Путь России – вперёд, к социализму! | На повестке дня человечества — социализм | Программа КПРФ

Вернуться   Форум сторонников КПРФ : KPRF.ORG : Политический форум : Выборы в России > Свободная трибуна > Русская культура и искусство

Русская культура и искусство Русская и советская культура, искусство.

Ответ
 
Опции темы
Старый 05.03.2015, 02:58   #1
Korotky Gennady
Местный
 
Аватар для Korotky Gennady
 
Регистрация: 12.08.2012
Сообщений: 584
Репутация: -176
По умолчанию Во имя смерти на земле - о фильме Батальон.

Ради смерти на земле

В прокат вышел фильм "Батальонъ" Дмитрия Месхиева — о подвиге женщин-добровольцев во время Первой мировой войны. Гибель героинь сострадания, однако, не вызывает, поскольку авторы сосредоточились на прославлении войны как таковой.



Андрей Архангельский

Глядя на плакат и вообще на рекламную кампанию фильма, где главный элемент — красные маки (это и капли крови, но одновременно и символ чего-то женственного), отмечаешь: это в общем-то хорошо придумано. Плакат органично смотрелся не только к 23 февраля (когда фильм вышел в прокат), но и, скажем, к 8 марта и может даже в известном смысле служить "подарком" к женскому дню. Много цветов, небо, девушка. Побрита наголо, но это даже модно. Если смотреть издалека, выглядит как типичная реклама чего-то душистого или пушистого, чего конкретно, станет ясно, когда мы приблизимся.

Но внутри — другое.

В фильме "Батальонъ" поразительно даже не то, что "...создатели "Брестской крепости" и "Сталинграда"", как сообщает гордо плакат, без затей применяют все свои умения и навыки в изображении мужской войны — только меняя пол на противоположный. И женщины, идущие в атаку на немцев, как-то вот на равных с мужчинами дерутся в штыковом бою и рукопашной и даже побеждают их.




Поражает даже не то, что в фильме собраны все штампы патриотического кино — со времен "Сибирского цирюльника" — и настолько, что можно выходить курить во время сеанса, не боясь что-то пропустить. Ага, вот над командиром батальона Марией Бочкаревой (Мария Аронова) нависли тучи; сейчас, минут десять, батальон будет стоять под дождем, не шелохнувшись, сердце генерала дрогнет, и он выпустит из-под ареста командиршу. И точно, вот она плачет, спасибо, говорит, братцы (точнее, сестрицы).

Русские стоят до конца. Они выстоят, они самые стойкие — вот что постоянно хотят сказать авторы; проблема в том, что авторы вообще перестали уточнять цель и смысл этого "стояния".

В основном наша патриотика построена на материале Великой Отечественной; зрители привыкли к этому. Об этом же говорит автор идеи и продюсер фильма Игорь Угольников, объясняя, почему было трудно снимать про Первую мировую.

Трудно, но можно — мы видим, что любые клише легко переносятся в 1917-й. Например, шутки на тему "видеть грудь четвертого человека" при команде "равняйсь". Или вот во время боя во весь рост встает гром-баба со станковым пулеметом на руках и косит немцев с криком "а-а-а" — как косит уже лет пятьдесят какой-нибудь типовой герой мужского боевика. Настоящая проблема, о которой не говорит Угольников, в том, что любые жертвы на экране в фильме про Великую Отечественную оправданны, это не требует доказательств. А вот в случае с Первой мировой это уже не так очевидно, тем более что авторы сами говорят, что фронт к тому времени "разложился", а враг без особого рвения "топчет нашу землю" примерно в 800 километрах от Москвы (в 1917 году было создано несколько "женских команд смерти", для поднятия боевого духа армии; один батальон принял участие в боевых действиях в течение трех дней под Молодечно в июле 1917-го; а уже в августе того же года женщинам было запрещено участвовать в боях.— "О").

