|
Планируем новый российский социализм Программные документы КПРФ о будущем социализме |
|
Опции темы |
07.12.2016, 18:18 | #1 |
Новичок
Регистрация: 05.04.2013
Сообщений: 26
Репутация: 41
|
Определение класса по ИТК
Определение класса по ИТК
Шагин А.А. «…разыскивать интересы тех или иных классов» В.И. Ленин. Три источника и три составных части марксизма Введение 1 1. История понятия класс 2 2. Концепции классов в СССР 6 3. Экономическая концепция 11 4. Система отношений 17 Заключение 19 Введение Развитие теории социализма в настоящее время находится на распутье, это связано с временным крупным поражением социализма в СССР. Борьба за социализм сопровождается интенсивным развитием производительных сил и производственных отношений классов, В.И. Ленин указывал: «…Наша политика отличается тем, что мы требуем, прежде всего, точной классовой характеристики происходящего…»[ ]. Эта статья – развитие идеологии творческого класса (ИТК), изложенной в книге «Социал». Основной предмет статьи – это определение понятия «класс». Статья является первой в серии, дальнейшие статьи будут «Классы при социализме» и «Современные классы России». В отличие от политической концепции классов по теории марксизма, в ИТК предлагается экономическая концепция классов. Цель статьи: какой нужно задать вопрос человеку для определения принадлежности к классу? 1. История понятия класс Фундаментом теории классовой борьбы является понятие класса. Понятие политические классы (далее – классы) является фундаментом социологии - теории построения общества. Социология является третьей составляющей идеологии, наряду с философией и политической экономией. Термин «класс» был введен в научный оборот в начале 19 века, заменив такие термины, как «ранг», «порядок» и «сословие» использовавшиеся для описания основных иерархических групп в обществе. Его распространение отражало изменения в структуре западно-европейских обществ после индустриальных и политических революций конца 18 века. Про происхождение классов работе «Принципы коммунизма» Ф. Энгельс писал: «Существование классов вызвано разделением труда …»[ ]. К. Маркс одним из первых обратил усиленное внимание в статье «Манифест коммунистической партии» на то, что развитие общества имеет классовую природу: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов … »[ ] . Между классами возникает борьба, приводящая к смене общественно – экономической формации. Классы изначально делятся на две группы: эксплуатирующие и трудящиеся. К трудящимся классам относятся: рабский, крестьянский, рабочий, интеллигенция. К эксплуатирующим классам относятся: рабовладельческий, феодальный, капиталистический, финансовый, недровладельческий. Капиталистические идеологи традиционно вкладывают в понятие класс многозначащий смысл ( можно найти более десятка определений). Одни рассматривают социальную структуру как систему социального неравенства, другие определяют ее как совокупность групп ассоциаций и институтов, третьи считают ее системой статусов и ролей, сводя анализ к функциональной взаимозависимости между ними и т.д. По большинству классификаций идеологов капитализма существует средний класс современного западного общества, который включает государственных служащих, интеллигенцию, менеджеров, мелких и средних предпринимателей, высококвалифицированных рабочих. Капиталистические идеологи стараются доказать, что в начале 21 века в капиталистических обществах классы утрачивают свой ярко выраженный характер, а антагонистические противоречия между классами ослабли до такой степени, что в большинстве экономически развитых странах они не могут привести к серьезным политическим конфликтам. Карл Маркс и Фридрих Энгельс в статье «Манифест коммунистической партии» относили к классам только претендующие на политическое господство социальные группы, остальные они относили к сословию: «….Средние сословия: мелкий промышленник, мелкий торговец, ремесленник и крестьянин — все они борются с буржуазией для того, чтобы спасти свое существование от гибели, как средних сословий. Они, следовательно, не революционны, а консервативны. Даже более, они реакционны: они стремятся повернуть назад колесо истории….»