|
Политэкономический ликбез Изучение первоисточников основоположников научного коммунизма |
|
Опции темы |
16.02.2008, 14:54 | #1 |
Новичок
Регистрация: 16.02.2008
Сообщений: 1
Репутация: 10
|
Что же такое перманентная революция?
ЛЕВ ТРОЦКИЙ: ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ?
(Основные положения) Читатель, надеюсь, не будет возражать, если я, в заключение этой книжки, попытаюсь, не боясь повторений, сжато формулировать главные свои выводы. 1. Теория перманентной революции требует сейчас со стороны всякого марксиста самого внимательного к себе отношения, так как ходом классовой и идейной борьбы вопрос полностью и окончательно выведен из области воспоминаний о старых разногласиях внутри русских марксистов и превращен в вопрос о характере, внутренних связях и методах международной революции вообще. 2. В отношении стран с запоздалым буржуазным развитием, в частности, колониальных и полуколониальных, теория перманентной революции означает, что полное и действительное разрешение их демократических и национально-освободительных задач мыслимо лишь через диктатуру пролетариата, как вождя угнетенной нации, прежде всего ее крестьянских масс. 3. Не только аграрный вопрос, но и национальный отводят крестьянству, подавляющему большинству населения отсталых стран, исключительное место в демократической революции. Без союза пролетариата с крестьянством задачи демократической революции не могут быть не только разрешены, но даже серьезно поставлены. Союз этих двух классов осуществим, однако, не иначе, как в непримиримой борьбе против влияния национально-либеральной буржуазии. 4. Каковы бы ни были первые эпизодические этапы революции в отдельных странах, осуществление революционного союза пролетариата и крестьянства мыслимо только под политическим руководством пролетарского авангарда, организованного в коммунистическую партию. Это значит, в свою очередь, что победа демократической революции мыслима лишь через диктатуру пролетариата, опирающегося на союз с крестьянством и разрешающего в первую голову задачи демократической революции. 5. Взятый в исторической оценке старый лозунг большевизма: "демократическая диктатура пролетариата и крестьянства" выражал именно охарактеризованное выше соотношение пролетариата, крестьянства и либеральной буржуазии. Это доказано опытом Октября. Но старая формула Ленина не предрешала заранее, каковы окажутся политические взаимоотношения пролетариата и крестьянства внутри революционного блока. Иными словами, формула сознательно допускала известную алгебраичность, которая должна была уступить место более точным арифметическим величинам в процессе исторического опыта. Этот последний показал, однако, притом в условиях, исключающих какие бы то ни было лже-толкования, что, как бы велика ни была революционная роль крестьянства, она не может быть самостоятельной, ни, тем более, руководящей. Крестьянин идет либо за рабочим, либо за буржуа. Это значит, что "демократическая диктатура пролетариата и крестьянства" мыслима только, как диктатура пролетариата, ведущего за собою крестьянские массы. 6. Демократическая диктатура пролетариата и крестьянства, в качестве режима, отличного по своему классовому содержанию от диктатуры пролетариата, была бы осуществима лишь в том случае, если бы осуществима была самостоятельная революционная партия, выражающая интересы крестьянской и вообще мелкобуржуазной демократии, - партия, способная, при том или другом содействии пролетариата, овладеть властью и определять ее революционную программу. Как свидетельствует опыт всей новой истории, и особенно опыт России за последнюю четверть века, непреодолимым препятствием на пути создания крестьянской партии является экономическая и политическая несамостоятельность мелкой буржуазии и ее глубокая внутренняя дифференциация, в силу которой верхние слои мелкой буржуазии (крестьянства), во всех решительных случаях, особенно в войне и революции, идут с крупной буржуазией, а низы - с пролетариатом, вынуждая тем самым промежуточный слой делать выбор между крайними полюсами. Между керенщиной и большевистской властью, между Гоминданом и диктатурой пролетариата - нет и не может быть ничего промежуточного, т. е. никакой демократической диктатуры рабочих и крестьян. 