Как всегда в таких фильмах, авторы львиную долю усилий тратят не столько на то, чтобы показать мотивы этих женщин, сколько на техническую сторону вопроса. Это создает странный, неконтролируемый эффект. Получается, если судить по фильму, что важнейшее решение — идти на смерть — принимается героинями с легкостью, как бы "само собой". Что это вообще не требует рефлексии. Что для сотни молодых женщин вообще нет ничего более естественного, чем побриться наголо, бросить повседневные заботы и пойти маршировать с утра до вечера и прыгать по полосе препятствий. Многие женщины, кажется, просто созданы для боя, так, свою дочь торжественно "вручает" батальону седой генерал, а она, как выясняется, "с пяти лет с батюшкой на стрельбах". Авторы вольно или невольно внушают идею, что для русских вообще война — это в своем роде "нормальное дело". И даже больше — что война как таковая, сама по себе есть нечто нормальное, естественное.

...Командир батальона приезжает на "разложившуюся" передовую и говорит командующему: мы не хотим быть в тылу, посылайте нас на линию огня. Она выговаривает мужикам: "Вы не хотите воевать? Так мы будем воевать, не мешайте нам". В фильме нет привычных либералов в роли врагов отечества; на месте внутренних врагов — солдатские комитеты. Они, как нам рассказывают, за "лживую свободу, смоченную шнапсом". Мужики навоевались, а девушки, значит, нет. Выходит, их цель в том, чтобы любой ценой продолжать войну. Вообще надо сказать, даже среди мужчин носителей столь агрессивной психологии меньшинство — не говоря уже о женщинах. Это в любом случае исключение, а не правило. А тут нам представляют это в качестве нормы.

"Батальонъ" можно считать квинтэссенцией нашей патриотики. Тут как бы обнажилась ее структура, само тело: на самом деле патриотика восхищается войной как таковой, ей нет разницы, "о чем эта война" или "за что". Если убрать все лишнее, весь антураж, единственной идеей этого фильма остается смерть как таковая. Ее восхваление и воспевание. Режиссер и продюсеры хотят нам сказать, что патриотизм заключается в готовности человека умереть в любой момент. Причем не особо задумываясь.



Война — не только мать родна, но и прообраз общественного договора, социальный консенсус. Разнообразный классовый состав батальона, надо признать,— удачная находка. Там служат дворянки и простолюдинки, барыни и служанки, замужние и незамужние, и всех их уравняла война. Война делает людей настоящими — вот еще одна милая сердцу авторов идея, и она кажется им по-прежнему актуальной в начале XXI века.

Тема превращения интеллигента — с помощью тренировок — в хладнокровного убийцу не единожды уже была обыграна, в том же сериале "Апостол". Но за этими перевоплощениями есть еще одна мысль. А именно, что в зверя можно превратить любого, и никакие манеры или убеждения не имеют принципиального значения. Тут показательна сцена в фильме, когда во время рукопашной тренировки дворянка долгое время не может ударить женщину "из простых": воспитание не позволяет. А потом все-таки сможет, и вот видите — они уже метелят друг дружку на равных. Валяются в грязи. Авторы любуются этим моментом превращения человека в зверя. Все мы — одинаковые, как бы говорит фильм. Все мы — звери, просто нужно поместить всех в одинаково бесчеловечные условия.



"Хорошего — только война",— писал поэт Лев Лосев о сознании советского человека. И был трагически прав.