[ ] . В последней, 52 главе, названной «Классы», III-его тома книги «Капитал» Маркс теоретически поставил этот вопрос о классах: «Ближайший вопрос, на который мы должны ответить, таков: что образует класс, — причём ответ этот получится сам собой, раз мы ответим на другой вопрос: благодаря чему наёмные рабочие, капиталисты и земельные собственники образуют три больших общественных класса? »[ ] - но через полторы страницы рукопись книги «Капитал» обрывается. Отечественные обществоведы в 1960-1980-е сделали существенный вклад в развитие представлений о природе социальных отношений и структур, но Ленинское определение классов в обществе оставалось незыблемым. Скорее всего, это было в надежде достижения коммунизма в назначенный вождями двадцатилетний срок, а там уж классов не будет. К сожалению, не свершилось - социалистическое движение потерпело сокрушительное поражение в конце 20 века. В связи с этим надо искать новые подходы к решению задач построения социализма. Отдельно остановимся на понятии «пролетариат». Через 40 лет после написания статьи «Манифест коммунистической партии» в примечании к английскому изданию 1888 года Ф. Энгельс уточнил понятие «пролетариат»: «* Под буржуазией понимается класс современных капиталистов, собственников средств общественного производства, применяющих наемный труд. Под пролетариатом понимается класс современных наемных рабочих, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены, для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу» .[ ] Вывод: буржуазия и пролетариат – не класс. Современные определения классов можно представить следующими авторами: 1) В.И. Ленин (1870-1924 год) в статье «Великий почин» (июнь 1919 года) определял так : «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.»[ ]. 2) Немецкий социолог М. Вебер (1864-1920 годы) определяет класс так: «класс - агрегаты людей, обладающих одними и теми же жизненными шансами». Он выделяет такие классы: 1) крупных собственников; 2) интеллектуалов, администраторов и менеджеров; 3) мелких бизнесменов и собственников; 4) рабочих. 3) Американский социолог и социальный антрополог У.Л. Уорнер (1898-1970 год) определяет класс так: « группа людей, причисляющих себя к определенной позиции в системе социальной иерархии». 4) В социологическом энциклопедическом словаре от 1998 года определяется класс так: «класс - большая группа людей, имеющих одинаковый социально-экономический статус в системе социальной стратификации»[ ]. 5) Американский социолог и социальный антрополог П.А. Сорокин (1889 -1968 год) определяет класс так : социальным классом "является кумулятивная, нормальная, солидарная, полузакрытая, но с приближением к открытой, типичная для нашего времени группа, составленная из кумуляции трех основных группировок: 1) профессиональной; 2) имущественной; 3) объемно-правовой". 6) Волков Ю.Г. в книге «Социология» определяет класс так: «Класс – это большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу, обладающая одинаковым социально-экономическим статусом»[ ]. Выбор большой. Какое из вышеперечисленных определений классов поможет нам определить к какому классу на практике относится конкретный человек, на пример, Настасья Петровна Коробочка из книги Н.В. Гоголя «Мёртвые души»? С одной стороны Коробочка – это милая старушка, с другой стороны она является владельцем средств производства и соответственно – эксплуататором. Критерии её принадлежности к какому-то классу могут быть различными: в -первых, как владельца земли её можно отнести к феодальному классу, во – вторых, наличие у нее государственного права продавать своих крепостных «девок, по сту рублей каждую» позволяет отнести её к рабовладельческому классу, в-третьих, её как владельца производства «меда, перьев, сала» и прочего можно отнести к классу капиталистов. Без правильного решения этой задачи пролетарская революция может пустить «в расход» не классового врага, со всеми последующими политическими осложнениями. Дело усложняется в процессе построения социализма, когда в теории социализма развитие противоречий между классами заменили на гегемонию рабочего класса до самого коммунизма. Деление общества на классы конечно и в конце социализма классы отомрут, об этом в работе "Развитие социализма от утопии к науке" Ф. Энгельс писал: " Но если разделение на классы имеет, таким образом, известное историческое оправдание, то оно имеет его лишь для известного периода и при известных общественных условиях. Оно обусловливалось недостаточностью производства и будет уничтожено полным развитием современных производительных сил...". 2. Концепции классов в СССР Концепции классов имеют принципиальное значение в понимании сути классовой борьбы при социализме. Есть много трактовок классов , на пример, В.А. Ацюковский в книге «Социализм: ошибки и перспектива» в главе «12.1. От монетаристского капитализма к социализму через государственный капитализм» пишет так о классах: «…в современной ситуации и при построении социализма существует и будут существовать только два класса - класс трудящихся и класс паразитов. » ?? Чуньков Ю.