7. Стремление Коминтерна навязать ныне восточным странам лозунг демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, давно и окончательно исчерпанный историей, может иметь только реакционное значение. Поскольку этот лозунг противопоставляется лозунгу диктатуры пролетариата, он политически содействует растворению пролетариата в мелкобуржуазных массах и создает таким путем наиболее благоприятные условия для гегемонии национальной буржуазии, следовательно, для краха демократической революции. Включение этого лозунга в программу Коминтерна представляет собою прямую измену марксизму и октябрьской традиции большевизма. 8. Диктатура пролетариата, поднявшегося к власти, в качестве вождя демократической революции, неизбежно, и притом очень скоро, ставит перед ним задачи, связанные с глубокими вторжениями в права буржуазной собственности. Демократическая революция непосредственно перерастает в социалистическую, становясь тем самым перманентной революцией. 9. Завоевание власти пролетариатом не завершает революцию, а только открывает ее. Социалистическое строительство мыслимо лишь на основе классовой борьбы в национальном и международном масштабе. Эта борьба, в условиях решающего преобладания капиталистических отношений на мировой арене, будет неизбежно приводить ко взрывам внутренней, т. е. гражданской, и внешней, революционной войны. В этом состоит перманентный характер социалистической революции, как таковой, независимо от того, идет ли дело об отсталой стране, только вчера завершившей свой демократический переворот, или о старой капиталистической стране, прошедшей через долгую эпоху демократии и парламентаризма. 10. Завершение социалистической революции в национальных рамках немыслимо. Одна из основных причин кризиса буржуазного общества состоит в том, что созданные им производительные силы не могут более мириться с рамками национального государства. Отсюда вытекают империалистские войны, с одной стороны, утопии буржуазных Соединенных Штатов Европы, с другой. Социалистическая революция начинается на национальной арене, развивается на интернациональной, и завершается на мировой. Таким образом, социалистическая революция становится перманентной в новом, более широком смысле слова: она не получает своего завершения до окончательного торжества нового общества на всей нашей планете. 11. Указанная выше схема развития мировой революции снимает вопрос о странах, "созревших" и "несозревших" для социализма, в духе той педантски безжизненной классификации, которую дает нынешняя программа Коминтерна. Поскольку капитализм создал мировой рынок, мировое разделение труда и мировые производительные силы, постольку он подготовил мировое хозяйство в целом для социалистического переустройства. Разные страны будут совершать этот процесс разным темпом. Отсталые страны могут, при известных условиях, раньше передовых прийти к диктатуре пролетариата, но позже их - к социализму. Отсталая колониальная или полуколониальная страна, пролетариат которой оказывается еще недостаточно подготовленным для объединения вокруг себя крестьянства и завоевания власти, тем самым оказывается в состоянии невозможности довести до конца свой демократический переворот. Наоборот, в стране, пролетариат которой пришел к власти в результате демократической революции, дальнейшая судьба диктатуры и социализма зависит, в последнем счете, не только и не столько от национальных производительных сил, сколько от развития международной социалистической революции. 