Но чему-то новому ведь авторы все-таки научились с тех пор?.. Да, они научились упаковывать и продавать продукт — как в случае с плакатом, с которого мы начали. Это сейчас заметно — что на каких-то ранних этапах карьеры авторы учились жить и работать у Голливуда, который теперь так страстно ненавидят. Можно предположить, что если бы авторы развивались в этом направлении и дальше, они переняли бы у Голливуда не только форму, но и смысл, не только упаковку, но и содержание патриотики. Которое должно быть логично, непротиворечиво и убедительно. А главное, в основе всего этого должны быть какие-то все же человеколюбивые, гуманные ценности, а не наоборот. Авторы, впрочем, могли бы тому же самому научиться и у любимого ими советского кино — где гуманизм неизбежно сопровождал и как бы оттенял войну, подчеркивая, во имя чего человек жертвовал собой. Но пропаганда войны как таковой, самой по себе завела авторов в тупик — и мировоззренческий, и эстетический. Весь свой талант они потратили на бессмыслицу и жестокость, считая, что родине сейчас "так надо". Они заблуждаются. На самом деле родине нужнее всего, чтобы люди оставались людьми. А так, в результате этого самообмана, страдают все: и зрители, и авторы, и сама родина.


http://www.kommersant.ru/doc/2673741
Korotky Gennady вне форума   Ответить с цитированием
Старый 05.03.2015, 14:38   #2
ABD
Местный
 
Регистрация: 05.05.2007
Адрес: Россия
Сообщений: 4,873
Репутация: 322
По умолчанию

Хороший анализ. А фильм убогий. Угольникову надо было остановиться на "Брестской крепости". Там хоть и куча вранья, но снято неплохо и смысл понятен.
ABD вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.03.2015, 02:04   #3
Korotky Gennady
Местный
 
Аватар для Korotky Gennady
 
Регистрация: 12.08.2012
Сообщений: 584
Репутация: -176
По умолчанию

Недавно на канале Карусель показали для школьников лекцию о вреде движения декабристов для развития России.

( не шутка... сам с удивлением видел)



Наверное более подлое время, чем сейчас, трудно придумать.
Korotky Gennady вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.03.2015, 02:15   #4
Korotky Gennady
Местный
 
Аватар для Korotky Gennady
 
Регистрация: 12.08.2012
Сообщений: 584
Репутация: -176
По умолчанию

Поэтому когда смотришь современное российское кино, понимаешь, что врут, что в России нет идеологии.

Она есть. И Угольников и Бондарчук прекрасно ее чувствуют одним местом.

Великодержавность, православие, народность.

Поэтому и фильм "Левиафан" подвергся такому разгрому. Он в эту идеологию не вписывался.... Отсюда и вызвал столько вопросов.
Korotky Gennady вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.03.2015, 06:40   #5
гегемон
Местный
 
Регистрация: 04.06.2011
Сообщений: 2,136
Репутация: 2076
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Korotky Gennady Посмотреть сообщение
Ради смерти на земле

Весь свой талант они потратили на бессмыслицу и жестокость, считая, что родине сейчас "так надо". Они заблуждаются. На самом деле родине нужнее всего, чтобы люди оставались людьми. А так, в результате этого самообмана, страдают все: и зрители, и авторы, и сама родина.


http://www.kommersant.ru/doc/2673741


Почему бы вам ещё лицемерно не поплакать для убедительности, как Достоевскому, который писал: "Счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребенка"
Правда некоторые господа часто забывают, что,в мире льются не только слёзы, но и проливается кровь.

Вы рассуждаете о бессмысленной жестокости, но забываете что, такова реальность. Да люди должны оставаться людьми, но также они должны суметь отстоять свою родину, дом, семью...



Если, к примеру, вам в дом вломиться грабитель с намерением не только ограбить, но и убить всех свидетелей, даже ваших детей. Неужели вы будете стоять и жевать сопли, рассуждая о не противлении злу?



В отличии от сопливых интеллигентов, многие женщины понимали, что защищая отечество они защищают свой дом, своих детей и своё будущее.