И. в «Экономической и философской газете» № 13-22 в статье «Классы и классовый подход: без идеологических сантиментов и предметно» в главе «Классовая структура советского и буржуазного общества» пишет: «В социалистическом обществе действуют также три класса: 1) рабочий класс; 2) колхозное крестьянство; 3) социалистические работники умственного и творческого труда.»[ ] Мало того, что он не дал определения понятия «класс», так у него внезапно появляется новый четвёртый класс - просто «правящий класс». Этот класс не что иное как «партийно-государственная номенклатура (бюрократия)». В статье очень много рассуждений по поводу бюрократии, но из логики Чунькова Ю.И. можно сделать вывод о стратегическом классовом преимуществе капитализма над социализмом в виде отсутствия враждебного социализму «советского правящего класса». Да, с такой концепцией социализм не построишь. Главную цель социалистического общества В.И. Ленин показал в статье «Неудавшаяся провокация» (15 ноября 1905 года): «…Мы боремся за социализм, т. е. за полное освобождение трудящихся от всякого, не только политического, но и экономического угнетения. Мы объединяем в своей партии только тех, кто признает эту великую цель и ни на минуту не забывает о подготовке сил к ее достижению.…» [ ]. Какое может быть политическое неравенство классов при социализме? Но если посмотреть на историю СССР, то равное право классов на труд, избрание, свобода слова и прочее было достигнуто только по Конституции СССР 1936 года. На примере развития производительных сил СССР можно отметить такие принципы определения классов : политический, юридический, экономический. Все принципы в первую очередь отражают интересы господствующего класса , то есть в основном рабочего класса. Политическая концепция класса у К. Маркса построена из представлений о поляризованных классовых отношениях. Его точка зрения высказана в определении, где он относит к классам только социальные слои, претендующим на взятие власти при капитализме: «наёмные рабочие, капиталисты и земельные собственники». В октябре 1917 года политический вопрос о власти коммунистами был решён, затем была поставлена задача ликвидации существовавшей частной собственности на средства производства. Уточняется и понятие «класс» в определении В.И. Ленина в статье «Великий почин» от 28 июня 1919 года: «…Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства»[ ]. Огромная динамика развития социалистического общества требует быстрых и радикальных изменений отношений для классов. После октябрьской революции политика большевиков требовала учитывать интересы крестьянства, на пример, был заменена продразвёрстка на продналог в марте 1921 года, облегчив жизнь крестьянина для развития производства сельского хозяйства. Крестьянство определяется как класс наравне с рабочими, так В.И. Ленин в речи на III Всероссийском съезде профессиональных союзов 7 апреля 1920 года указывал: «Мы ведем классовую борьбу, и наша цель – уничтожить классы. Пока остаются рабочие и крестьяне, до тех пор социализм остается неосуществленным»[ ]. Не точность определения приводит к тому, что комбинирование вышеуказанных политических высказываний В.И. Ленина о классах с небольшим искажением является основанием для теории усиления классовой борьбы при социализме!!! И уже в январе 1933 года в докладе «Итоги первой пятилетки» [ ] (Раздел VII Итоги пятилетки в четыре года в области борьбы с остатками враждебных классов) на объединённом пленуме ЦК И ЦКК ВКП(б) И.В. Сталин указывал: «уничтожение классов достигается не путем потухания классовой борьбы, а путем ее усиления». Со всеми последующими трагедиями в жизни интеллигенции, крестьянского класса и, в конечном счете, рабочего класса в конце 40- х годов. Проблема нового подхода к классам насущно возникла после уничтожения эксплуататорских классов в Советской России в 40-х годах. К тому времени отмерло определение В.И. Ленина, основанное на присвоении труда. Это произошло по – тому, что в 40-х годах отсутствовали эксплуататорские классы – не кому было присваивать. По Конституции СССР 1936 года было достигнуто политическое равенство классов. При этом отмерла политическая концепция классов. В докладе И.