12. Теория социализма в отдельной стране, поднявшаяся на дрожжах реакции против Октября, есть единственная теория, последовательно и до конца противостоящая теории перманентной революции. Попытка эпигонов, под ударами критики, ограничить применимость теории социализма в отдельной стране одной только Россией, ввиду ее особых свойств (пространства и естественные богатства), не улучшает, но ухудшает дело. Разрыв с интернациональной позицией всегда и неизбежно ведет к национальному мессианизму, т. е. к признанию за собственной страной особых преимуществ и качеств, позволяющих ей будто бы выполнить ту роль, до которой не могут подняться другие страны. Мировое разделение труда, зависимость советской индустрии от иностранной техники, зависимость производительных сил передовых стран Европы от азиатского сырья и проч. и проч., делают построение самостоятельного социалистического общества невозможным ни в одной из стран мира. 13. Теория Сталина-Бухарина не только механически противопоставляет, наперекор всему опыту русских революций, демократическую революцию социалистической, но и отрывает национальную революцию от интернациональной. Революциям в отсталых странах она ставит задачей установление неосуществимого режима демократической диктатуры, который она противопоставляет диктатуре пролетариата. Этим она вводит в политику иллюзии и фикции, парализует борьбу пролетариата на Востоке за власть и тормозит победу колониальных революций. Уже завоеванная пролетариатом власть означает, с точки зрения эпигонской теории, завершение революции ("на девять десятых", по формуле Сталина) и открытие эпохи национальных реформ. Теория врастания кулака в социализм и теория "нейтрализации" мировой буржуазии неотделимы, поэтому, от теории социализма в отдельной стране. Они вместе стоят и вместе падают. Коммунистический Интернационал низводится теорией национал-социализма на степень подсобного орудия, полезного для борьбы против военной интервенции. Нынешняя политика Коминтерна, его режим и подбор в нем руководящего персонала вполне отвечают этому низведению Коммунистического Интернационала на роль вспомогательного отряда, не предназначенного для разрешения самостоятельных задач. 14. Программа Коминтерна, созданная Бухариным, эклектична насквозь. Она делает безнадежную попытку примирить теорию социализма в отдельной стране с марксистским интернационализмом, который, однако, неотделим от перманентного характера международной революции. Борьба левой коммунистической оппозиции за правильную политику и здоровый режим Коминтерна неразрывно связана с борьбой за марксистскую программу. Вопрос о программе неотделим, в свою очередь, от вопроса о двух противостоящих друг другу теориях: перманентной революции и социализма в отдельной стране. Проблема перманентной революции давно переросла эпизодические и полностью исчерпанные историей разногласия Ленина и Троцкого. Борьба идет между основными идеями Маркса и Ленина, с одной стороны, эклектикой центристов - с другой. Подробнее. |
18.03.2008, 00:44 | #2 | |||||||||||
Новичок
Регистрация: 17.03.2008
Сообщений: 9
Репутация: 10
|
В чем действительно заключается перманентность революции
Цитата:
Цитата:
Но это - троцкизм и сталинизм. А что же марксизм, якобы основным идеям которого следует троцкизм, антагонистически противопоставляющий себя сталинизму? А тут дело обстоит таким образом, что неправыми оказываются сразу оба течения ТОЛЬКО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ мысли. И это потому, что Маркс НИКОГДА не считал главной целью ПРОЛЕТАРСКОЙ революции переход "от капитализма к социализму", как это утверждают троцкисты со сталинистами. Вот как и что писал Маркс в "Критике Готской программы": Цитата:
Но почему же, спрашивается, троцкизм со сталинизмом желают переходить от капитализма к социализму, а не к коммунизму, как об этом деле пишет Маркс? Как ни странно, отчасти вина здесь лежит на Ленине (отчасти, потому что Ленина нельзя уподоблять учителю начальных классов, а прочих большевиков - ученикам первого класса; у таких "учеников" должна быть и своя голова на плечах, чтобы не повторять бездумно мысли «учителя»). Вина Ленина - более точно: его ошибка - заключается в том, что он отождествил в "Государстве и революции" социализм и коммунизм 1-ой фазы Маркса. О таком коммунизме последний писал как о коммунизме с родимыми пятнами от капитализма, поскольку такой коммунизм еще не дает учета при распределении ЕСТЕСТВЕННОГО неравенства (прежде всего) работников и потому распределяет им не "по потребности", а только лишь "по труду"; т.е. такой — первоначальный - коммунизм КАК БЫ осуществляет принцип эквивалентного обмена товарами и лишь постепенно уходит от него к высшей форме распределения. Цитата:
