что доступ (к знанию) возможен лишь при условии гармоничного развития сознания человека. Зло действительно творится по невежеству и глупости людей, по причине их несовершенно развитого сознания. Разум всегда добродетелен. Человек, осознанно причиняющий своими действиями зло другим людям, прежде всего глупец и невежда и только после этого, заслуживающий порицания и наказания преступник. Думаю необходимо сделать все для того, чтобы как можно больше людей восприняли это, чтоб должным образом относиться к всякого рода злодеям, умникам, хитрецам, «гениям» и пр. Возможно, тогда и людей таких станет меньше. http://www.ihst.ru/journals/evolutio...a/number12.pdf стр.86 |
|
16.02.2012, 20:36 | #4 |
Местный
Регистрация: 24.11.2011
Адрес: Нижегородская область
Сообщений: 2,479
Репутация: 842
|
Добро и зло...общество...эти понятия не могут существовать без общества... Ну можно сказать и так вобщем то. Эти понятия довольно относительны. Добро и зло может существовать и субъективно, независимо от общества. Для общества зло-воровство(для норм общества) для вора- отдельного индивидума это добро, а общество, которое хочет его поймать- зло. Для нашей цивилизации жертвоприношение на крови-зло, для племени тум-бум-обычное дело и вобщем то доброе. Все относительно и зависит от исторического периода и развития общества в этот период. Например, уничтожение индейцев в Америке для переселенцев было добром(испанцы перед казнью крестили младенцев и женщин индейцев чтобы они попали в рай) с точки зрения нормального человека- это геноцид. Уничтожение Сталиным пятой колонны- для отдельных людей- зло. Для государства в целом- добро. И эти примеры можно продолжать и продолжать. Если говорить о дне сегодняшнем, о нашем обществе конкретно, то у нас частичная подмена понятий и явное разделение общества на две неравные половины, для которых добро и зло понимаются по разному. Если для одних просто понятие вор- зло, для других- это и не вор вовсе, а человек воспользовавшийся ситуацией. Тут много можно писать
__________________
Обществу спектакля не нужна правда, ему нужно шоу... |
16.02.2012, 21:36 | #5 |
Местный
Регистрация: 23.07.2010
Сообщений: 3,739
Репутация: 575
|
Я считаю, добро и зло понятия скорей субъективные, относительные. Например, убийство человека -зло, но казнь убийцы - добро. Противоречие? Да, противоречие. Потому добро и зло - это не отдельные категории, а взаимная система противоречий.
Я бы сказал так - добро и зло - субъективные, выработанные в процессе исторического развития понятия, которые можно применять только с учетом ситуации. Пример: то же убийство, или например, сравнить с революцией - вроде бы с одной стороны подрывает государство, но с другой - спасает его. Как тут определишь? Потому нельзя говорить о добре и зле как об объективных понятиях, я думаю, о них можно говорить только как о ситуативных проявлениях.
__________________
Ленинизм-вечно живое, развивающееся и великое учение, основное учения марксизма. |
17.02.2012, 18:04 | #6 |
Местный
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 25,284
Репутация: 2569
|
1. Разум не всегда добродетелен. Бывают у разума ошибки деятельности, ошибки в системе ценностей, критериях оценки. Бандит-маньяк-убийца тоже обычно разумен. Путин разумен. Просто у него своя национальная ненависть к русскому народу, выросшая из своей извращёной системы ценностей, целей и критериев. Он воспитывался "в еврейском [читай: иудейском хасидском хабадническом] окружении", по мемуарам. Затем в бандитском, судя по манерам и речи.
2. Антон, противоречие в Ваших примерах лишь кажущееся, т.к. вызвано смешением разных понятий "убийство" и "казнь злодея". Это просто ПЕРЕСЕКАЮЩИЕСЯ понятия. Ни одно из них не часть другого. Они не тождественны. Учите, пожалуйста, основы логики, педагогики, теории формирования понятий (от академиков). Я придерживаюсь в определении понятий добра и зла, лучшего и худшего, двух тезисов, приведённых выше жирным шрифтом. Про одно от Рассела, про другое от Горшкова. Не всякое убийство - зло. (И "мировые религии" тут не авторитет. "Мировые религии" - это разновидность коллективных психозов, это практическое НЛП по превращению, с одной стороны, ЕСЛИ злобных буйнопомешанных животных - то в покорных воле правителя, верных ему, а с другой стороны - ЕСЛИ по превращению свободных гордых честных людей - то в стадо отупевших животных, опять-таки покорных воле одного, отдельно взятого, правителя.) "Сражайся, Арджуна!" Последний раз редактировалось А.Лексей; 18.02.2012 в 15:31. |
17.02.2012, 18:20 | #7 |
Местный
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 25,284
Репутация: 2569
|
Около 2000 года в одном российском интернет-форуме для детей один немалый (придёт большое время, и будет понятно, что великий) русский учитель, украинец Евгений Дмитриевич Сереженко в ответ на вопрос одного человека, в чём смысл жизни, ответил нечто другое - о том, в чём смысла жизни заведомо не может быть, как Конфуций (см. выше) не советовал, что делать, а предостерегал от того, чего делать не следует, оставляя во всей незапрещённой области свободу поступков личности :
"Смысл жизни может быть лишь в том, за что не жалко её отдать". Я эту мысль десятки раз цитировал на форумах ФОПФ МФТИ, кпрф.ру и кпрф.орг и др., в философских и разных статьях - через несколько лет мысль стала расхожей, недобросовестные копипастеры стали лениться указывать автора этой мысли, мысль стала жить отдельно от автора. Сим я в очередной раз указываю на того, кто родил эту мысль, эту формулировку, где и когда. Файл в архиве хранится, с чёткой датой и временем :-) |
18.02.2012, 14:03 | #8 | |
Местный
Регистрация: 15.10.2009
Адрес: Россия
Сообщений: 1,292
Репутация: 790
|
Цитата:
"Есть умные животные, но разумен только человек; здесь ум означает не высшую, а низшую познавательную силу; догадку, хитрость, степень пониманья, а разумный поставлено в высшем значении своем." |
|
18.02.2012, 14:18 | #9 |
Местный
Регистрация: 15.10.2009
Адрес: Россия
Сообщений: 1,292
Репутация: 790
|
О смысле жизни: http://www.vehi.net/frank/smysl_zhi.html
|
18.02.2012, 14:56 | #10 |
Местный
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 25,284
Репутация: 2569
|
Разум - это способность из хаоса сделать космос.
(А.В. Горшков, начало 90-х гг., занятия по философии у С.В. Илларионова, МФТИ) |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Понятия, суждения и определения. | Владимир Александрович | Политэкономический ликбез | 122 | 17.02.2012 21:28 |
Основные отличия сталинизма от ленинизма | АнтонЛ | Планируем новый российский социализм | 38 | 02.07.2011 10:04 |
Добро пожаловать в СКМ РФ, ребята! | Дубль | Коммунистическая молодёжь | 128 | 14.05.2011 17:43 |
Кредитование и инвистиции добро это или зло? | BEvgeN57 | Новости Российской политики и экономики | 7 | 19.06.2010 12:17 |
Добро и Зло. Вечный вопрос! | Kuznez | Общение на разные темы | 32 | 18.11.2007 12:32 |