В Сталина на VIII Съезде Советов в ноябре 1936 года отмечалось, что отжило само понятие классовой борьбы: в СССР отсутствует антагонизм классов, так как с классом буржуазии покончено окончательно[ ]. Эксплуатация отмерла, но классы остались, так как осталось экономическое неравенство классов, поэтому социализм не был завершён. Наступает юридическая концепция определения класса, когда вся частная собственность , которая «позволяет одной части общества присваивать себе труд другого…», должна перейти в государственную форму собственности. Начиная с 1960-х годов понятие о классовой борьбе трансформировалось. В то время считалось, что главная составляющая классовой борьбы перешла от процессов внутри государства к внешним: мирного соревнования социалистической и капиталистической мировой системы. Определение классов не изменялось и развитие социализма было направлено по пути обобществления. Обобществление собственности представляется одним из самых существенных, «конституирующих» признаков социализма - чем больше юридически обобществлённой собственности тем больше социализма. Наступила юридическая концепция, основной задачей которой является достижение экономического равенства классов. Юридическая концепция базируется на отношении к собственности на средства производства, если все средства производства при социализме будут обобщены, то не будет экономического неравенства классов. Политическая концепция классов является частным случаем юридической, так как в политической основная цель была преобразование частной собственности в общественную путём отъёма собственности. Юридическая концепция не поможет объяснить случай, когда рабочий борется за интересы рабочих но, достигнув высокой квалификации в труде и заработной платы, постепенно переходит на сторону оппозиции. С юридической точки зрения, его классовая принадлежность не изменилась, так как его отношение к собственности на средства производства осталось таким же. Марксисты такое поведение рабочего объясняют продажностью, но дело оказывается объективно глубже. В то время, когда «Выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным…» по Конституции СССР 1977 года (Введение), тогда было достигнуто экономическое равенство классов. Это основано на том, что полная паспортизация села для свободы переезда в обеспеченные города началась лишь 1 января 1976 года по документу "Положение о паспортной системе в СССР", утверждённому постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года за №677. Это основано на том, что к 1976 году 99% собственности на средства производства стала социалистической, общество в СССР перешло на новую качественную ступень – было достигнуто экономическое равенство классов, но опять социализм не был завершён. При этом отмерла юридическая концепция классов. На этот момент теория классов должна была преобразоваться в экономическую концепцию, но не получилось. Разработано много трудов о противоречиях типа между городом и деревней, между умственным и физическим трудом. Но всё это не затрагивает интересов классов, экономическое равенство классов лишило общество движущей силы развития производительных сил. Для достижения развитого экономического социализма рабочий класс должен был уничтожить свой собственный нынешний способ присвоения . Об этом писал К. Маркс в статье «Манифест коммунистической партии»: «Все прежние классы, завоевав себе господство, стремились упрочить уже приобретенное ими положение в жизни, подчиняя все общество условиям, обеспечивающим их способ присвоения. Пролетарии же могут завоевать общественные производительные силы, лишь уничтожив свой собственный нынешний способ присвоения, а тем самым и весь существовавший до сих пор способ присвоения в целом.»[ ]. Это необходимое условие достижения социализма. Ни одна из вышеперечисленных концепций классов ответ на этот вызов не даёт. Опыт построения социализма в СССР показывает то, что общество прошло тяжким эмпирическим методом к решению задач построения социализма. Главным критерием уровня развития социализма является оценка по достигнутому соотношению классов в обществе в виде применяемой концепции классов как указывал В.И. Ленин: «…Наша политика отличается тем, что мы требуем, прежде всего, точной классовой характеристики происходящего…»[ ]. Все концепции классов можно свести в таблицу 1. Концепции классов. Таблица 1. Концепция классов Период в СССР, годы Задача Политическая До 1917 Захват власти 1917 -1936 Политическое равенство Юридическая 1936 -19 77 Экономическое равенство Экономическая 19 77 - … Социализм экономический Экономический принцип понятия классов - это одно из основных требований для победы социализма в экономическом соревновании с капитализмом. 