Цитата:
Цитата:
Если мы принимаем, что при диктатуре пролетариата существует государственный капитализм, то нам становится ВПОЛНЕ понятной приведенная выше цитата из Маркса, где коммунизм образуется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ИЗ КАПИТАЛИЗМА, а не из какого бы то ни было «социализма». Государственный капитализм, возникающий в результате огосударствления (национализации) известной частной собственности (см. «Анти-Дюринг Энгельса) и есть тот самый КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ способ воспроизводства, который должен подвергнуться, по Энгельсу, «обобществлению НА ДЕЛЕ» и, тем самым, РЕВОЛЮЦИОННО сменить свое качество, превратиться в КОММУНИСТИЧЕСКИЙ способ воспроизводства «ПРИ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ рядом с коммунизмом ДИКТАТУРЕ ПРОЛЕТАРИАТА». Но Бухарин этого не понимал, а потому и писал (как свидетельствует все тот же Коэн, писал на выступление зиновьевцев, которые, ВСЛЕД ЗА ЛЕНИНЫМ, «неожиданно сделали вывод, что советская государственная промышленность является не социалистической, а государственно-капиталистической» - там же, с.231): Цитата:
Цитата:
Но каковы главнейшие признаки капиталистического способа воспроизводства? Спросим у Маркса. Цитата:
Цитата:
Цитата:
И вот это «непрерывное» превращение ГОСкапиталистического способа воспроизводства в коммунистический способ воспроизводства и есть ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ, марксистское, а не надуманное Троцким содержание перманентной КОММУНИСТИЧЕСКОЙ революции. Превращение внутри одной ли (первой) пролетарски-социалистической страны, превращение ли внутри уже образовавшегося союза пролетарски-социалистических государств — это уже второй вопрос. Однако в любом случае коммунисты не должны заниматься экспортом революции, навязыванием ее еще не забродившему В БОЛЬШИНСТВЕ пролетариату конкретного буржуазного государства (союза буржуазных государств). Ни экспортом пролетарски-социалистической революции, ни экспортом коммунистической. Революция должна быть делом, как учил Маркс, самого КЛАССА пролетариев, по крайней мере, его большинства. Но коммунисты вполне могут заниматься экспортом как своей науки об обществе, так и действительно пролетарской идеологии. Последний раз редактировалось ASM; 18.03.2008 в 01:02. Причина: описка |
|||||||||||
18.08.2008, 22:51 | #3 |
Местный
Регистрация: 18.08.2008
Адрес: Архангельск
Сообщений: 2,589
Репутация: 106
|
Уважаемый ASM, с большим интересом прочитал Ваш материал. О основе взгляды на социализм совпадают. На основном форуме КПРФ единомышленников, кроме Вас, по пониманию социализма не встретил. Там часто нет доступа к базе, поэтому зашёл на этот форум. По данной теме есть несколько вопросов и своё мнение. Если у Вас есть желание, то можем обсудить.
С уважением, ЛАС. |
08.12.2008, 10:51 | #4 | |
Новичок
Регистрация: 17.03.2008
Сообщений: 9
Репутация: 10
|
Цитата:
В свою очередь, отсылаю Вас к своей последней статье на моем сайте http://asmoko.narod.ru/mechta.doc |
|
09.01.2009, 13:27 | #5 |
Местный
Регистрация: 03.01.2009
Адрес: Ставрополь
Сообщений: 610
Репутация: 26
|
Троцкизм - есть авантюризм, спекулируюший на настроениях масс.
Недостатки: 1. Опора на классовую ненависть как двигатель революции. У Ленина же двигатель-чтобы массы "не хотели жить по старому"- это ведь не есть классовая ненависть. 2. Навязывание социализма- это наносит двойной ущерб, -.1.сопротивление идеям, и 2.дискредитация самого движения. 3. Навязывание военного противостояния с кап. Странами одновременно мобилизуя их против себя. попытка оправдать троцкизм - демагогия! |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Что такое капитализм. | otgpu | Общение на разные темы | 1 | 02.08.2010 18:16 |
Возможна ли Революция в России? | Kuznez | Акции протеста в России | 757 | 01.08.2010 15:28 |
Что такое еврей? | Иноземцев | Угрозы России и братским народам | 11 | 19.01.2008 14:42 |
Наш ответ - революция | БСН | Каталог красных ресурсов | 6 | 20.01.2007 16:59 |