Последний раз редактировалось гегемон; 06.03.2015 в 06:44.
гегемон вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.03.2015, 09:05   #6
Просто Надежда
Местный
 
Аватар для Просто Надежда
 
Регистрация: 05.12.2012
Адрес: Россiйская Имперiя.Орёлъ
Сообщений: 29,141
Репутация: 4738
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Korotky Gennady Посмотреть сообщение

Поэтому и фильм "Левиафан" подвергся такому разгрому. Он в эту идеологию не вписывался.... Отсюда и вызвал столько вопросов.
Какому хоть разгрому то?Не смеши.Много шума из ничего.
Сделала для себя вывод,что кто громче визжит о "Левиафане"....этот фильм не смотрели.Мода,просто,такая пошла,начитавшись различных рецензий и отзывов,выдавать мысли,что и тоже этот фильм смотрел.Несколько раз ловила людей на таком.
Посмотри лучше "Дурак".Неплохой фильм.
А фильм "Батальонъ" отличный.Без пафоса и слюней.Посмотрела с удовольствием.Спасибо всей съёмочной группе и актёрам.
Очень бы хотела увидеть подобные фильмы о Портъ-Артуре и о Даманском.
__________________
"И слиться с вечностью, где только я и ты,
Ступив на берег сказочной надежды".Галочка

Последний раз редактировалось Просто Надежда; 06.03.2015 в 09:17.
Просто Надежда вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.03.2015, 09:40   #7
Просто Надежда
Местный
 
Аватар для Просто Надежда
 
Регистрация: 05.12.2012
Адрес: Россiйская Имперiя.Орёлъ
Сообщений: 29,141
Репутация: 4738
По умолчанию

Просто великолепная песня про Даманский.
Под гитару:
__________________
"И слиться с вечностью, где только я и ты,
Ступив на берег сказочной надежды".Галочка
Просто Надежда вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.03.2015, 12:23   #8
ABD
Местный
 
Регистрация: 05.05.2007
Адрес: Россия
Сообщений: 4,873
Репутация: 322
По умолчанию

Цитата:
В отличии от сопливых интеллигентов, многие женщины понимали, что защищая отечество они защищают свой дом, своих детей и своё будущее.
Надо же, Ленина уже в сопливые интеллгенты записали... Гегемон, чё...
ABD вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.03.2015, 13:23   #9
гегемон
Местный
 
Регистрация: 04.06.2011
Сообщений: 2,136
Репутация: 2076
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от ABD Посмотреть сообщение
Надо же, Ленина уже в сопливые интеллгенты записали... Гегемон, чё...


Причём здесь Ленин? Разве я хоть одним словом о Ленине упоминал?
гегемон вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.03.2015, 13:27   #10
ABD
Местный
 
Регистрация: 05.05.2007
Адрес: Россия
Сообщений: 4,873
Репутация: 322
По умолчанию

Цитата:
Причём здесь Ленин?
Суть-то фильма "Батальонъ" в чём? "Настоящие русские женщины" воюют вместо мягкотелых мужчин, которые почему-то не хотят воевать. Не хотят "защищать отечество". Ленина слушают, который говорил, что враг не в Берлине, а в Петрограде. То ли дело брутальные тётки: ка-а-ак пошли мочить всех направо и налево! Не то что эти сопливые интеллигентишки, революции устраивающие, правда?
ABD вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Пирамидальная иерархия власти, является причиной ВСЕХ кризисов, (войн, революций и смерти) на Земле BEvgeN57 Планируем новый российский социализм 223 23.07.2015 09:01
Вскрытие покажет или конвейер смерти. Лимарев Спорт, здоровье, медицина 7 17.05.2012 10:37
Спецназ внутренних войск обвинил чеченский батальон "Север" в измене neupkev Общение на разные темы 1 23.07.2010 00:35
В Краснодарском летном училище до смерти забит курсант Admin Угрозы России и братским народам 2 04.01.2010 11:43
О фильме «Адмиралъ»: несостоявшийся шедевр Admin Общение на разные темы 8 28.01.2009 11:26


Текущее время: 02:07. Часовой пояс GMT +3.

Яндекс.Метрика
Powered by vBulletin® Version 3.8.7 Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
2006-2023 © KPRF.ORG