3. Экономическая концепция Для введения решим следующую задачу: Раб, крестьянин и рабочий забивают сто гвоздей в день одинаковым молотком. Заработная плата одинаковая – средства существования. В чём есть принципиальное различие между ними? Классы изучает наука социология, которая представляет в философии социальную форму движения материи. Социальная значимость класса заключается в том, что правящий класс старается сформировать государство по своим представлениям о богатстве государства. Победившие в восстании рабы, становятся рабовладельцами, победившие крестьяне избирают себе нового царя. Именно это движение определяет время смены общественно- экономических формаций. Без интересов трудящихся нет движущей силы революции: раб отдает свою жизнь за светлое будущее - феодализм. В статье «Формула марксизма » показано, что по ИТК существует политэкономическая форма движения материи, которая исследует отношения в обществе между владельцами предприятий в части перераспределения прибавочной стоимости М. Как известно, вся стоимость товара W состоит из следующих частей: C + V + M = W где : C - затраты овеществлённого труда, V- затраты необходимого труда, M- затраты прибавочного труда. Вновь созданная стоимость состоит из затрат необходимого труда V и затрат прибавочного труда M. Если политэкономическая форма движения материи исследует перераспределения прибавочной стоимости М, то следовательно в социальной форме движения материи производятся исследования отношений в обществе между владельцами рабочей силы в части перераспределения совокупной стоимости необходимого труда V. Насколько разделение всей вновь созданной стоимости на движение прибавочной стоимости и движение необходимого труда позволило выявить основной закон прибавочной стоимости, на столько же это разделение позволит выявить экономические закономерности развития необходимого труда. Подчиняясь общественному экономическому закону, каждый работник получает свою долю Vi от совокупного необходимого продукта Vo: Vo = ∑ Vi (2) Графически это перераспределение можно представить как на рисунке 1 : V1 Vо V2 V3 Рис.1 Перераспределение совокупной необходимой стоимости Vo. Таким образом, всегда имеются определённые способы перераспределения совокупной необходимой стоимости в обществе. А это очень близко к определению классов у В.И. Ленина: «Классами называются большие группы людей, различающиеся … по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.» [ ]. Именно «способы получения… доли общественного богатства» будут рассмотрены в дальнейшем. Важным шагом является то , перераспределять можно только получаемый доход, а не затраты труда V. Для работника доходом является его заработная плата ЗП, которая в среднем равна сумме затрат его необходимого труда V за месяц: ∑ ЗПi = ∑ Vi Таким образом, для определения классов важно понимать законы перераспределения заработной платы. Социальная форма движения материи определяется движением необходимого для существования продукта V . Базисный закон социологии определяет способ перераспределения совокупной заработной платы ЗПо между работниками. В марксизме основными производственно-экономическими отношениями (ПЭО) общества являются отношения между трудом и капиталом, то есть отношения между рабочим и капиталистом. По ИТК ПЭО усложняются как было показано в статье «Формула капитализма» , на пример, добавляются ПЭО между капиталистами, определяемые базисным политэкономическим законом капитализма. Основную совокупность ПЭО для капиталистического общества в ИТК можно представить так: 1. Капиталист – капиталист, 2. Капиталист – рабочий, 3. Капиталист – феодал, 4. Рабочий – рабочий, 5. Рабочий – крестьянин 6. Крестьянин – крестьянин. Основным классообразующим признаком трудящихся является отношение внутри класса: рабочий – рабочий и крестьянин – крестьянин. На эти отношения указывал К. Маркс: «Наемный труд держится исключительно на конкуренции рабочих между собой»[ ] . Способ распределения необходимой стоимости различен для различных классов. Определяющей силой в формировании распределения дохода является господствующий класс, подчиняющий все отношения в обществе своим интересам. Созданная необходимым трудом стоимость (необходимая стоимость) количественно равна стоимости средств для восстановления рабочей силы. Она выплачивается работнику в виде заработной платы (далее – ЗП). Так для рабочих характерна сдельная форма оплаты труда, для раба – форма оплаты труда (ФОТ) повременная, а для крестьянина форма оплаты труда – аккордная. В самом общем случае можно назвать следующие факторы, распределения ЗП: отработанное время, количество обработанных изделий, орудия труда, новая техника. Рассмотрим форму распределения ЗП при рабовладельческом строе. Раб приравнивается к животным, по - этому ему выделяется ежедневно необходимое количество пищи, одежды и жилья для восстановления его сил. Эта форма ЗП является функцией времени и не зависит от количества товаров и внедрения НТ. Условно форму оплаты труда раба можно назвать повременной и описать формулой: ЗПрб = к х Т где: к – коэффициент оплаты труда ; Т – отработанное время. Представление о том, что рабы ходят в набедренной повязке и рабский труд представляет собой постоянное насилие не верно, хозяин относится к рабу так же как к лошади. В свою очередь рабы в основном довольны своим положением. Как это ни странно, но в современном обществе к