|
Русская культура и искусство Русская и советская культура, искусство. |
|
Опции темы |
09.03.2013, 08:09 | #1 |
Пользователь
Регистрация: 04.03.2013
Сообщений: 36
Репутация: 88
|
Подводные рифы христианства. Справедливость и труд.
"Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий", - для подтверждения своих слов Он "влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам..."
Но как усвоили этот урок ученики? Апостол Петр: "Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая НЕСПРАВЕДЛИВО. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу." Господам же апостол не счёл нужным дать поучения, из чего следует, что бить слуг несправедливо они имеют полное право, и морально это будет оправдано "угодностью Богу". Апостол Павел тоже: "Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом... не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию." Получается, что воля Божия в том, чтобы одни были рабами других. Отчасти это верно, но не в буквальном смысле. "Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; НО МЕЖ ВАМИ ДА НЕ БУДЕТ ТАК: а кто хочет между вами быть бОльшим, да будет вам слугою; И КТО ХОЧЕТ МЕЖДУ ВАМИ БЫТЬ ПЕРВЫМ, ДА БУДЕТ ВАМ РАБОМ." Ни в одном апостольском послании рабство не упоминается в таком смысле. Павел в одном только послании увещевает "господ" "умерять строгость". Рабство в апостольскую эпоху вполне допускалось в среде братьев по вере: "те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им". Сравните эти постановления с древним еврейским законом, и окажется, что он, написанный за тысячу лет до распространения христианства, превосходит их в социальной морали: "Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то НЕ НАЛАГАЙ НА НЕГО РАБОТЫ РАБСКОЙ: он должен быть у тебя как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя, а тогда пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и ВОЗВРАТИТСЯ В ПЛЕМЯ СВОЕ, И ВСТУПИТ ОПЯТЬ ВО ВЛАДЕНИЕ ОТЦОВ СВОИХ". Вечно владеть, как "собственностью", наследовать и продавать полагалось только рабов из "народов, которые вокруг вас" или из "поселившихся у вас". Как ни призывал Христос к братской любви своих последователей, но не уверовавшие в него евреи были друг к другу справедливее. Впрочем, таких понятий, как справедливость, честность, совесть нет и в проповедях самого Спасителя. Он даже не осуждает управителя в притче, который всячески расхищает имущество хозяина, но восхищается его "догадливостью" и советует ученикам "приобретать себе друзей богатством неправедным". Этот совет в полной мере воспринят Церковью, до сих пор оказывающей честь всяким ворам за их пожертвования. Слово "справедливость", как ни странно, произносит разбойник, распятый вместе с Исусом: "... и мы осуждены справдливо, потому что достойное по делам нашим приняли." В некоторых случаях это слово заменяется на "правду": "так надлежит нам исполнить всякую правду". Словосочетание "добрая совесть" употребляется в 1 послании Петра, но не в значении - перед самим собой, а перед неверными, чтобы те не "порицали". А вот как относится к справедливости православный священник: "Справедливость очень редко оказывается добром. Чаще - злом. Евангелие против всякой справедливости. Оно - за милосердие". Однако и милосердие, вслед за справедливостью Божией можно поставить под сомнение: галилеяне, чью "кровь Пилат смешал с жертвами их", не были грешнее прочих, и раздавленные Силомской башней не были виновнее остальных жителей Иерусалима. Но сие Господь попустил в назидание другим (Лк.13:4,5). А есть такие несчастливцы, которые "издревле ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ к сему осуждению" (Иуд.1:4), равно как и египетский фараон, сердце которого Яхве намеренно "ожесточал", чтобы потом покарать (Исх.10:20, 11:10). В отношении справедливости/милосердия Бога евангельские проповеди не последовательны. То говорится, что Он "прежде прошения" знает, в чём "имеет нужду" человек, и в молитве не нужно многословия, то советует как можно дольше "докучать" Богу просьбою, чтобы тот смилостивился "по неотступности" просящего. Выходит, что Бог всё знает, но издевается... Сам же человек не должен заботиться, что ему и семье его (надо понимать - и всему государству) есть и пить в завтрашний день, и во что одеться. Всё это "приложится" ему, если он будет "искать Царства Божия и правды его". В чём же эта правда? Нет, не в труде на благо общества, как нас учили в Советском Союзе. Но "если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим..." Так и поступали первые христиане, пребывая в вечной праздности и веселии (Деян.2:44-46). Труд понимался как рабская обязанность или добровольное послушание: "кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два". Справедливой платы за работу не требуй (притча о виноградарях). Впрочем, на этой притче основан коммунистический принцип "от каждого по способности - каждому по потребности": виноградарей наняли в разное время, и трудились они кто весь день, а кто час, но потребности-то у них одинаковые - одинаково и заплатили. Это гуманный принцип, я с ним не спорю. Сказано в Евангелии, что "трудящийся достоин награды за труды свои", но принцип "кто не работает, тот не ест", взятый на вооружение против тунеядства большевиками, появился в послании ап.Павла только тогда, когда христиан уже развелось много, и продавать имущество, дабы их всех накормить, стало делом бессмысленным. Сам Павел, человек щепетильный, начал подрабатывать себе на пропитание, чтобы не быть никому обузой, а других увещевал: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Тех же, кто упорствовал в ничегонеделании, завещал "вразумлять как брата, но не считать за врага". Правда, Ленин среди прочих мер борьбы с такими гражданами допускал и "расстрел на месте, одного из десяти, виновных в тунеядстве" (ПСС, т.35, стр.204). Достижением Советской власти было, однако, закреплённое в правовых документах государства право на труд, причём со свободным выбором профессии и работы - соответственно призванию, способностям и образованию. Образование и профессиональная подготовка предоставлялись также по выбору и бесплатно. Человек имел возможность заниматься любимым делом и получать радость от своего труда. До революции о такой роскоши мало кто мог и мечтать, Церковь веками благословляла рабство и крепостное право, как теперь - капитализм. Понятно, что в Новом Завете ничего не говорится ни о праве на труд, ни о выборе его, и не существует даже понятия о радости труда. А в новой капиталистической конституции право на труд заменено правом на защиту от безработицы. |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Подводные рифы Нового Завета. Семья и любовь. | Надежда Марневская | Русская культура и искусство | 50 | 27.05.2013 14:32 |
Труд и капитал. Русский публицист Юрий Белов о противостоянии в президентской кампании | Ксюшка | Агитация за КПРФ | 1 | 29.02.2012 14:06 |
Коммунизм-это свободный труд... | onin | Предложения к Программе КПРФ | 36 | 27.03.2011 09:10 |
Мир, труд, справедливость и достоинство. | Владимир Александрович | Планируем новый российский социализм | 35 | 13.06.2009 16:57 |