классу рабов относится большинство инженеров, так как у них тоже повременная форма оплаты труда. Инженер старается получить больший оклад и премию по результатам труда, но форма оплаты труда от этого не зависит, она остаётся у него такая же – рабская. Необходимо отделять заработную плату и премию. Премия используется работодателем для компенсации незаинтересованности работника в повышении производительности труда. Способ распределения заработной платы определяет производственные отношения работника. Нельзя примешивать к системе оплаты труда систему премирования так как система премирования предназначена для корректировки недостатков системы оплаты. При феодализме форма оплаты труда имеет более сложную форму, крестьянин в отличие от рабов был заинтересован в совершенствовании орудий и методов ведения хозяйства. Рассмотрим ФОТ на оброчной форме земельной ренты в виде десятины (десятина – десятая часть стоимости проданного товара). Десятая часть товара отдавалась феодалу, а девять десятых использовалось для обеспечения необходимого уровня жизни семьи крестьянина. В результате года работы крестьянин продаёт на рынке товар. Стоимость этого товара равняется произведению цены товара Ц на количество N. Из полученной суммы денег крестьянин выплачивает феодалу оброк Об и расплачивается за стоимость орудий труда От. В его пользовании находится остаток от всех этих выплат, который при делении на двенадцать месяцев представляет заработную плату крестьянина ЗПк за месяц: ЗПк = (Ц х N - Об – От) /12 Такая ФОТ называется аккордной. Крестьянин может активно влиять на величину своей оплаты труда за счет уменьшения затрат труда применением НТ. Этим объясняется радикальное изменение отношений трудящихся при феодализме при переходе от рабовладельческого строя. Заинтересованность крестьян в развитии производительных сил применением НТ позволило феодальным хозяйствам развивать свои производительные силы большими темпами по сравнению с рабовладельческим обществом. Это, в конечном счете, предопределило поражение рабовладения. Все капиталистические отношения при капитализме подчиняются капиталистическому закону прибавочной стоимости - закон средней нормы прибыли. Этот капиталистический закон предусматривает распределение дохода участников производства прямо пропорционально затраченных ресурсов: для капиталиста - капитала , а для рабочего - рабочая сила. При капитализме преимущественной ФОТ рабочего является сдельная. Это связано с высокой степенью разделения труда, благодаря чему становится выгодно использовать работника длительное время на одной операции. Оплата труда рабочего определяется как произведение количества обработанных товаров N на величину оплаты труда в единице товара Зе: ЗПр = N х Зе Все ФОТ для различных классов трудящихся показаны в таблице 1: ФОТ классов трудящихся. Таблица 1 Класс Распределение стоимости необходимого труда ФОТ Формула Рабский Крестьянский Рабочий Повременная Аккордная Сдельная ЗПрб = к х Т ЗПк = (Ц х N-Об-От)/12 ЗПр = N х Зе Таким образом, класс образуется в результате принадлежности к определённой форме оплаты труда. Класс образуется в результате складывания отношений внутри социальной группы. Только после этого класс становится классом в себе. Надо отметить, что капиталисты так же объединены системой перераспределения доходов в форме равной прибыли на равный капитал. Надо отметить, что доходом является как вновь созданная стоимость так и природная рента. В итоге получается различие классов в определении В.И. Ленина «…по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают»[ ] определяется различием форм получения дохода. В итоге получается такое определение классов: Класс - это политическая социальная группа, объединённая формой получения дохода. Согласно идеологии творческого класса, изложенной в книге «Социал» [ ], социальная форма движения заключается в развитии видов систем распределения необходимого продукта в обществе. Здесь понятие «форма» подразумевает собой принцип организации, на пример, «форма государства, форма правления, форма слова». Данное определение справедливо и для эксплуататорских классов, для них в докладе «Формула марксизма» показаны математически характерные принципы организации перераспределения прибавочной стоимости. На пример, для капиталистов – это закон средней нормы прибыли. Исходя из этого определения, Коробочку Н.П. можно отнести к феодалам и рабовладельцам, но правильнее отнести к рабовладельцам как более низшему уровню производственных отношений. Раб, крестьянин и рабочий забивают сто гвоздей в день одинаковым молотком. Принципиальное различие между ними заключается в ФОТ. Спроси у человека какая у него форма оплаты труда и тогда узнаешь к какому классу он принадлежит. 4. Система отношений Каждый класс порождает собственное мировоззрение. На пример, завоевание власти капиталистами происходит под лозунгом «Свобода. Обогащайтесь», а завоевание власти рабочим происходит под лозунгом «Мы не рабы, рабы немы». Пример об изменчивости рабочего теперь стал более понятным. Рабочий достиг высокой квалификации , при этом капиталист заинтересован в снижении затрат на контроль рабочего и соответственно переводит его на повременную форму оплаты труда , но более высокую. Со сменой формы оплаты труда меняется классовая принадлежность, то есть этот человек из класса рабочих переходит в класс рабов. Чисто психологически это понятно, так как этот высокооплачиваемый раб получает заработную плату больше чем высокооплачиваемый рабочий и претензий к нему не может быть, но главное: надо теперь понимать то, что у него стало мировоззрение раба. В этом объективном анализе проявляется механизм перемещения в оппортунизм некоторых членов социалистического движения. Что же подразумевал К. Маркс, когда писал в статье «Манифест коммунистической партии»: «… Пролетарии же могут завоевать общественные производительные силы, лишь уничтожив свой собственный нынешний способ присвоения, а тем самым и весь существовавший до сих пор способ присвоения в целом.» [ ]? С учётом экономического определения класса в ИТК, эту фразу нужно сформулировать так: «… Рабочий класс сможет завоевать общественные производительные силы, лишь отрицая свою собственную систему перераспределения доходов…». Как ранее было показано перераспределять можно совокупную прибавочную стоимость и совокупную заработную плату. При перераспределении совокупной прибавочной стоимости государство на этапе экономического социализма должно принципиально отказаться от перераспределения в соответствии с капиталом (даже рабочей силы как капитала) и принять перераспределение совокупной прибавочной стоимости в соответствии с силой общественного знания. Более подробно об этом написано в статье «Формула социализма». Возрастание производительных сил приведёт к новому уровню качества учета стоимости работы и росту доли общественных фондов потребления, но плата по труду будет основным источником жизни трудящихся. В таких условиях возможно перейти на форму оплаты труда комбинированную – совокупность повременной, аккордной и сдельной ФОТ или любая из них. Раз стоимость выполнения работы известна, то сам трудящийся может выбрать любую ФОТ. Есть множество примеров в СССР, так применение аккордной формы оплаты труда в строительстве по Щёкинскому методу позволило повысить производительность труда в несколько раз, такой же результат был и в промышленности на Калужском турбинном заводе и в других отраслях. Создаётся положение, когда нет определённой фиксированной ФОТ для социальной группы трудящихся, при этом понятие «класс» начинает отмирать. Что же происходит в современном мире с классами? Римский учёный-энциклопедист и писатель I века до нашей эры Варрон определил раба как «говорящее орудие». Исламская Республика Мавритания сама последняя из государств в 2007 году юридически отменила рабство [ ]. Человечество должно радоваться: закончилось рабство юридическое и наступило эра рабства экономического. Проявление этого в следующем: «В США за 1950-70-е годы их доля уменьшилась с 70 до 30%; во Франции за 15 лет (начиная с начала 60-х) она упала с 40 до 15%; в 90-е годы в среднем 70-80% работников в развитых странах получают повременную заработную плату, в США их доля достигла 86% .» [ ]. Важнейшую роль в этом процессе перехода со сдельной ФОТ на повременную играет автоматизация. Капитализм вышел на новую ступень своего развития – экономическое рабство. Понятие «раб» многозначно, так в словаре Ушакова есть пять значений, наиболее близким является такое: « раб – это тот, кто зависит от другого, кто лишен свободы действий (в силу экономической эксплоатации, политической или иной зависимости и т. д.).»[ ]. Для борьбы за социализм важно понимать что «Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб.» В.И. Ленин (1907 год). Таким образом, в будущем на экономической стадии развития социализма должна радикально измениться система перераспределения совокупной прибавочной стоимости и система перераспределения заработной платы. Заключение Развитие общества происходит на основании развития классов. На примере СССР показано несколько концепций классов, возникающих по мере развития социализма: политическая, юридическая и экономическая. Эти концепции определения классов взаимосвязаны с конкретными событиями развития СССР. Для разработанной экономической концепции за основу взято определение классов, которое дал В.И. Ленин во второй его части «способы получения… доли общественного богатства». Было заменено понятие «способы получения доли» на понятие формы получения дохода. В результате было получено определение класса: класс - это политическая социальная группа, объединённая формой получения дохода. Переход от юридического принципа определения класса к экономическому позволяет отыскивать экономические интересы классов более системно. Дальнейшем необходимо раскрыть темы «Классы при социализме» и «Современные классы России» по экономическому принципу классов. Принятые сокращения ЗП – заработная плата. ИТК - идеология творческого класса. ПЭО - производственно-экономические отношения. ФОТ - форма оплаты труда. НТ - новая техника. Шагин А.А. декабрь 2016 г. Shagin55@yandex.ru Список литературы 1 В.И. Ленин ПСС Том 31 , стр. 343. 2 Маркс К. и Энгельс Ф., Избранные произведения в трех томах, том 1, М. 1986 г., стр. 90. 3 Маркс К. и Энгельс Ф., сочинения , т. 4, с. 424 , Москва, 1955 г. 4 Маркс К. и Энгельс Ф., сочинения , т. 4, с. 434, Москва, 1955 г. 5 Маркс К., Капитал, т. 3 , с.964, Москва, Издательство политической литературы 1985 г. 6 Маркс К. и Энгельс Ф., сочинения , т. 4, с. 424, Москва, 1955 г. 7 В.И. Ленин, ПСС т.39 , с. 15. 8 Социологический энциклопедический словарь / Ред.- координатор Г.В. Осипов -М., 1998 г. 9 Волков Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2003, с. 251. 10 http://www.eifgaz.ru/chunkov22-13.htm. 11 В.И. Ленин, ПСС т.12 , с. 109. 12 В.И. Ленин ПСС т.41 , с.15. 13 В.И. Ленин, ПСС т.40 , с. 304. 14 Сталин И.В. Итоги первой пятилетки. Соч., т. 13, стр. 206-212. 15 Сталин И. В. О проекте Конституции Союза ССР: Доклад на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 года, § III. 16 Маркс К. и Энгельс Ф., сочинения , т. 4, с. 434, Москва, 1955.. 17 В.И. Ленин ПСС Том 31 , стр. 343. 18 В.И. Ленин, ПСС т.39 , с. 15. 19 Маркс К. и Энгельс Ф., сочинения , т. 4, с. 436, Москва, 1955. 20 В.И. Ленин, ПСС т.39 , с. 15. 21 Шагин А.А. , Социал. СПб: ИД А.Д. Генкин, 2006, ISBN 5-98947-030-4, (http://yadi.sk/d/1qH30dT1F4DZw). 22 Маркс К. и Энгельс Ф., сочинения , т. 4, с. 434, Москва, 1955. 23 Mauritanian MPs pass slavery law, BBC News (9 августа 2007). Проверено 8 декабря 2011. 24 http://www.elitarium.ru/oplata-truda...uchest-kadrov/. 25 http://tolkslovar.ru/r6.html. |
23.12.2016, 11:17 | #2 |
Новичок
Регистрация: 05.04.2013
Сообщений: 26
Репутация: 41
|
Отзывы
Да-а! Тяму не хватает!
Это означает , что даже своего представления о классе нет. |
07.01.2017, 09:15 | #3 | |
Местный
Регистрация: 17.12.2007
Сообщений: 6,219
Репутация: -311
|
Цитата:
Вы уверены, что всё что Вы рекомендуете не навредит никому? Вы требуете понять что такое, к примеру, "класс". Но для этого надо, по меньшей мере Ваше мышление, Ваше понимание. А этого нет, у каждого свое понимание. Кроме того, Вы опираетесь на Маркса и его однодумцев. А они не решали задачи формирования мышления у членов общества. Они решали задачу "справедливости распределения произведенного продукта". Но ! Производство любого продукта это дело вторичное, дело предварительного мышления и Маркса, и владельца - собственника, и рабочего и т.д.... Спасибо. |
|
08.01.2017, 10:46 | #4 |
Новичок
Регистрация: 05.04.2013
Сообщений: 26
Репутация: 41
|
Учиться
|
08.01.2017, 20:25 | #5 |
Местный
Регистрация: 04.11.2013
Сообщений: 1,469
Репутация: 117
|
Карл Маркс и Фридрих Энгельс в статье «Манифест коммунистической партии»...
|
27.01.2017, 08:10 | #6 | |
Местный
Регистрация: 17.12.2007
Сообщений: 6,219
Репутация: -311
|
Цитата:
Чему и как учится? Ни Вы ни Ленин не предлагали и не знаете и думаете что надо зубрить Маркса как молитву. В том-то и глупость. Надо учить уму сохранения и развития жизни. к примеру. Как по Вашему вор, убийца, миллиардер развивают жизнь или угнетают? Всё ли в действиях президента каждый день способствует развитию жизни? Вы-то от жизни чего хотите? К примеру... Классов не существует. Есть только разная обеспеченность, положение в обществе и образование. Так почему существует эта разница? потому что такая идеология руководства обществом. "Кто успел, тот и съел". Неравенство, оттуда и все проблемы. Всем одинаковое образование и воспитание... Спасибо. |
|
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
В школе пол класса не русские, что делать? | neupkev | Наука и образование | 44 | 01.05.2015 17:55 |
К выработке Новой Идеологии рабочего класса | voxverus | Планируем новый российский социализм | 27 | 22.12.2014 08:42 |
Безмолвие рабочего класса: лицом к пролетариату | ELEKTRO | Акции протеста в России | 3 | 28.07.2011 23:34 |
КПРФ – партия рабочего класса и интеллигенции | Admin | Обсуждение статей из красного интернета | 56 | 24.12.2008 14:57 |